Открытие Гвианы» Уолтера Рэли как источник по истории английской колониальной экспансии
Студентки 2 курса гр.2021
Филатовой Елизаветы
Руководитель семинара:
Ведюшкин В.А., к.и.н
Москва 2013
Оглавление:
Вступление…………………………………………………………………………….3
Личность Уолтера Рэли в историческом контексте……………..7
Английская колониальная экспансия…………………………………..12
Особенности взгляда европейца на мир индейцев…………….15
Заключение……………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………..23
Вступление.
В XVI век Англия вступила развивающейся страной с устойчивым ростом населения. Ее крупные города быстро превращались в промышленные и торговые центры Европы, между ними пролегла сеть коммуникаций, которая способствовала установлению прочных торговых связей. Развитие капиталистического уклада было ярко видно на примере сукноделия, которое совершенствовало свои технологии и налаживало массовое производство. Возникали мануфактуры, где работали крестьяне, пришедшие на заработки в город, разорившиеся ремесленники и дети бедняков.
Но главным отличием XVI века в Англии от предшествующих веков было возникновение английской колониальной экспансии в отношении Америки. Конечно, английская колониальная экспансия как таковая существовала и раньше – в XII веке было начато завоевание Ирландии, которая впоследствии стала первой английской колонией. Но в XVI веке Англии пришлось бороться за сферы влияния в колониях со странами, которые задались этим вопросом ранее, в большинстве – с Испанией.
В 1600 году возникает Ост-Индская торговая компания - крупная монопольная торгово-капиталистическая компания, которая сыграла впоследствии большую роль в создании английской колониальной империи. По аналогии с ней в 1605 году возникает Вест-Индская торговая компания, которая утверждается сначала на острове Барбадос, затем на Бермудских и Багамских островах.
Одним из основателей английской колониальной системы был сэр Уолтер Рэли (существует не менее 15 вариантов транскрипции его фамилии, которая писалась как Ralegh, теперь ее пишут Raleigh, но произносили и произносят и в Англии и вне ее пределов по-разному — Рэли, Рели, Ралей, Роли и т. д.). Рэли прославился в первую очередь тем, что он посылал экспедиции для открытия и изучения новых земель в Америке. В некоторых из них он сам лично принимал участие.
Согласно заявленной теме доклада, источником в данной работе будет являться книга путевых очерков сэра Уолтера Рэли «Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи с прибавлением рассказа о великом и золотом городе Маноа (который испанцы называют Эль Дорадо) и о провинциях Эмерия, Арромая, Амапая и других странах с их реками, совершенное в году 1595 сэром У. Рэли, капитаном стражи ее величества, лордом-управителем оловянных рудников и ее величества наместником графства Корнуэлл».
Первое издание этой книги вышло спустя год после возвращения ее автора из Южной Америки, в 1596 году, и произвело сенсацию. Вскоре появились ее переводы на латинский, немецкий и голландский языки, а также вышло новое издание. Интерес к книге был обусловлен временем ее появления – на рубеже XVI-XVII веков в западноевропейских странах чрезвычайно возрос интерес к далеким странам. Интересный и необычный для того времени сюжет также привлекал читателей.
Для историков эта книга ценна тем, что это полное и подлинное описание, составленное современником начала эпохи колониальной экспансии Англии.
Историографияпредложенной темы не слишком обширна. Если по английской колониальной экспансии в целом было написано много научных трудов, то Уолтер Рэли и экспедиции его времени не часто фигурируют в них. Для написания доклада были выбраны книги, в которых преимущественно говорится об открытии и освоении в ходе английской колониальной экспансии именно Америки. Не стоит забывать, что экспансия Англии распространялась не только на Америку, а также на Африку и Азию, где была образована Ост-Индская торговая компания. Впрочем, об этом будет упомянуто в разделе, посвященном описанию этой экспансии, так как для того, чтобы понять действия англичан в Америке стоит иметь представление обо всех направлениях экспансии.
Для описания биографии самого сэра Уолтера Рэли была использована энциклопедия «Культура Возрождения», где дано подробное описание его жизни и деяний. Эта энциклопедия создавалась, для того чтобы восполнить отсутствие в отечественной и зарубежной историографии полного научно-справочного издания по истории эпохи культуры Возрождения. В ее статьях представлены сведения о жизни и творчестве деятелей культуры стран Западной и Центральной Европы XV-XVI веков, в том числе и Рэли. Также при написании биографии были использованы статьи Татьяны Яровинской «Взлет и падение сэра Уолтера Рэйли» (http://world.lib.ru/t/tatxjana_j/reily.shtml) и И.А.Муратова «Уолтер Рэли» из серии «Сто великих авантюристов» в библиотеке Аномалия (http://a-nomalia.narod.ru/100avant/12.htm). Однако не известны источники, использовавшиеся при написании этих статей, поэтому информацию, указанную в них нельзя считать достоверной. В связи с этим они использовались в основном в ознакомительных целях, в связи с малым количеством литературы, описывающей биографию сэра Уолтера, и в работе не будут присутствовать ссылки на эти статьи.
Монография «История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков» является первым в отечественной историографии исследованием, написанным совместно известными российскими и зарубежными специалистами. В томе проанализированы основные тенденции развития исторической мысли в Испании и Португалии, а также появление первых исторических работ, затрагивающих проблемы древнейших цивилизаций Нового Света. Полезными для написания данной работы оказались разделы, связанные с ранним периодом истории Латинской Америки, в которых описываются преимущественно испанские первооткрыватели, но также есть описания и некоторых англичан.
Использовавшийся в работе сборник «Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники)» посвящен вопросам экономической, социальной и внешнеполитической истории Англии XVI-XVII веков, которые были мало исследованы в советской медиевистике, а также событиям реформации и контрреформации.
Колониальная экспансия европейских государств подробно описывается в работе известного советского историка академика Евгения Викторовича Тарле «Очерки колониальной политики западноевропейских государств (конец XV – начало XIX в.). Книга является первой полноценной работой о колониализме в России. Для использования в написании работы были выбраны четвертый и пятый очерки, так как в них описывается именно английская колониальная политика, в частности экспедиции в Северную Америку.
Сборник статей «Природа в культуре Возрождения» посвящен многообразным проявлениям идеи природы в культуре Возрождения – анализу философского понятия «натура», соотношению идеалов городской и сельской жизни в гуманизме и утопической мысли эпохи Возрождения, художественному воплощению образа природы в литературе Ренессанса, проблемам пейзажной живописи. Особое внимание уделено идее гармонии человека и природы. Нас преимущественно интересовали статьи Дмитрия Эдуардовича Харитоновича и Владимира Федоровича Мордвинцева, где описываются взгляды европейцев на природу и население Америки.
Также статья Виктора Николаевича Земскова, российского историка, доктора исторических наук и научного сотрудника Института российской истории РАН «Первооткрыватели Нового Света» дает много информации для понимания сущности индейцев и их мира.
Итак, задачей данной работы являлось, в основном, показать мир индейцев с точки зрения прибывших в их страну европейцев по оставшимся воспоминаниям, в первую очередь по «Открытию Гвианы» сэра Уолтера Рэли. Также надо было подробно рассмотреть биографию самого Рэли и историю английской колониальной экспансии, о которых нельзя не упомянуть в рамках заданной темы доклада.
Личность Уолтера Рэли в историческом контексте.
Уолтер Рэли родился в 1552 или в 1554 году в городке Бадли-Сэлтертон графства Девон в семье выходца из Плимута Уолтера Рэли и его третьей жены Катерины Чемпероуэн. Детство и юность провел в поместье Хайес. Уже в 1560-х сражался на стороне гугенотов во Франции, участвовал в битвах при Жарнаке и Монконтуре. Затем он несколько лет учится в оксфордском Ориел Колледже, который закончил без получения формальной степени[1].
Впервые при дворе Рэли появляется в 1577 году, но уже через год, скорее всего, воюет в Нидердандах. Также интересно, что в 1578 году в качестве капитана корабля он принимал участие в экспедиции к берегам Северной Америки. Именно тогда и состоялось его знакомство с Вест-Индией.
После подавление восстания в Ирландии в 1581 Рэли возвращается в Лондон, где состоялось его знакомство с королевой Елизаветой. Стоит упомянуть об известной легенде, связанной с этим событием. Однажды, когда в его присутствии королева должна была перейти через лужу, он бросил в грязь свой дорогой плащ, чтобы она не запачкала ног и ступала по плащу.
В то время Елизавете было уже сорок девять лет, в то время как Рэли - всего лишь тридцать. Он сумел произвести на нее сильное впечатление, вследствие чего весьма скоро был приближен ко двору и сделался одним из фаворитов королевы. Более того, он был посвящен в рыцари, получил особняк в Лондоне и обширные земельные владения. Королева также выдала ему патенты на торговлю вином и экспорт сукна. В дополнение к другим должностям, Рэли был назначен вице-адмиралом Корнуолла и Девона.
Идеи Рэли всегда были неотрывно связаны с колониальной экспансией Англии, особенно с продвижением в Северную Америку. С конца 1570-х годов он с Хэмфри Джилбертом, который приходился ему братом, участвовал в снаряжении каперских судов и организации экспедиций. Когда Хэмфри не вернулся из экспедиции, в которой намеревался найти северо-западный путь в Индию, Рэли получитл его патент на открытие и заселение всех земель в Северной Америке, еще не принадлежавших христианским государям[2].
В 1584-1585 годах Рэли организовывает две экспедиции в Америку для исследования ее территории. Первое плавание было совершено с разведывательными целями капитанами Филиппом Амадасом и Артуром Барлоу. Открытые в этой экспедиции земли вдоль реки Роанок были названы Вирджиния (от англ. virgin – девственница) в честь королевы Елизаветы. Вторая экспедиция под руководством Ричарда Гринвилла перевезла на новые земли сто колонистов. Но после возникновения неизбежных проблем разного рода в 1590-х годах Рэли теряет интерес к Северной Америке.
В 1588 году Уолтер Рэли принимает участие в подготовке отражения нападения испанского флота, называемого также Великой Армадой, однако доподлино неизвестно, принимал ли он участие в самой битве.
В 1591 году королева назначила своего фаворита вице-адмиралом в экспедиции на Азорские острова, но в последний момент она изменила решение и его заменил сэр Ричард Гринвилл.
В ноябре 1591 года Рэли тайно женился на фрейлине королевы Элизабет Трокмортон, а в марте следующего года Элизабет родила сына. Узнав об этом, Елизавета была вне себя от ярости и приказала арестовать обоих супругов.
Однако через два месяца, 15 сентября 1592 года в Дортмунд вернулась Азорская экспедиция. Елизавета боялась обмана, поэтому отправила именно его прямо из тюрьмы для проведения ревизии и составления отчета о прибыли по результатам пиратского рейда. Он сумел взыскать со своих людей королевскую долю, однако после окончания подсчетов был снова водворен в Тауэр. Только 13 декабря 1592 года супругов выпустили на свободу.
В 1594 году сэр Уолтер задается новой идеей - найти мифическую южноамериканскую страну Эльдорадо (исп. El Dorado — «позолота»), полную золота и драгоценных камней. Многие испанские колонисты верили, что этот баснословно богатый индейский город находится в глубине материка. Его легендарного правителя звали Эль Дорадо (позолоченный), потому что перед купанием он покрывал тело слоем золотой пыли. Он лично участвовал в организованной им экспедиции 1594-1595 годов, но поиски в районе Гвианы не принесли успеха.
Рэли предполагал, что Гвианская империя лежит прямо на восток от Перу по направлению к морю, на экваторе, и изобилует золотом более, нежели любая иная часть Перу, и в ней столько же или еще больше великих городов, чем было даже в Перу, когда страна более всего процветала. Она управляется по тем же законам, и император, и народ придерживаются той же веры и той же формы и вида правления, что в Перу, не отличаясь ни в чем.[3] Но это было не вожделенное Эльдорадо. Тем не менее, итогом его путешествия была книга путевых очерков «Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи с прибавлением рассказа о великом и золотом городе Маноа (который испанцы называют Эль Дорадо) и о провинциях Эмерия, Арромая, Амапая и других странах с их реками, совершенное в году 1595 сэром У. Рэли, капитаном стражи ее величества, лордом-управителем оловянных рудников и ее величества наместником графства Корнуэлл». Несмотря на то, что привезенные им руды содержали совсем немного золота, по возвращении ему был оказан достаточно теплый прием.
Но 24 марта 1603 года умерла Елизавета. На английский престол вступил под именем Якова I король Шотландии Яков VI Стюарт. Это привело к ухудшению положения Рэли при дворе, так как еще при жизни королевы он высказывался против него как кандидата на английский престол. Вскоре он был обвинен в участии в заговоре, целью которого якобы было убийство Якова с целью возведения на трон его кузины, леди Арабеллы Стюарт. Его судили и приговорили к смерти. В приговоре было сказано: «Осуждённого повесят, но ещё живым вынут из петли, обнажат тело, вырвут сердце, кишки, половые органы и сожгут их на огне. Затем голову отделят от тела, которое расчленят на четыре части. Да спасёт Бог его душу»[4]. Интересно, что впоследствии была доказана полная несостоятельность и даже абсурдность приговора, а этот процесс назвал одной из самых позорных страниц британской истории[5].
Внезапно король Яков решил отложить казнь, в ожидании которой Рэли провел в Тауэре 12 лет. Все эти годы он много и напряженно работал. В тюрьме им были написаны «Трактат о кораблях», «Обзор королевского военно-морского флота», «Прерогативы парламента», «Правительственный совет» и, наконец, «История мира», доведенная до 130 года до н. э.
К Рэли нередко приходил наследник престола принц Генри, которого он обучал разным наукам, стараясь воспитать из принца Уэльского будущего идеального государя, однако внезапно Генри умирает. Рэли тяжело переживает его смерть, будучи уверенным, что принца убрали из-за того, что сэр Уолтер оказывал на него сильное влияние.
В 1616 году Рэли внезапно получил разрешение на экспедицию в Гвиану, прошения о которой он посылал королю на протяжении пяти лет. Яков дал согласие на экспедицию при условии, что он будет действовать на территориях, не находящихся под контролем Испании и не будет нападать на испанские гарнизоны.
В марте 1617 года Уолтер Рэли вышел в путь с несколькими кораблями. Он не мог не понимать, что в случае неудачи его ждет смерть, но, к сожалению, его ждали только неудачи. У Сен-Тома англичане, несмотря на наказ короля, вступили в стычку с испанцами, в бою погиб старший сын самого Рэли. Золото не было найдено.
После возвращения в Англию сэр Уолтер сразу был арестован по наущению испанского посла. Как большую милость ему объявили, что король изменил условия казни: Рэли должны были просто обезглавить, без четвертования и вырывания внутренностей. Стоя на эшафоте и рассматривая топор палача, он сострил в последний раз: "Это лекарство — снадобье острое! Но врачует от всех болезней!"[6]
Голова сэра Уолтера была передана его жене. Леди Элизабет похоронила тело мужа в церкви святой Маргариты в Вестминстере, а набальзамированную голову хранила у себя 29 лет, до своей смерти, после которой была похоронена рядом с мужем.
Кроме путешествий Рэли прославился также своими литературными произведениями - пасторальными стихотворениями, где он выступал в роли пастуха, циклом возвышенных поэм «Океан к Цинтии» и рядом других стихотворений, написанных под влиянием ренессансной традиции. Из прозаических произведений кроме «Открытия Гвианы» известны такие его работы как «Правдивое донесение о битве на Азорах этим летом», «Мнение об Испанской угрозе». Также известно, что он увлекался математикой и алхимией.
Английская колониальная экспансия.
Невзирая на удобное островное положение, Англия не вошла в число лидеров эпохи Великих географических открытий. По сравнению с Испанией и Португалией она опоздала примерно на тридцать лет, однако это были чрезвычайно важные годы для развития колоний, поэтому был упущен выжный исторический момент[7]. Лишь только итальянцы Джованни и Себастьяно Каботто в 1496-1497 годах обследовали побережье Северной Америки и район Ньюфаундленде в интересах английской короны, где открыли для нее богатейшие рыбные промыслы.
«В трактатах того времени можно встретить многочисленные призывы к поискам колоний. «Разве не странно, что государства Европы так долго спали?» - риторически вопрошает автор трактата «Новая Британия». Автор «Правдивого сообщения о состоянии колонии в Виргинии» восхваляет колонистов, которые покупают у туземцев жемчуга земные в обмен на жемчуга небесные, т.е. приобщают их к христианству»[8].
Северо-восточное направление осваивали Ф. Уиллогби и Р.Ченслер. Они надеялись добраться по Северному Ледовитому океану до Индии и Китая, но, обогнув Скандинавию, замерзли во льдах в районе Холмогор. Оттуда Ченслер добрался до Москвы, где и были установлены дипломатические и торговые отношения между Россией и Англией. Иван Грозный принял англичан чрезвычайно приветливо, так как понял, что непосредственная торговля с Западом, без транзита через Швецию, Литву и Польшу, сулит ему большие выгоды[9]. Также, в Московии англичане обнаружили выгодный торговый путь в Персию через Волгу и Каспийское море[10].
Торговля с Персией доказывала, что англичане находятся на пути к своей цели – Индии. С XVII века интерес к открытию северо-восточного пути туда ослабевает. Однако, попытки попасть туда через северо-запад еще встречались, одна из них связана с именем Хэмфри Джильберта, брата Уолтера Рэли, о котором уже упоминалось в связи с тем, что ему не удалось осуществить свои намерения. Продвигаясь на восток, англичане создали в 1599 году Ост-Индскую торговую компанию, которая утвердилась в Индии. Сама Индия стала для них плацдармом для проникновения в Китай и Японию, где в 1613-1623 годах существовала английская торговая фактория.
Однако не в меньшей мере английская торговая экспансия была направлена в Новый Свет. Попытки английской колонизации со второй половины XVI столетия направлялись преимущественно на крайний север американского континента потому, что сами мореплаватели избегали побережья уже занятого испанцами[11].
С середины 60-х годов Вест-Индские власти ужесточили меры против сношений колонистов с англичанами («контрабандистами» и «еретиками»), в то время как раньше купцы из Дорсета, Девоншира и Корнуола поставляли английские товары и африканских рабов в испанские колонии. Теперь корабли конфисковывались вместе с товарами, а членов команд вешали на реях.
Следствием стала необъявленная война, которая развернулась между англичанами и испанцами, после того как в 1572 году англичанин Френсис Дрейк захватил в Карибском море несколько испанских кораблей с богатой добычей. Рейды англичан носили полупиратский-полукоммерческий характер и были прибыльным делом: в них охотно вкладывали средства дворяне приморских графств, купечество, даже члены Тайного Совета и сама королева, хотя официальный Лондон никогда не признавал своего участия в этих предприятиях[12].
В 1577 году королева и Тайный Совет одобрили план Ф. Дрейка обогнуть Южную Америку, выйти через Магелланов пролив в Тихий океан и захватить серебряные рудники Чили и Перу, которые принадлежали испанцам. Ему удалось пересечь Атлантику, ограбить побережье Южной Америки, захватить несколько испанских галеонов с таким количеством золота, что часть его отдали испанским матросам, обследовать побережье современной Калифорнии («Новый Альбион»), пересечь Тихий океан, остановившись на Молуккских островах и заключив договор о торговле пряностями с местным султаном, пересечь Тихий океан, и, наконец, обогнув Африку, вернуться в Плимут в 1580 году. Захваченная добыча была огромной, что принесло большой доход королеве. В награду она лично произвела Дрейка в рыцари.
Известно, что в 1576-1578 годах Мартин Фробишер и Хемфри Гилберт исследовали Гренландию. Усилиями того же Гилберта и самого сэра Уолтера Рэли возникли первые английские поселения в Виргинии и на о. Роанок, которые, однако, просуществовали недолго[13]. Интересно, что именно из Виргинии Рэли привез в Англию картофель и табак, которые раньше там были неизвестны[14]. Первая постоянная английская колония была основана в 1607 году и получила название Джорджтаун. С начала XVII века туда стали переселяться эмигранты-пуритане, которые основывали там сельскохозяйственные фермы.
В целом, видно, что английская колониальная экспансия распространялась практически во все стороны света, охватывала огромные для того времени расстояния. А Уолтер Рэли стал одним из первых среди тех, кто разглядел ее огромные перспективы и стал их реализовывать в пользу Англии.
Особенности взгляда европейца на мир индейцев.
Формирование комплекса представлений о природе и людях Нового Света произошло не сразу. На протяжении пути формирования европейцы видели в открытых ими землях не только и не столько то, что они видели, сколько то, что они представляли. Они были склонны усматривать лишь привычное для них, а также почитавшееся со времен средневековья истиной о дальних странах – они есть земной рай и чуждый антимир одновременно[15].
В первую очередь европейцев, попадавших в Америку, восхищала ее природа, необычная и нехарактерная для их континента. Все для них было ново в этом новом мире. Уолтер Рэли рассказывает, что они «проходили вдоль берегов самой прекрасной страны, какую когда-либо видели мои глаза. Раньше мы видели лишь одни леса, колючки, кусты и терновник, здесь же были равнины в двадцать миль длиною, с низкой зеленой травой и в разных местах — рощи, как бы насаженные искусственно лучшими садовниками в мире»[16].
У Рэли мы можем найти и описание красоты животного мира: «Когда мы шли рекою, олени будто по зову пастуха подходили кормиться к берегу. На этой реке великое изобилие дичи многих видов; мы видели в ней разных диковинных рыб, удивительной величины, но больше всего там лагартос; в ней тысячи этих отвратительных животных, и здешние люди называют эту реку на своем языке из-за обилия их рекой Лагартос»[17].
Однако, у испанских исследователей мы встречаем не такие радужные описания. Некоторые из них даже относят животный мир к разряду «странного»: ведь его разнообразная фауна совершенно не похожа на все то, что некогда описал Плиний. Здесь встречаются и чудовищные крокодилы с берегов Дарьена (кайманы), и таинственные крупные животные, прячущиеся в дневное время в кронах высоких деревьев, а по ночам издающие устрашающие крики, и огромные рыбы, разбивающие ударом хвоста на мелкие кусочки рулевое управление испанской каравеллы[18].
Но некоторые современные исследователи склонны видеть в этой красоте природы и животного мира нечто пагубное. Российский историк-медиевист Д.Э.Харитонович пишет в своей статье: «Природное может оцениваться как нечто сугубо отрицательное – испорченная природа, не просвещенная светом христианства и культуры. И тогда все эти новые земли – края с дикой, невозделанной природой, полные «странных и неизвестных народов, имеющих зачастую звероподобную натуру»[19]. Ландшафт там дик и в буквальном смысле слова не пускает в себя человека»[20].
При таких ужасных условиях жизни у местных аборигенов сформировались совершенно отличные от европейцев образ жизни и обычаи. Об этом как раз пишет Рэли, рассказывая, что «те народы, что называются арвакас, рассеянные по многим местам к югу от Ориноко (из этих мест и этого народа был наш индейский лоцман), имеют обыкновение толочь кости умерших своих лордов в порошок, а их жены и друзья выпивают этот порошок с различными напитками»[21].
В описании испанского конкистадора Эрнана Кортеса, который, к слову сказать, завоевал Мексику и уничтожил государственность атцеков, мир индейцев показан отнюдь не как бестолковый и безликий, напротив, его приводят в восторг их культурные достижения, мужество. Он даже снисходил до того, что выражал сочувствие терпящим поражения защитникам Теночтитлана. Но это не мешало ему спокойно наблюдать их уничтожение[22].
Уолтер Рэли же относился к индейцам совершенно по-другому и доказал свою лояльность местному населению на деле. Ему пришлось нелегко – испанцы убедили местное население, жившее на пути в Гвиану, что экспедиция его состоит из одних каннибалов и людоедов. Но после того, как англичане поделились с ними едой и вещами, они поняли, что были обмануты. «Я свидетельствую перед величием бога живого, что не знаю и не верю, чтобы кто бы то ни было из нашего отряда силой или иным способом сближался с какой бы то ни было из их женщин, хотя мы и видели их сотни, и имели многих в своей власти, и среди них были совсем юные и большой красоты, бесхитростно находившиеся среди нас совершенно нагими»[23], - клянется Рэли.
Испанцы же действовали совершенно по-другому, в сочинениях испанца Г. Фернандеса де Овьедо правдиво показываются действия его соотечественников как жестокие, бесчеловечные. Он повествовал о пытках, травле индейцев с помощью специально обученных собак, о казнях, о захвате заложников, об уничтожении памятников культуры аборигенов, о сознательном разрушении их хозяйства и т.п.[24] Также и великий французский поэт П.Ронсар считал, что индейцы находятся в «золотом веке» и спрашивал, для чего обучать их «террору закона, который нас самих держит в страхе?» Он был убежден, что аборигенам приносит счастье их собственный образ жизни[25].
Основной документ испанской короны, на базе которого в этот период проводилось обращение аборигенов в христианство, называвшийся Requerimiento (Требование), свидетельствовал, что в конце XV – начале XVI века испанцы упорно пытались заставить индейцев признать духовный авторитет католической церкви и папы и верховенство испанских королей, для чего проводили в отношении коренного населения Нового Света крайне агрессивную политику[26]. Это отмечал и испанский священник доминиканец Бартоломе де Лас Касас, который буквально пришел в ужас от их жестокости, признав институт энкомьенды (форма зависимости населения испанских колоний от колонизаторов) унижающим человеческое достоинство, а осуществляемую испанцами конкисту, согласно требованиям, незаконной[27].
В то же время не стоит забывать о глубоком различии в восприятии и осмыслении событий XVI века индейцами — с одной стороны, и испанцами и португальцами — с другой. «Уровень наиболее высоко развитых индейских цивилизаций соответствовал примерно состоянию Древнего Египта, и дошедшие до наших дней индейские памятники обнаруживают, что сознание их создателей отличалось, так сказать, непроницаемым мифологизмом — они были способны воспринять происходящее только как часть легенды. Ведь индейцы мифологизировали не только неизвестные им феномены (конь, железное и огнестрельное оружие, книга и так далее), но и сам факт появления чужеземцев и завоевание их земель»[28].
Важно, что победу европейцам обеспечили далеко не только технологическое и социальное превосходство. Без учета такого явления, как сила мифа, невозможно объяснить «ласковые» встречи индейцами европейцев, которые поражали первооткрывателей, и легкие победы горстки испанцев над многократно превосходившими их силами местного населения в зоне высоких культур Мексики, Центральной Америки, Перу. Появление чужаков, владеющих чудесными предметами, означало для индейцев исполнение пророчеств о наступлении новых времен, когда они будут подчинены пришельцам-богам[29].
Фрагментарность знаний о природе и населявших Новый Свет индейских племенах позволила некоторым гуманистически образованным авторам отождествить общинные порядки индейцев с золотым веком, ушедшим в прошлое, но страстно желаемым идеальным состоянием человечества[30]. Например, Педро Мартира де Англерия в своей книге «De orbe novo», посвященной Новому Свету, идеализирует индейское население, более того, он отождествляет их образ жизни с мифическим золотым веком. Девственная природа, по его мнению, была идеальным местом обитания для не испорченного цивилизацией естественного человека, восхваление которого занимало значительное место в гуманистической литературе[31].
Более того, в книге Педро Мартира природа Нового Света «обрела черты некоего утопического видения, ее описание во многом схоже с пейзажами типа Аркадии в буколической литературе. Итальянский гуманист постоянно подчеркивает привлекательность, очарование чуть ли не каждого острова, долины или горной гряды»[32]. По его мнению, все в природе Нового Света возвышенно и гармонично. И аборигены Нового Света у Мартира выглядят совершенно не такими, какими они были в дейстительности, так как он рассматривает их сквозь призму волновавших гуманистов проблем. Однако, это и не исключает ценность труда Педро Мартира как исторического источника.
Хотя Рэли сам не представляет эту страну утопией, но можно сказать, что он близок к этому. Его описание похоже на сказочный мир: «В жизни своей не видел я более прекрасной страны и более привлекательных видов — холмов, что там и сям вздымались над долинами, реки, которая змеилась несколькими рукавами. Ближние равнины, где не было ни рощ, ни жнивья, поросли прекрасной зеленой травой, по плотной песчаной почве без труда можно было передвигаться и на коне и пешком; олени встречались на каждой тропе, птицы распевали на деревьях в предрассветные часы на тысячу ладов; тут были и журавли, и цапли, белые, малиновые и алые; легкий восточный ветерок нес прохладу»[33].
Но «раз перед нами земной рай, то он должен быть райски красив. Просто невозможно перечислить все те места у Колумба, где он говорит о красоте открытых им земель. Там должен быть райский климат, где нет ни жары, ни холода и не бывает болезней. Подобные описания встречаются и у тех, кто уже не верит в земной рай в буквальном смысле»[34]. Сам Уолтер Рэли пишет, что по здоровому климату, свежему воздуху, приятности и богатству эту страну нельзя сравнить ни с одной другой ни на западе, ни на востоке[35].
Однако отношение Педро Мартира к индейцам в ряде случаев меняется в зависимости от сведений его информаторов, и тогда образ «доброго дикаря» уступает место «злому, жестокому дикарю». Он описывает «свирепых» караибов, враждебно встретивших испанцев, хотя и эти племена ведут также естественный образ жизни. Он уделяет много места описанию жестокостей индейцев-анторопофагов, обитавших на материке. Установлено, что эти страницы были написаны под влиянием сообщений монаха Томаса Ортиса, крайне враждебно относившегося к индейцам и стремившегося приписать им нечеловеческие качества и обычаи[36]. Но мы находим подтверждение словам Мартира у Рэли, который описывает воинственный народ по рассказу старика-индейца. Множество людей в длинных одеждах и шляпах малинового цвета пришли и уничтожили местных индейцев, живших в большой долине Гвианы. Согласно рассказу, они назывались орейонес и эпуремеи. Но им не удалось захватить народы с названиями иваравакери и кассипаготос. В примечаниях к «Открытию Гвианы» говорится, что приведенные Рэли названия, судя по их окончаниям, связаны с языками карибской семьи, в частности с языком макуши. Вероятно, на этом языке говорили встреченные Рэли в этом районе индейцы, которые и сообщили ему приведенные выше названия. Однако ни в современной литературе, ни в более ранних работах данных о таких племенах не встречается.
Но, к сожалению, в большинстве случаев европейцы не думают, что индейцы такие же люди как они сами, что у них могут жить рядом и мирные, трудолюбивые люди, и кровожадные злодеи. «Образы звероподобных каннибалов и добродетельнейших сынов Адама сосуществуют в одной и той же ментальности. За этим могут стоять определенные реалии: Америку населяли разные народы, и арваки могли быть менее воинственны, нежели карибы, хотя робость первых и кровожадность вторых, скорее всего, преувеличены. Но в сознании эпохи индейцы выступают как единое целое, и противоречия в их образе восходят не к этнографическим фактам, а культурным архетипам и потому-то и не воспринимаются как противоречия»[37], - пишет Харитонович.
Но у того же Педро Мартира мы находим сообщения об индейцах, которые обладают красивой внешностью, прекрасным телосложением и наделены природным умом. Они, подобно античным ораторам, размышляют на волновавшую гуманистов тему о свободе и счастье естественного человека[38]. Все эти вопросы волновали также знаменитого французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня и нашли отражение в его универсальном труде «Опыты», в котором представлены размышления о богатствах мира и духовной жизни людей[39].
Утопические видения Нового Света, аналогичные представлениям Педро Мартира, свойственны испанскому священнослужителю и миссионеру, монаху францисканского ордена и первому епископу Мичоакана Васко де Кироге. Как один, так и другой локализовали здесь наилучшее и желаемое гуманистами состояние человечества – золотой век[40]. По их мнению, идеальный характер индейского общества предопределен естественными законами аборигенов Нового Света. Гармоничные взаимоотношения с окружающей их девственной природой позволяют индейцам сохранять природные морально-этические качества (искренность, доброту, наивность, честность), утраченные цивилизованными европейцами[41].
Заключение.
Сэр Уолтер Рэли заявил: «Тот, кто правит торговлей мира, правит богатствами мира и, следовательно, самим миром». Несмотря на то, что Рэли не был до конца оценен своими современниками, в исследованиях он предстает как один из основоположников английской колониальной системы. Его идеи, новаторские для того времени, были впоследствии применены на практике в колонизации Англией огромных территорий.
С наступлением эпохи великих географических открытий мир изменился. Испания и Португалия первыми предъявили свои требования на новые территории, Англия же не была в их числе. Но, благодаря таким людям, как Уолтер Рэли, она стала постепенно захватывать все новые и новые территории и в итоге стала великой колониальной империей.
Но как европейцы открыли для себя существование Америки с ее населением, так же и жители Америки, волей судьбы названные индейцами, открыли для себя существование европейцев. Они считали прибывших богами, так как у них были удивительные вещи, которых не было у них самих. Но, к сожалению, здесь берет начало печальный период в истории индейского населения, так как уже с самого открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году начинается процесс, называемый в истории геноцид индейского населения, который продлился вплоть до конца XX века.
В результате действий европейских колонизаторов численность коренного населения Америки катастрофически сокращалась. Но для справедливости стоит упомянуть, что среди европейцев нашлось и немало защитников индейцев, каким, например, был Бартоломе де Лас Касас, который оценивал действия своих соотечественников как ужасные. Благодаря ему были приняты некоторые законы по улучшению положения индейского населения.
Итак, в заключение мы можем сказать, что рассмотренный в данной работе период является началом огромной эпохи как в истории Англии и Америки, так и в целом в мировой истории. Мы постарались объективно рассмотреть и оценить события того времени и их влияние на дальнейший ход мировой истории.
Список литературы:
1. Энциклопедия Культура Возрождения, Москва, Росспэн, 2011
2. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV – начало XIX в.), Москва-Ленинград, Наука, 1965
3. Англия в эпоху абсолютизма: статьи и источники, Москва, издательство Московского университета, 1984
4. История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, Москва, 2010
5. Природа в культуре Возрождения, Москва, 1992
6. Учебник История средних веков под ред. С.П.Карпова, Москва, Издательство Московского университета, 2008
[1] Энциклопедия Культура Возрождения, Т.2, книга 2, С. 103
[2] Энциклопедия Культура Возрождения, Т.2, книга 2, С. 103
[3] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи, http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext1.htm
[4] Медведев И.А., Жизнь сэра Уолтера Рэли, фаворита королевы и рыцаря Эльдорадо, С. 12
[5] Энциклопедия Культура Возрождения, Т.2, книга 2, С. 104
[6] Семенов Ю.С., Закрытые страницы истории, С. 135
[7] Тарле Е.В., Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV-начало XIX в), 1965, С. 104
[8] Англия в эпоху абсолютизма, статьи и источники, 1984, С. 143
[9] Тарле Е.В., Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV-начало XIX в), 1965, С. 104
[10] История Средних веков под ред. С.П.Карпова, т. 2, 2008, С. 267
[11] Тарле Е.В., Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV-начало XIX в), 1965, С. 102
[12] История Средних веков под ред. С.П.Карпова, т. 2, 2008, С. 268
[13] История Средних веков под ред. С.П.Карпова, т. 2, 2008, С. 269
[14] Тарле Е.В., Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV-начало XIX в), 1965, С. 133
[15] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 118
[16] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[17] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[18] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 225
[19] Biringuccio V. The Pirotechnia / Transl. from Italian with an introduction and notes by C.S. Smith and M.T. Gnudi. Chicago$ L., 1948. P. 22
[20] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 112
[21] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[22] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 49
[23] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[24] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 52
[25] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 41
[26] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 34
[27] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 35
[28] Земсков В.Н. Первооткрыватели Нового Света, статья
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Motolinia/vved.phtml?id=456
[29] Земсков В.Н. Первооткрыватели Нового Света, статья
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Motolinia/vved.phtml?id=456
[30] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 231
[31] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 227
[32] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 224
[33] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[34] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 115
[35] Рэли У., Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Raley/frametext2.htm
[36] Salas A. Tres cronistas de Indias. Mexico, 1959. P. 65
[37] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 116
[38] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 227
[39] История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков, М, 2010, С. 41
[40] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 230
[41] Природа в культуре Возрождения, М, 1992, С. 227