Глава п. поиск творческой индивидуальности
РЕЖИССУРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ЭКРАНА
Учебное пособие
(Москва, 1999)
Учебное пособие «Режиссура документального кино» для студентов американских и европейских университетов неоднократно переиздавалось, последний раз в 1997 году. Автор – Майкл Рабигер – известный режиссер-документалист, снявший более тридцати фильмов, возглавляющий европейскую мастерскую документального кино во всемирном объединении киношкол, в настоящее время – преподаватель Коламбия-колледжа в Чикаго.
В реферате сохранена последовательность изложения материала учебника, раскрывающего основные этапы создания документальных фильмов от замысла до готового экранного произведения.
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Глава П. ПОИСК ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Режиссер документального кино — прекрасная и захватывающая профессия. Главное в документалистике — поиск истинного смысла вещей, наиболее благородное из движений человеческой души.
Человек по своей природе — искатель, и кто-то выбирает искусство как средство поиска.
В начале профессиональной карьеры Вы оказываетесь перед необходимостью ответить на основные вопросы: "Как я могу применить мои способности? Над какой из тем мне стоит работать? Имею ли я творческую индивидуальность, и если да, то что это такое?"
Поначалу Вы наверняка будете снимать сюжеты, лишь наблюдая за чем-то, что привлекает Ваше внимание, и сосредоточившись на том, как наиболее выразительно зафиксировать это своей камерой. Такой подход вполне понятен, но что-то будет потеряно. БУДЕТЕ ПОТЕРЯНЫ ВЫ (то есть Вы будете в затруднении, в недоумении).
Если документальное кино действительно является "уголком природы, видимым сквозь темперамент", то Вы должны изучить собственное сердце и разум.
Маркетта Кимблер, уважаемый преподаватель режиссуры в нью-йоркском университете, говорит: "Если Вы хотите возвести высотное здание, то Вам придется сначала вырыть глубокий котлован". Она имеет в виду, что для того, чтобы воссоздавать жизнь на экране, необходим прочный фундамент самопознания.
Зачастую мы слепы в отношении собственных мотивов и целей. Для творческого человека это не лучше, чем лунатизм.
Наблюдая эволюцию многих хороших режиссеров, все больше и больше убеждаешься в необходимости предварительного самоанализа, определения того, что Вы есть и того, что Вы делаете. Внутреннюю работу подобного рода Вам придется выполнять на протяжении всей жизни, от фильма к фильму.
Тем не менее использовать съемочную площадку для поиска собственного "я" не следует. Это — путь в зеркальную комнату, приводящий к созданию эгоцентрических произведений, которые невозможно смотреть.
Мы не можем создавать искусство без осознания собственной творческой индивидуальности. Но творческая индивидуальность как раз и есть то, что мы пытаемся найти, создавая те или иные произведения искусства.