Тема 16. Формирование творческой индивидуальности журналиста.

Сущность и основные закономерности процесса формирования творческой индивидуальности журналиста. Структурные элементы и этапы процесса формирования творческой индивидуальности. Объективные и субъективные факторы. Проблема самовоспитания и поиска собственного профессионального лица в журналистике.

Темы контрольных работ

Взаимодействие в структуре журналистского познания элементов систематизированного (наука, искусство) и обыденного познания.

Взаимосвязь индивидуального мастерства и профессиональной культуры журналистского сообщества.

Виды и особенности методов группировки (классификации и типологии) в журналистском анализе. Методы системного анализа в журналистике.

Виды и особенности сравнительного метода в журналистике.

Журналистка как деятельность по организации оптимального функционирования массовых информационных процессов.

Журналистский анализ как процесс систематизации данных. Сущность и виды журналистского анализа.

Журналистское творчество как процесс. Основные этапы и стадии творческого процесса: формулирование цели выступления, исследование действительности, разработка программы разрешения проблемной ситуации, порождение текста.

Закономерности деятельности как объект познания. Особенности профессиональной рефлексии в журналистике.

Издательская деятельность и проблема управления массовыми информационными процессами.

Изучение документов как метод получения информации.

Индивидуальный стиль деятельности журналиста как отражение общественного способа журналистского творчества.

Интерпретация, объяснение, понимание - основные мысленные процедуры журналистского осмысления данных. Методы журналистского анализа.

Когнитивное познание и проблема истины в журналистике. Инструментарий когнитивного познания.

Конструктивный потенциал журналистского произведения. Программа действий по разрешению социальных проблемных ситуаций - необходимый компонент журналистского произведения.

Критерии профессионального мастерства журналиста.

Макроструктура журналистской деятельности.

Место познавательных действий в системе творческой деятельности журналиста. Цели журналистского познания.

Методы опроса в журналистике.

Методы получения социальной информации. Наблюдение в системе методов получения информации. Особенности журналистского наблюдения. Разновидности журналистского наблюдения. Подготовка к наблюдению и его проведение.

Общение как метод получения информации. Специфика журналистского общения.

Основные виды и особенности журналистских проектов. Основные способы и приемы выработки журналистских предложений по преобразованию действительности.

Основные объекты журналистского познания: социальные потребности, социальные ситуации, события и характеры, профессиональные действия.

Основные процедуры, осуществляемые журналистом в ходе получения социальной информации. Основные элементы процесса получения информации. Особенности журналистского восприятия действительности. Ошибки и иллюзии журналистского восприятия действительности.

Ошибки журналистского анализа. Виды журналистских заблуждений. Причины возникновения заблуждений и ошибок. Контроль качества аналитической деятельности журналиста.

Полемика в СМИ.

Предмет, цель, способ - основные структурообразующие компоненты журналисткой деятельности..

Причины возникновения ложных и нереализуемых идей и предложений.

Проблема самовоспитания и поиска собственного профессионального лица в журналистике.

Проективная деятельность в структуре журналистского творчества.

Проективная деятельность журналиста. Принципы проективной деятельности журналиста.

Проектное начало в современной журналистике.

Процесс целенаправленной познавательной деятельности как существо начальной стадии работы журналиста над произведением.

Публицистика как деятельность по производству актуальных и эффективных социокультурных программ жизнедеятельности и жизнеотношения.

Смысл и назначение журналистского исследования действительности.

События и характеры в системе объектов журналистского познания.

Содержание понятия “профессиональное мастерство журналиста”. Объективные и субъективные предпосылки журналистского мастерства.

Создание журналистского текста как особый вид профессиональной деятельности. Цель, предмет, способ коммуникативной деятельности журналиста. Сциентистский (технократический) и гуманитарный подходы к пониманию журналистского текста. Закономерности коммуникативно-текстовой деятельности журналиста.

Состав и характер операций познавательной стадии журналистского творчества.

Социальная роль критики в условиях демократизации общества.

Социальные ситуации как объекты журналистского познания.

Средства и методы журналистского познания (общая характеристика). Основные виды журналистского познания.

Структура индивидуального стиля деятельности.

Структурная и процессуальная модели творческого процесса журналиста.

Сущность и основные закономерности процесса формирования творческой индивидуальности журналиста.

Типы индивидуальных стилей деятельности в журналистике.

Традиции в журналистике.

Условия, в которых протекает журналистское творчество и их влияние на результаты журналистского труда.

Устойчивое и изменчивое в структуре творческого процесса журналиста.

Формы привлечения аудитории к поиску решения сложных социальных проблем.

Цели, предмет, средства, методы журналистского творчества как структурообразующие компоненты творческого процесса.

Ценностное познание в журналистике. Виды журналистских оценок действительности. Инструментарий ценностного познания. Причины возникновения ложных оценок.

Эксперимент как метод получения информации в журналистике.

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978.

Варустин Д.Э. Спроси у семерых ( проблемы журналистского творчества). Л, 1982.

Виленский М.Э. Как написать фельетон. М.1982

Газетные жанры. М. 1976.

Георгиев Д. Режиссура газеты. М, 1970.

Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.Восток, 1996.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М, 1984.

Жанры советской газеты. М, 1978.

Журналист и журналистика российской провинции. М., 1994.

Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. Санкт-Петербург, 1995.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.

Мальсагов А.П. Всегда открытие. М., 1981.

Мастерство журналиста. М., 1977.

Методы журналистского творчества. М. 1983.

Муратов С.А. Этический словарь тележурналиста. М., 1994.

Олешко В.Ф. Социожурналистика. Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1996.

Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1996.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М. 1980.

Пронин Е.И. текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М, 1980.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М:, 1996

Рубинов А.З. Операции без секретов. М., 1980.

Свитич. Л.Г. , Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

Статистика газетных жанров. ( Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., м. 1978.)

Тенденции развития массовых информационных процессов. М., 1991.

Типология периодической печати. М., 1995.

Федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты и документы, регламентирующие деятельность средств массовой информации в России. М., 1996.

Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.,1983.

Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно констатировать следующее. В 1991–1995 годах в России была предпринята третья в истории страны попытка вырваться из пут тоталитаризма. Две первые (1825 и 1917 годы) закончились еще большим закабалением личности. Необходимый, но крайне болезненный переход от тоталитаризма к иным формам организации общественной жизнедеятельности затронул самые глубокие основы государственного и общественного устройства. Резкость, стремительность, одновременность преобразований стимулировали кризисные явления, которые выражались в дисгармоничности, скачкообразности изменений, нарушении привычных причинно–следственных взаимосвязей.
Реальным результатом осуществленных реформ стала гласность. Пресса, средства массовой информации превратились в эти годы в важнейший и, можеть быть, единственный по–настоящему действенный институт, в какой–то мере реализующий идеи демократии. За годы, прошедшие с начала перестройки, в России появилась новая журналистика, отказавшаяся быть чьим бы то ни было инструментом и ориентированная на действительно свободный поиск и распространение объективной информации. Благодаря тому, что при снятии цензуры у газет и журналов сохранились государственные дотации и цена их была смехотворно мала, резко увеличились тиражи.
Однако эйфория первых лет перестройки быстро закончилась. Оказалось, что гласность сама нуждается в определенных гарантиях, главными из которых являются развитость гражданского общества, согласованность рыночных преобразований и становления демократических учреждений, опирающихся на создание действительно эффективных судебной и правоохранительной систем.
В отсутствие этих гарантий свобода печати стала быстро выдыхаться и журналисты почувствовали себя обманутыми. Оказалось, что поменять названия и учредителей еще не значит решить все проблемы. После экономических и политических катаклизмов произошел вполне объяснимый спад интереса населения к СМИ. Тиражи газет и журналов упали в несколько раз и вряд ли когда–нибудь поднимутся до прежнего уровня. Некоторые газеты прекратили свое существование. Почувствовав жесткую руку рынка, многие журналисты стали проситься обратно в социализм. Стоит напомнить о том, что в январе 1994 года редакторы нескольких крупных газет объявили о готовности к забастовке, требуя у Правительства финансовых дотаций. Союз журналистов России, Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы РФ, Комитет РФ по печати не очень согласованно, но играли в одну игру, стремясь вывести СМИ из рынка, что в конце концов почти удалось.
Однако социальная система, перешедшая из одного состояния в другое, резко изменила комплекс требований и ожиданий, предъявляемых к информационным подсистемам вообще и к журналистике в частности. Журналистика ответила на эти требования расширением функционально–ролевого репертуара средств массовой информации, изменением приоритетов деятельности и критериев оценки кадрового потенциала, использованием новых журналистских и редакционных технологий, перестройкой профессионального сознания. В современной российской журналистике, избавляющейся от наследия тоталитаризма, функционирующей в условиях краха институциональных механизмов контроля за профессиональной деятельностью, явно возрастает роль личности журналиста, от ума, порядочности, активности которого во все большей степени зависит содержание циркулирующих в обществе потоков социальной информации.
В этих условиях десятки тысяч работников газет и журналов должны были самостоятельно определять линию своего поведения. Многим пришлось преодолевать десятилетиями формировавшиеся представления о принципах и задачах своей деятельности, вырабатывать новые критерии самооценки. Описанный в данной книге исследовательский проект дал возможность запечатлеть этот процесс и сделать на основе полученных материалов некоторые выводы.
Оценивая изменения, происходящие в содержании и структуре внутреннего мира российских журналистов под влиянием общесоциальных процессов, следует отметить следующее.
Происходившая в нашем обществе перестройка повлекла за собой преобразование тех начал, на которые опирается практическая журналистика, и трансформацию теоретических представлений о роли журналистики, методах ее деятельности, профессиональных качествах журналиста и т.д. Основной постулат "новой" журналистики заключается в тезисе, что исходный пункт, альфа и омега бытия – не система, не организация, а живой, реальный человек. Все остальное: классы, коллективы, группы – есть модусы его существования. Или в другой терминологии – общество, класс, коллектив есть то общее, что, существуя объективно, тем не менее существует лишь как сторона отдельного, лишь в составе отдельного. А в качестве отдельного, интегрирующего в себе и общее, и особенное, и единичное, выступает живой, конкретный, единственный человек. Эти живые отдельные индивиды связаны друг с другом разнообразными объективными связями и отношениями, которые в силу их непознанности, проявляются в качестве слепых сил, господствующих над индивидом. И следовательно, исходным пунктом анализа системы массовой коммуникации должен быть (или по крайней мере – может быть) конкретный индивид со своими конкретными потребностями.
"Новая" журналистика характеризуется тем, что коммуникатор в принципе относится к реципиенту не как к объекту управления, манипуляции, воспитания и т.п., а как живой, сомневающийся, ошибающийся конкретный человек к живому, сомневающемуся, ошибающемуся конкретному человеку. При таком подходе возникает возможность подлинного диалога, направленного на совместный поиск ответа на вопрос: "Как жить?".
Все большее число сторонников завоевывает информационная идеология профессиональной деятельности, обновляются комплексы знаний, ценностей и норм, на которые ориентируются журналисты в своей профессиональной деятельности. Журналистика как тип деятельности все более активно требует людей интеллектуально развитых, эмоциональных, энергичных, с сильной волей, незакомплексованных.
Одна из проблем, стоящих перед российскими журналистами, связана с необходимостью обновления мотивационных структур внутреннего мира.
Буквально за один–два года былая престижность журналистского труда была развеяна в прах, уровень оплаты труда журналистов стал одним из самых низких, возможность влиять на принятие важных решений оказалась смехотворно мала. Многих в этой ситуации выручила глубокая личностная убежденность в особой миссии журналистики, связанной с реализацией жизненных эталонов "интеллигента" (в специфически российском толковании этого понятия, для которого характерны учительское самосознание, ощущение себя пророком, жрецом, несущим людям высшие духовные ценности) и "мастера", получающего удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Полученные в ходе исследования материалы дали основания для вывода о том, что наибольшей мотивационной силой в среде российских журналистов обладает трудовая мотивация, связанная с возможностями профессиональной самореализации. В побудительной сфере существенно возрастает влияние материальной и социальной мотиваций при некотором снижении мотивации духовной.
Другая проблема, остро вставшая в эти годы перед российскими журналистами, была связана с необходимостью профессиональной, духовной, социальной, политической идентификации.
Профессиональная идентификация осложнялась необходимостью выбирать между несколькими, одновременно существующими профессиональными идеологиями (включающими представления о роли, функциях, принципах журналистской деятельности; особые критерии и способы оценки различных явлений профессиональной деятельности), которыми пользуются российские журналисты для объяснения и оправдания своих действий. Возникла необходимость идентифицировать себя то ли с восточной, то ли с западной, то ли с некоей евразийской, специфически русской культурой. Былая простота социальных отношений сменилась замысловатой системой социальных страт, принадлежность к которым требует от индивида специфического стиля поведения, особых потребительских стандартов, политического самоопределения и т.п.
Для реализации практической деятельности понадобились новые знания, но они были либо недоступны, либо выражены в такой категориальной форме, которая не воспринималась из–за ее принципиальной несовместимости с привычными понятийно–терминологическими системами. Стремительное обновление концептуального аппарата мышления привело к тому, что многие журналисты в первые годы переходного периода, получившие наименование "перестройка", теряли веру в то, что этот мир в принципе поддается объяснению и рациональному упорядочению. Они попали в ситуацию своеобразной ментальной катастрофы, когда казавшиеся незыблемыми представления стали колебаться, крошиться, сминаться, многое из того, что журналисты рассматривали как безусловную истину, оказалось заблуждением, ложью или иллюзией. И наоборот, то, что считалось заблуждением, вдруг стало рассматриваться как истина. Примерно к 1995 году эта ментальная пауза закончилась. В регулятивно–смысловой сфере журналистов наблюдаются значительные сдвиги. Изменяется содержание мировоззрения: оно обогащается новыми элементами, отражающими перемены в общественных отношениях; из него уходят старые элементы, связанные с отмирающими или неактуальными общественными отношениями, социальными институтами и социально–политическими силами.
Характеризуя направленность изменений, происходящих в мировоззрении российских журналистов, можно отметить, во–первых, эклектизацию индивидуальных мировоззренческих систем; во–вторых, сдвиг от бездумно–атеистических мировоззрений к религиозным и архаико–мистическим; в–третьих, нарастающее отторжение возрожденческого гуманистического идеала (на фоне воспевания рыночного хозяйства и демократии, которые, собственно, на этом идеале и выросли).
Таким образом, можно говорить о том, что в описываемый период в отечественной журналистике происходила смена профессиональных парадигм, сопровождавшаяся тотальной релятивизацией всех представлений.
Особую трудность вызвала необходимость политического самоопределения. Обобщение полученных материалов показало, что политическое сознание российских журналистов обладает довольно сложной многослойной структурой. Другими словами, разные политические идеологии не только соседствуют, размещаясь в одной плоскости, но и наслаиваются одна на другую, а иногда друг друга пронизывают. В принципе в среде российских журналистов доминируют сторонники либеральной ориентации. Затем идут сторонники социалистической идеологии. Однако у большинства российских журналистов, принимавших участие в исследовании, социально–политические воззрения представляют собой достаточно причудливую смесь: идеи открытости Западу, признание рынка, приверженность демократическим ценностям сочетаются с популизмом, идеями социальной справедливости, сильной государственной власти, с элементами патернализма, верой в великую историческую миссию России. В этом совмещении ограниченного экономического либерализма с умеренным культурным национализмом и заключается основная особенность социально–политической позиции многих российских журналистов.
Что касается способностей и личностных качеств российских журналистов, то исследование показало, что в этой сфере работают люди с различными характеристиками. Вместе с тем можно считать доказанным, что существует достаточно отчетливая взаимосвязь между уровнем развития фундаментальных личностных качеств журналиста и его профессиональными возможностями и предпочтениями. После соответствующей проверки (на других выборках, с помощью других методик, в других условиях и т.д.) эти данные могут стать основой для формирования тестовых батарей, обеспечивающих как отбор абитуриентов, поступающих на факультеты журналистики, так и более продуктивное использование творческого потенциала сотрудников редакций.
Вместе с тем хотелось бы со всей определенностью заявить о том, что сама по себе степень развития каких–либо личностных качеств не является фактором, закрывающим человеку возможность самореализоваться в сфере журналистики. Бесспорно, уровень развития личностных качеств влияет на выбор тех или иных способов деятельности, сказывается на характере испытываемых профессиональных затруднений, но не может рассматриваться в качестве единственного критерия профессионального отбора. Следует иметь в виду, что, во–первых, многие качества могут быть развиты, а во–вторых, в структуре человеческой личности существуют мощные компенсаторные механизмы, помогающие уменьшить, а иногда и полностью снять негативное влияние тех или иных личностных факторов.
Подводя итог, можно сказать, что российские журналисты, вынужденные в сложнейших социокультурных условиях решать множество проблем, демонстрируют достаточно высокий уровень психической устойчивости и социальной адекватности, любви к своей профессии и уважительного отношения к аудитории. Хотя, и это надо признать, далеко не все работники средств массовой информации выдерживают проверку свободой. Обобщение полученных в ходе исследования материалов позволяет сформулировать несколько прогностических тезисов.
Очевидно, что дальнейшие изменения в информационной ситуации будут определяться тем, по какому пути пойдет развитие государства и общества в целом. Самый пессимистический сценарий основан на предположении, что сопротивление определенных социальных структур сорвет планы перехода страны к рыночной экономике и демократии. Если развитие пойдет по этому пути, то России угрожает не только внутренняя, но и внешняя катастрофа. Что касается печати, то очевидно, что будет реставрирована тоталитарная система управления средствами массовой информации и возобладают издания типа "Сокол Жириновского".
Другой сценарий, который многие специалисты считают наиболее вероятным, основан на предположении, что в обозримом будущем Россия будет умеренно авторитарным государством с экономикой смешанного государственно–капиталистического типа. В случае реализации этого сценария, государство на первых порах будет стремиться управлять средствами массовой информации, используя экономические и правовые рычаги. Об этом свидетельствуют уже принятые в конце 1995 – начале 1996 годов Законы, Указы Президента, Постановления Правительства. Будут разрабатываться специальные государственные программы поддержки печати, преследующие вполне благородные цели, но принципиально невыполнимые, как и все подобного рода программы.
После того, как все эти меры не принесут ощутимых успехов, государство откажется от попыток непосредственного управления средствами массовой информации, что позволит в полной мере реализовать рыночные механизмы функционирования СМИ. Печать будет вынуждена обращаться за поддержкой не к государству, а к коммерческим структурам и непосредственно к читателям. Редакции газет и журналов будут все настойчивее освобождаться от сторонних учредителей и превращаться в нормальные коммерческие предприятия, действующие по законам рынка.
По мере продвижения страны по пути рыночных реформ многие печатные СМИ прекратят свое существование, предстоят увольнения и сокращения журналистов. Сумевшие выжить периодические издания станут более деловыми, современными и будут отвечать изменившимся требованиям аудитории.
Определяющим фактором в усиливающейся конкуренции газет с другими СМИ будет качество предлагаемого продукта. Поэтому журналисты и издатели будут стремиться сделать газету привлекательной для читателя с точки зрения как содержания, так и оформления. Успешная конкуренция газет, в частности, с местным телевидением, будет зависеть от следующих факторов: качества редакционной работы; красочности публикуемых рекламных материалов и объявлений при их низкой стоимости; использования выразительной графики; четкого разделения газетных материалов по читательскому назначению.
Взаимоотношения периодических изданий с издательствами и полиграфическими предприятиями будут строиться по двум моделям. С одной стороны, редакции газет и журналов начнут приобретать в собственность полиграфическое оборудование. С другой стороны, крупные полиграфические комбинаты будут акционированы, как правило, с участием редакционных коллективов, что быстро поставит все взаимоотношения на рельсы нормальной экономики.
Получат дальнейшее развитие альтернативные системы подписки и доставки, включая создание многими газетами собственных служб распространения.
В конечном счете, осуществляемый в России переход от индустриального общества к информационному приведет к становлению и развитию информационно–коммуникационных комплексов. В этой связи традиционная модель предприятия, готовящего и выпускающего одну газету, постепенно трансформируется в концерн, занимающийся вопросами коммуникации, который выпускает не только газеты, но и другую печатную и аудио–визуальную продукцию. Эти интегрированные информационные предприятия будут основаны на комплексном использовании возможностей техники и средств создания и обработки информационно–публицистических материалов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что вследствие высокой интегрированности печатной периодики в структуру экономики страны перспективы развития этого сектора информационного комплекса зависят от возможностей смежных отраслей народного хозяйства. А поскольку вряд ли стоит рассчитывать на то, что в ближайшее время найдутся инвесторы, готовые вкладывать средства в капиталоемкие, но не дающие немедленной отдачи отрасли, приходится предположить, что внешних источников для быстрого развития массово–информационного комплекса не предвидится.
Следовательно, печатные средства массовой информации в обозримой перспективе должны будут опираться на собственные силы и на запущенные и приходящие в ветхость технические мощности, которыми они располагают на сегодняшний день. То же самое можно сказать о проблеме ресурсного обеспечения. Нет оснований ожидать, что российские бумажники, химики, технологи в ближайшие годы повысят качество материалов, необходимых для работников печатных средств коммуникации.
Остается уповать на импорт техники и материалов. Однако существующий в России экономический климат, традиционное недоверие российских политиков к зарубежным инвесторам, особенно в такой деликатной сфере, как средства массового воздействия, делают надежды на активное вовлечение иностранных капиталов и технологий весьма иллюзорными. Это означает, что траектория технического и ресурсного развития средств массовой информации не сулит нам никаких резких скачков.
Все сказанное выше дает основания предполагать дальнейшее сужение потенциального рынка массовой информации и изменение соотношения между объемами той информации, которая будет затребована различными типами потребителей. Если в настоящее время мы имеем по крайней мере четыре типа изданий: элитарные, качественные, массовые, бульварные, то на ближайшее будущее можно сформулировать прогноз, согласно которому промежуточные типы будут исчезать и произойдет окончательное размежевание всех каналов массовой информации на качественные (предназначенные для различного рода элит – политических, экономических, профессиональных и др.) и собственно массовые со значительным объемом бульварщины.
Качественная пресса будет выходить малыми тиражами и публиковать серьезные материалы по проблемам политики, экономики, экологии, массовая пресса будет заполнена практическими советами, рекламой и скандальной хроникой.
Проблема "выживания" газеты и журнала в современном обществе – это прежде всего и главным образом вопрос выбора верной стратегии. Если раньше газеты были единственным источником первичной информации в обществе (если не считать обычного общения людей между собой), то сегодня пресса уже не выполняет этой функции – здесь лидерство перешло к радио и телевидению. Но газета и журнал могут и должны оставаться источником интерпретации того, что происходит, они значительно лучше, чем радио и телевидение, помогают разобраться в сложных явлениях, дать точные объяснения, представить фон и контекст проблемы, перспективы ее развития и разрешения. Словом, девизом современных печатных средств коммуникации должно стать анализ и объяснение, а не только и не столько информирование.
Изменения в условиях профессиональной деятельности потребует поставить и решить некоторые вопросы правовой регуляции функционирования печатных СМИ. Предстоит приложить немало усилий для того, чтобы в уголовном кодексе была сохранена – но при этом стала действующей, применяемой на практике – норма об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.
Понятно, что все это существенно изменит пространство профессиональной самореализации журналистов и потребует от них приспособления к ускоряющимся переменам. И хочется верить, что, пройдя через все испытания, российская журналистика действительно обретет независимость и будет в меру своих сил отстаивать идеи свободы и демократии. И не только площадь перед Домом Правительства будет называться "Свободной Россией", но и вся страна будет действительно свободной.

Наши рекомендации