Работа по учебнику (с. 16)
– Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка? («Ау!»)
– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)
– Назовите первый звук. ([а].)
– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.
Учитель рисует на доске желтым цветом □.
– Потяните следующий звук. ([аууууу].)
– Назовите этот звук. ([у].)
– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)
– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].
Учитель рисует рядом еще один □ – желтым цветом.
– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.
Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].
– Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя, поет [ааа] – [ууу].)
– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.
– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.
2. Работа с фишками(см. вкладыш к «Букварю»).
– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.
Учитель произносит «ааау» и одновременно берет фишку. Фишка прикрепляется к доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».
– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук «ауууу».
Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, – [у]; учитель вместе с детьми прочитывает слово.
– Что получилось? (Ау.)
3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а], [у] в словах.
– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)
– Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)
– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)
– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнём.
Работа в прописи (с. 18).
На доске – рисунки к сказке «Три поросенка».
– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?
Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.
Дом построил из соломы –
Волк раздул его хоромы,
Оттого что был ленив
Братец старшенький... (Ниф-Ниф).
Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом... (Нуф-Нуф).
Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат... (Наф-Наф).
С.Черемисина
– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)
– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)
– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.
Аналогичная работа со следующими домиками.
– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят. (Дети рисуют.)
– Поросята очень довольны!
IV. Итог урока.
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
Работа на нелинованной бумаге (дополнительное задание).
– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.
Выставка домиков.
Урок 9
ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Цели: создать положительную мотивацию учения; учить интонационному выделению звука в слове; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход урока