О полученной книжке. Напоминание о Пашкове. Еще о статье г. Л. О своих текущих занятиях. Ученая немчура
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Книжку получил и прочитал. Хороша. Дай Бог, чтобы имеющие власть поправить дело, взялись за труд исправления церковно-религиозной распущенности. Так сердце сжимается.
Что же это Пашков-то? Митрополит писал, что он уехал, другие писали, что выслан, и не воротится. Владыка верно не знает, что он только скрытнее стал действовать. Забежали бы к нему и сказали про Пашкова.
Честь имею доложить любителю записок, что составить такую о рассуждении Л. неудобно. Надо прочитать все рассуждение, и из всего его выйдет, - что он не признает, что церковь есть столп и утверждение истины, положение лежащее в основе православия. Рассуждение это напечатано в "Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения". Ученую критику на него пишет "Православное Обозрение" - преподробно, разбирает по ниточке, и ни одной не оставляет живой. Потрудитесь пробежать то и другое.
Что делает Выша? Баклуши бьет. Письма в Спб. 5-е, 6-е и 7-е - написала, и залегла спать. Только переводом св. Симеона не много позаймется и довольно. Последние слова Симеона (осталось 10) - верх совершенства духовного, разумения. Ученая немчура ничего того не понимает. Оскудела разумением духовных вещей, упершись всею немецкою натурою в букву. А вот неученый православный одним поклоном дошел до какого разумения?!
Зачем в книжке напечатано: под редакциею Елагина? Разве не он составлял. Если - да, скажите на ушко - кто? А если он, то чего ради так сделал. Разве, чтобы легче было сносить великие похвалы, какие посыпятся от тех, коим сладко будет чтение.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 января 1881 г.
Совет автору, подвергшемуся журнальной критике. Об обороне церковной истины. Дурные речи о церкви за границей и дома. Ответ на просьбу о Г. Кульжинском. Доброе дело святителя для г-жи Аскоченской
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с выпуском книги. Поздравляю и с началом бомбардирования. Мужайтесь, и не моргните. Мне думается, что вам сразу не отвечать лучше; а подождать, пока все выболтают свои вам или книге вашей панигирики. Будут конечно противоречия. После оценки и можно ответить, - кое-что прибавив, в видах разъяснения дела. Что кричат, это не худо, а хорошо, - и что бранятся - тоже. Ибо это означает, что больно.
Об издании журнала: оборона истины церковной, - и я думал, что нужен, - и толковать нечего. Но я остановился на том, что это дело должен делать Ц.В. Ибо он провозглашен органом Св. Синода. Ему и следует по совести, если она есть, оборонять дело веры и церкви. Я полагаю, что обер-прокурор мог бы настоять на этом. Ц.В. печатает теперь все, что читается в светских газетах. Но замечания делает не на все. К этому его и обязать, чтобы на все делал замечания, и не по поводу только статей в светских журналах и газетах, но и в духовных. Но если это находят неудобным, то конечно надо особый журнал заводить.
Благослови Господи! Пишут мне из Рима, - что прочитали в газетах или еще где-то - дурные речи о церкви, а опровержение не знают где бы найти. Спрашивают, что выписать, чтобы там находить опровержение. Сказать-то ведь нечего. - Вот и стал в тупик. Думал порекомендовать Ц.В., но это не в успокоение послужит, а в большое обеспокоение. Ибо там вся дрянь перепечатывается. Этот журнал стал распространителем худых мыслей о церкви и делах церковных. Иной в захолустье живя и не услыхал бы никогда иных худостей, а вот теперь ему прислуживает Ц.В. и преподносит всякую дрянь.
С Нарышкиными я почти разошелся, и не пишем уже друг к другу. Потому писать ему о Кулъжинском, хуже чем не писать. К тому же, чтобы переменялся директор народных училищ, не слышно. Да как он от Нарышкина зависит?! У него в Тамбове есть школа народных учителей. Разве тот директор чает уйти. Подумаю, нельзя ли чрез кого-либо указать в таком случае Кульжинского.
Тузов писал ко мне. Мысли те уступлены Аскоченской, - и она нашла уже издателя, под таким условием: 15 руб. за печатный лист, если печатается один завод, а если два - 20 р.; формат и шрифт - писем о духовной жизни по поводу писем Сперанского. Сверх того - мне 50 экземпляров и Аскоченской - 25. Уплата денег часть в начале, - последние чрез 4 месяца, или чрез полгода, по выпуске книги. Бели хочет, может издать на сих условиях - передовые статьи Домашней Беседы за 1871 и 1872 годы. Они тоже принадлежат Аскоченской.
Книгорезка у обер-прокурора - добре. Но книг послать все претит дух - добрый или худой, не разберу.
Спасайтесь! Благослови вас Господи!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 10 февраля 1881 г.