НТР, ее сущность, формы проявления и социальные последствия
Теоретический тезис об активном воздействии материального производства на ход истории человечества подтверждается и при рассмотрении исторических типов этого производства. Под историческим типом материального производстваследует понимать сложившиеся в конкретные эпохи специфические по характеру и содержанию способы и формы трудовой деятельности человека. Каждая эпоха производит по-своему.Проиллюстрируем этот тезис на соответствующем историческом материале.
Так, в рамках собирательской цивилизацииимели место простейшие виды материального производства. Это был сбор растительной нищи — плодов и фруктов, кореньев и зерен, чем занимались женщины. Делом мужчин были охота и рыболовство. Добытая пища доставалась в первую очередь ее собирателям, а затем старикам и детям. В таком обществе была очень высока роль обычаев и традиций, авторитета вождей и старейшин. Здесь еще не могло быть свободной индивидуальности, т.е. личности, но существовало, по выражению К.Маркса, «стадное сознание» древнего человека с его инстинктами, страхом и суевериями. Соседние племена рассматривались обычно как враги, а формой брака была групповая семья. Историки и этнографы утверждают о наличии в то время обычая детоубийства как способа регулирования численности племени и обеспечения выживания.
Основой материального производства аграрной цивилизациибыли земледелие и скотоводство. Человек приручил таких диких животных, как козы, коровы, овцы и тягловый скот: лошадь, буйвол. Возникли первые формы разделения общественного труда в виде земледелия и занятий ремеслом. С появлением прибавочного продукта (излишек произведенных благ) появилась торговля и стал формироваться класс купцов. Социальное неравенство усложнило и обострило общественные отношения, и появилось государство как новый регулятор, институт власти и управления в обществе. В условиях зародившейся в Древней Греции полисной (городской) демократии умственный труд стал особым и весьма важным видом деятельности, возникли также право, слой свободных граждан и сама философия как систематизированное мировоззрение.
Промышленная цивилизациястала формироваться примерно с середины XVIII столетия. В то время англичанин Дж.Уаттизобрел первую паровую машину. Рождалась эпоха машинного производства, эпоха индустриализма. Под воздействием этого обстоятельства эволюция общества стала приобретать взрывнойхарактер. Появился целый набор машин для освоения природы. Возникли железные дороги, связавшие страны в единый хозяйственный организм. Газеты и телефон способствовали созданию единого информационного и духовного пространства, а радио и телевидение осуществили настоящую революцию в этом деле. Промышленная цивилизация — это и электрическая лампочка, и автомобиль, и приручение атомной энергии и — как ее венец — выход человека в космос. Эта цивилизация породила такие важные институты общественной жизни, как политические партии и профсоюзы, институт парламентаризма, а идея либеральной демократии с ее духом свободы индивида стала прочно укореняться в общественном сознании и культуре общества.
В 60—70-е гг. XX столетия в ряде наиболее развитых в промышленном отношении стран (США, Япония и др.) наметились принципиально новые тенденции материального производства Они дали повод говорить о переходе человечества в стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. В настоящее время все более отчетливо вырисовываются ее материальные и духовные основания К числу таковых следует отнести:
- передача человеком все новых и новых своих функций на разнообразные технические устройства;
- колоссальный энергетический потенциал человечества. На планете действует около 250 АЭС, тысячи ГЭС и ТЭЦ;
- принципиально новые и эффективные технологии производства, применяемые в народном хозяйстве;
- глобальная информационная инфраструктура, созданная в том числе и с помощью средств космической связи;
- многообразие форм хозяйственной деятельности человека, переплетение частной и государственной форм собственности, создание социально ориентированного рыночного хозяйства;
- становление единого всемирного экономического организма, всесторонние хозяйственные связи между странами и регионами.
Каким станет человечество в ходе дальнейшего раскрытия этих и им подобных тенденций, сказать сейчас непросто. Но по-прежнему очевиден факт колоссальной роли материального производства, всех его составляющих в историческом процессе вообще и в современной жизни — в частности. Следует вместе с тем заметить, что непрерывно растет и роль духовного производства, т.е. получения научного знания, информации как таковой во всех ее видах.
В рамках данной темы лекции употребляются также и такие важные понятия, как «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция». Они отражают объективную логику непрерывного совершенствования орудийной деятельности человека.
Под научно-техническим прогрессом понимается непрерывное совершенствование всех вещественных компонентов способа производства, а также и развитие науки как системы деятельности но производству точного знания. Этот процесс происходит во всех сферах трудовой деятельности человека. Например, в земледелии это выразилось в переходе от простейшей деревянной сохи к современным орудиям обработки земли. Прогресс в аграрном деле стимулировал и развитие соответствующего комплекса наук, обусловивших «зеленую революцию». Для решения конкретных задач человек рано или поздно создает новые технологии, орудия и предметы труда, изыскивает источники энергии. В связи с этим можно сказать, что научно-технический прогресс (НТП)был, есть и будет всегда. Он выражает творческую природу человека, его неукротимое стремление к новациям (новизне), постоянный рост и разнообразие потребностей людей (например, потребность в получении более разнообразной пищи, в строительстве более комфортного жилья и т.д.). Важнейшим проявлением НТО является совершенствование орудий труда, применяемых человеком. С их помощью человек увеличивает свой энергетический потенциал, расширяет масштабы деятельности и удовлетворяет все новые и новые потребности.
Научно-техническая революция(НТР) это глубочайший, кардинальный переворот во всей системе производительных сил современного человеческого общества. Он протекает на основе превращения науки в ведущий фактор как материального, так и всего общественного производства в целом. Этот процесс стал происходить в середине XX в. под воздействием освоения атомной энергии, применения ЭВМ и нетрадиционных технологий, широкой автоматизации промышленного производства. По своей мощи человек стал сопоставим с силами природы, и это создает принципиально новую ситуацию в истории жизни.
НТР протекает в базисных структурах общества (наука, орудия труда, техника), и поэтому она влияет на все стороны общества как целостного организма. Ее социальные последствия глубоки, масштабны и разноплановы. Назовем и кратко охарактеризуем наиболее существенные и очевидные из них.
Прежде всего под воздействием НТР изменяется место и функции человека в системе материального производства. Он все больше заменяет себя машинами и механизмами, выступает в качестве контролера и надсмотрщика над этим техническим миром.
Кроме того, все эти процессы затрагивают характер общественного труда. В нем все больше увеличивается вес интеллектуальных компонентов и, как следствие, возрастает роль научно-технической интеллигенции в обществе. Напротив, неуклонно снижается значение и привлекательность простого физического труда. По сути дела, возникает научно-технологический способ производства.
НТР ведет к тому, что социальная структура общества становится все более сложной и дифференцированной. В ней появляются все новые и новые профессиональные группы. Это, например, менеджеры, программисты, космонавты и другие. Быстро растет численность городского населения, а сельское неуклонно сокращается.
Во второй половине XX в. во многом стал иным характер взаимоотношений между обществом и природой. Воздействие человека на нее носит все более и более интенсивный и масштабный характер. Это резко увеличивает антропогенную нагрузку на природу и усугубляет экологические проблемы.
НТР способствует расширению масштабов деятельностичеловека в биосфере. Планета настойчиво осваивается вширь и вглубь. В сферу практических притязаний человека вовлечено уже и околоземное космическое пространство. Всерьез обсуждаются планы использования в перспективе ресурсов других планет.
В связи с быстрым развитием науки и техники растет образовательный уровеньи квалификация работников. Это ставит во главу угла проблемы хранения и переработки все более нарастающих объемов информации, непрерывного образования населения и поиска новых технологий самого процесса образования в обществе.
НТР оказывает и негативное воздействие на общество. Очевидно, что ее дух разрушает природное начало в человеке и первозданную красоту окружающего мира. Увы, но холодный металл техники отнимает тепло человеческой души и обедняет его душу. Развитие техники уменьшает физические нагрузки на человека, и это порождает такие болезни XX в., как гиподинамия, стрессы и др. На одно из первых мест выдвинулись сердечнососудистые заболевания, что особенно распространено в крупных городах.
Современная НТР коснулась также традиционной духовной культуры (язык, традиции, мораль и нравственность, фольклор и уклад) и социальной психологии, семейных отношений и быта людей. К сожалению, в XX столетии стало больше эгоизма и пошлости, цинизма и иных проявлений бездуховности.Впрочем, это и неудивительно, ведь в наше время, по меткому выражению Н.А.Бердяева «вещь становится выше человека». За свой прогресс человеческое общество всегда было вынуждено платить. За научно-технический прогресс оно тоже платит, в том числе и разрушением самого человека.
Научно-техническая революция представляет собой весьма динамичный и противоречивый процесс. Все острее звучит проблема гуманизации общественных отношений. Взлет в науке и технике не сделает общество богаче, пока не будут происходить такие же изменения и в самом человеке. Он будет обречен на гибель, если не сумеет сохранить в себе высокой духовности и человечности.
Итак, материальное производство является весьма важной сферой общественной жизни. Производство — это основной и естественный способ существования человека в качестве человека. В труде человек проявляет себя как активный труженик, преобразователь окружающего мира и творец Культуры.