Изучение растительного мира

Как живут деревья?

Вам потребуются: карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето — зеленое дерево, осень дерево с желтыми листьями, зима — дерево без листьев, весна - дерево с набухшими почками). Выясните, какое время года сейчас за окном. Как выглядят деревья, какие у них листочки Поинтересуйтесь у малыша, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотрите картинки. Расскажите малышу, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной — пробуждаются, осенью — готовятся ко сну и т.п.). Игра способствует развитию речи, изучению растительного мира.

Где чей листочек

Вам потребуются: карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), вырезанные из бумаги (или настоящие) листья этих деревьев. Смешайте листья. Расскажите малышу сказку о том,

как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Помоги листочкам найти свою маму (папу) — дерево. Предложите ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирайте листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивайте количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирайте похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривайте их, находя отличия. Игра способствует развитию умения классифицировать предметы по признакам, памяти, внимания, изучению растительного мира.

Откуда берется дерево?

Вам потребуются: карточки с изображениями семян деревьев (желудь, березовые серьги, «самолетики», яблочное семечко и т.п.). Покажите ребенку наглядные пособия. Спросите, знает ли он, что изображено на картинках? Расскажите, что из чего вырастает. Изобразите схематично прорастание семян: семя лежит в земле, семя дает росток, росток пробивается сквозь землю, превращается в полноценное растение. Предложите малышу провести эксперимент: прорастить семена какого-либо растения. Можно взять семена подсолнечника, пшеницы. Выложите их на слой влажной ваты или на марлю, сложенную в несколько раз, слегка полейте водой и поставьте в теплое место. По мере высыхания, добавляйте воду. Через 2-3 дня семена дадут маленькие ростки. Можно посадить их в землю и наблюдать за процессом прорастания дальше. Доверьте малышу полив растения и рыхление почвы.

Фруктовый сад

Вам потребуются: муляжи фруктов и овощей, карточки с изображениями фруктовых деревьев. Разложите перед ребенком фрукты и овощи. Объясните, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. «А ты знаешь?». После того, как выявлены все различия, предложите малышу отделить фрукты от овощей. Поинтересуйтесь, знает ли кроха, где растут фрукты. Рассмотрите изображенные на картинках фруктовые деревья Разрежьте яблоко или апельсин, покажите ребенку спрятанные в них семена. Подведите итог: деревья, на которых растут фрукты, называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Поговорите о том, что можно приготовить из фруктов, в какие блюда их добавляют. Игра способствует развитию речи, навыков классификации. Знакомит с растительным миром.

Комнатные цветы

Если у вас есть комнатные растения, предложите малышу ухаживать за ними вместе с вами. Дайте ему леечку, научите рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Расскажите о том, что прежде чем попасть на ваш подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из далеких стран — из Индии, Мексики, Африки и т.д. Если ребенок выразит желание, найдите эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, поясните, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, замечайте, что «для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот - любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объясняйте ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т.п. Игра развивает навыки самостоятельности, знакомит с растительным миром.

Обучение счету

Угости кукол

Вам потребуются: 3 куклы или мягкие игрушки, вырезанные из бумаги конфеты. Поиграйте с малышом в куклы. Постройте игру таким образом, чтобы одна из кукол пригласила в гости двух других. Выложите две конфеты и предложите ребенку угостить ими всех кукол. Одна из кукол остается без конфеты. «Как же так получилось? Давай-ка посчитаем, сколько у нас кукол - одна, две, три. Три куклы, а конфет сколько? Всего две? Ну, конечно, два меньше трех». Выложите еще две конфеты, удивитесь, что теперь остается одна лишняя. Еще раз пересчитайте кукол и конфеты, объясните, что четыре больше трех. Отберите нужное количество конфет и попросите ребенка пересчитать все еще раз. Игра развивает навыки сопоставления, обучает счету.

В мяч - со счетом

Вам потребуется: мяч. Кидайте друг другу мяч, считая при этом: вы кидаете мяч ребенку, говорите; «Один», малыш возвращает вам мяч со словами: «Два» и т.д. Усложняя игру, можно считать в обратном порядке: «Пять, четыре, три и т.д.».

Меня посчитали

Вспомните мультфильм «Как козленок научился считать». Обыграйте его. Если у вас нет игрушек, повторяющих персонажей мультфильма (теленок, корова, бык, лошадь, свинья и т.д), замените их на любые другие. Поручите одной из игрушек пересчитать своих друзей.

Строим дом

Вам потребуются: кубики или конструктор «Лего». Предложите малышу построить многоэтажный дом. Заранее обговорите, сколько у него будет этажей. Во время игры давайте ребенку задания. «Привези, пожалуйста, 2 красных кубика для первого этажа. Спасибо, теперь три синих — для третьего этажа». После окончания работы попросите кроху посчитать, сколько этажей вы построили. Разрушив строение, можно посчитать, сколько кубиков понадобилось для его посгройки.

Вагончики

Вам потребуются: карточки с цифрами от 1 до 10 Нарисуйте паровоз и попросите малыша прицепить к нему вагончики, но с одним условием: все вагончики должны идти по порядку, начиная с первого. Помогайте ребенку, задавайте ему наводящие вопросы: «А после цифры 3 какая идет цифра? Где у нас вагончик № 4?». После того, как поезд будет готов, отправьте его в путешествие: пусть кроха изобразит гудок паровоза, стук колес. Незаметно уберите одну из карточек. Обратите внимание малыша, что один вагончик где-то потерялся. Определите, вагона с какой цифрой у вас не хватает

Наши рекомендации