Из Указа об обращении государством церковной собственности в светскую (1764 г.)

Вопросы и задания к документу № 94:

1. Кратко изложите главные причины издания указа.

2. Вспомните, когда и почему началась борьба между государством и Церковью. Что предпринял по отношению к церкви Петр I?

3. Назовите меры, предпринятые государством по отношению к церкви.

4. Назовите изменения, к которым привел указ:

Государства церкви крестьян

Понеже в камер-коллежской ведомости по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крес­тьян 910 866 душ и управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями происходило тягостное, а временем, или за расхищением служками, или и ' за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное, то мы, учредя коллегию ; экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оные '■■;• вотчины, со всеми казенными в них наличностями, под свое ' ведение и управление. На каждую душу, вместо всех архиерей- . ских и монастырских, пашенных и сенокосных работ и всякого рода хлебных и других окладов, положить оброку денежного по ! 1,5 рубля с души.

Все архиерейские домы и мужские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса. Сделали особенные штаты и в них именно означили и что по тем штатам снабдили известным доходом денежным годовым, ! который они получать будут от коллегии экономии без всяких бывших до сего времени хлопот и трудностей, налагающих им бремя управлением деревень.

Документы № 95 и 96 Документы эпохи Екатерины II

Вопросы и задания к документам№ 95 и 96:

1.Сравните два документа.

  Общее Различное
1)0 власти государя    
2) 0 правах граждан    
3)0 дворянах    
4) 0 крестьянах    
5) 0 земледелии    

2. В документах множество противоречий. Как вы думаете, чем это объясняется?

3. «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют». Обос­нуйте свое отношение к данному утверждению.

4. Как, на ваш взгляд, эти документы характеризуют личность Ека­терины II?

95. Из «Наказа» Екатерины II (1768 г.)

Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

Лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

Надлежит, чтоб законы, поскольку возможно, предохраняли безопасность каждого гражданина.

Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

Общественная вольность не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно, вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.

Весьма бы нужно было предписать помещикам законом, чтоб поборы брали, которые менее мужика отлучают от дому и семейства. Тем бы распространилось больше земледелие и число бы народа в государстве умножилось.

Не может земледелъчество процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

Человек не потому убог, что он ничего не имеет, а потому что он не трудится. Тот, который не имеет никакого поместья, да трудится, столь же выгодно живет, сколько имеющий доходу 100 рублей, да не трудящийся.

Если не оказывают почтения государю, правительствам, если не почитают старых, не станут почитать ни отцов, ни матерей, ни господ, ни государство.

96. Из «Проекта правам нижнего рода государственных жителей»

Крепостные крестьяне суть те, которые принадлежат собст­венно государю или дворянам. Принадлежащие ж крестьяне дворянам — те, которые пожалованы в вечное и потомственное владение. Состоят они в совершенной власти своего господина.

Хотя помещики и властны налагать и исполнять всякие наказания, однако не имеют права жестоко их наказывать, чтоб тем наказанием не повредить членов и не лишить их жизни.

Помещики не властны крестьян своих продавать мужа от жены также малолетних их детей, коим от роду не более 7 лет.

Все движимое имение принадлежит им, однако без позволения помещика не могут они продавать хлеба, орудий, лошадей и скота.

Крестьяне могут жениться с позволения помещика.

Документы № 97 и 97а

О положении крепостных

Вопросы и задания к документам № 97 и 97а:

1. Сопоставьте приведенные фрагменты и определите, о какой кате­гории российского населения идет в них речь.

2. Выберите факты, характеризующие отношение к ним помещиков.

3. Известны ли вам факты подобного отношения к людям в XVIII в. в Европе? Назовите их.

4. Каковы последствия крепостничества для дальнейшего развития России?

Наши рекомендации