Определение действующих лиц сказки и составление их характеристик.
Ромашку характеризуем по её внешнему описанию и отношению героини к окружающему миру. Можно использовать отрывки из текста: «жёлтое, круглое, как солнышко сердечко её было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей — лепестков»; она была «бедненьким, простеньким цветочком, которого никто не видит и не замечает в густой траве». Она была весёлой и счастливой, радовалась солнцу, ветру, жаворонку. Встретив жаворонка, ромашка не возгордилась, а была «радостно застенчива». Когда жаворонок попал в беду, «ромашке всей душой хотелось помочь пленнику», «её мучала мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке». То есть ромашка была чуткой к чужой беде. Она хотела, но не могла утешить птичку, потому что не умела говорить, хотя «как ей хотелось!»
Жаворонок представляется в начале сказки «счастливой порхающей певуньей-птичкой». В западне его песня из счастливой превратилась в грустную: «Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце — она была в плену». Жаворонок любил волю, Божий мир и очень тяжело переживал неволю. Изнывая от жажды, жаворонок не тронул бедную ромашку, которая была для него теперь зелёным деревом. Он сочувствует горю ромашки, но умирает «от тоски и муки».
Мальчики (автор не называет их имён, думая, что так могли поступить и некоторые другие мальчики) представлены в сказке в нескольких эпизодах: они посадили жаворонка в клетку, срезали дёрн с ромашкой, забыли поставить в клетку воду для птицы и полить дёрн; и, наконец, плачущие, «по-царски» похоронили жаворонка, а дёрн с ромашкой выбросили на пыльную дорогу. Таким образом, характеризуем героев как беспечных, безответственных, хотя чувствительных и страдающих от произошедшей беды.
5. Определение художественных особенностей сказки
Учитель напоминает учащимся, что X. К. Андерсен писал сказки и сказочные истории.
• Может быть, правомерней назвать эту сказку сказочной историей?
Четвероклассники должны определить, что в сказке рассказана история, которая могла произойти в действительности, только ромашка и жаворонок одушевлены в сказке и действуют как живые, думающие и разговаривающие существа.
Развитие творческих способностей учащихся
Учитель предлагает придумать другое окончание сказки — со счастливым концом.
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:самостоятельно прочитать сказку X. К. Андерсена «Принцесса на горошине»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: X.К. Андерсен «Принцесса на горошине»
Цели:продолжение знакомства с творчеством X. К. Андерсена; закрепление умения выборочного, выразительного чтения; развитие речи, памяти, творческого мышления; развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному; воспитание интереса к книге и чтению.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Воспроизведение сказки «Принцесса на горошине» и закрепление таких умений четвероклассников, как выборочное и выразительное чтение.
Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:
• Где происходит действие в сказке?
• Почему принц никак не мог жениться?
• Найдите и прочитайте описание бури.
• Как автор описывает появление у ворот замка принцессы? Прочитайте.
• Что предприняла старая королева, чтобы выявить, настоящая ли принцесса попала в замок? Найдите в тексте.
• Как спала принцесса? Прочитайте её ответ «про себя» и подумайте, какие чувства героини необходимо выразить при чтении (возмущение, капризность, сетование).
• Что автор говорит о горошине в конце сказки?
• Как вы думаете, почему X. К. Андерсен так закончил сказку?
3. Рассказы учащихся о самых интересных эпизодах из самостоятельно прочитанных сказок X. К. Андерсена.
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:продолжить чтение сказок X. К. Андерсена (по выбору).
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
Х. К. Андерсен
Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел. Принцесс было сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь не хватало. И вот принц вернулся домой огорченный,— очень уж ему хотелось найти настоящую принцессу.
Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра.
Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошел отпирать.
За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса!
«Ну, это уж мы проверим»,— подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.
Утром ее спросили, как она почивала.
— Ах, очень плохо!— ответила принцесса.— Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса.
Тогда принц женился на ней,— наконец-то он не сомневался, что нашел настоящую принцессу. А горошина попала в музей, где и лежит до сих пор, если только никто ее не украл.
Знай, это истинная история!
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
Х. К. Андерсен
Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел. Принцесс было сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь не хватало. И вот принц вернулся домой огорченный,— очень уж ему хотелось найти настоящую принцессу.
Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра.
Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошел отпирать.
За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса!
«Ну, это уж мы проверим»,— подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.
Утром ее спросили, как она почивала.
— Ах, очень плохо!— ответила принцесса.— Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса.
Тогда принц женился на ней,— наконец-то он не сомневался, что нашел настоящую принцессу. А горошина попала в музей, где и лежит до сих пор, если только никто ее не украл.
Знай, это истинная история!
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: X.К. Андерсен «Штопальная игла»
Цели:развитие умения читать «про себя»; обучение умению выявлять идейную сущность произведения; развитие умения составлять план прочитанного, подробно пересказывать текст по плану; развитие творческих способностей учащихся.
Организационный момент