Определение действующих лиц сказки и составление их характеристик.

Ромашку характеризуем по её внешнему описанию и отношению героини к окружающему миру. Можно ис­пользовать отрывки из текста: «жёлтое, круглое, как солнышко сердечко её было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей — лепестков»; она была «бедненьким, простеньким цветочком, которого никто не видит и не замечает в густой траве». Она была весёлой и счастливой, радовалась солнцу, ветру, жаворон­ку. Встретив жаворонка, ромашка не возгордилась, а была «радостно застенчива». Когда жаворонок попал в беду, «ромашке всей душой хотелось помочь пленни­ку», «её мучала мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке». То есть ромашка была чуткой к чужой беде. Она хотела, но не могла утешить птичку, потому что не умела говорить, хотя «как ей хотелось!»

Жаворонок представляется в начале сказки «счаст­ливой порхающей певуньей-птичкой». В западне его песня из счастливой превратилась в грустную: «Тяже­ло-тяжело было у бедной птички на сердце — она была в плену». Жаворонок любил волю, Божий мир и очень тяжело переживал неволю. Изнывая от жажды, жаво­ронок не тронул бедную ромашку, которая была для него теперь зелёным деревом. Он сочувствует горю ро­машки, но умирает «от тоски и муки».

Мальчики (автор не называет их имён, думая, что так могли поступить и некоторые другие мальчики) представлены в сказке в нескольких эпизодах: они по­садили жаворонка в клетку, срезали дёрн с ромашкой, забыли поставить в клетку воду для птицы и полить дёрн; и, наконец, плачущие, «по-царски» похоронили жаворонка, а дёрн с ромашкой выбросили на пыльную дорогу. Таким образом, характеризуем героев как бес­печных, безответственных, хотя чувствительных и стра­дающих от произошедшей беды.

5. Опре­деление художественных особенностей сказки

Учитель напоминает учащимся, что X. К. Андерсен пи­сал сказки и сказочные истории.

• Может быть, правомерней назвать эту сказку ска­зочной историей?

Четвероклассники должны определить, что в сказке рассказана история, которая могла произойти в дей­ствительности, только ромашка и жаворонок одушев­лены в сказке и действуют как живые, думающие и раз­говаривающие существа.

Развитие творческих способностей учащихся

Учитель предлагает придумать другое окончание сказки — со счастливым концом.

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание:самостоятельно прочитать сказку X. К. Андерсена «Принцесса на горошине»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: X.К. Андерсен «Принцесса на горошине»

Цели:продолжение знакомства с творчеством X. К. Андерсена; закрепление умения выборочного, вы­разительного чтения; развитие речи, памяти, творчес­кого мышления; развитие умения выражать свои чув­ства по отношению к прочитанному; воспитание инте­реса к книге и чтению.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Воспроизведе­ние сказки «Принцесса на горошине» и закрепление таких умений четвероклассников, как выборочное и выразительное чтение.

Учитель предлагает учащимся следующие вопро­сы и задания:

• Где происходит действие в сказке?

• Почему принц никак не мог жениться?

• Найдите и прочитайте описание бури.

• Как автор описывает появление у ворот замка принцессы? Прочитайте.

• Что предприняла старая королева, чтобы выявить, настоящая ли принцесса попала в замок? Найдите в тексте.

• Как спала принцесса? Прочитайте её ответ «про себя» и подумайте, какие чувства героини необходимо выразить при чтении (возмущение, капризность, сето­вание).

• Что автор говорит о горошине в конце сказки?

• Как вы думаете, почему X. К. Андерсен так закон­чил сказку?

3. Рассказы уча­щихся о самых интересных эпизодах из самостоятель­но прочитанных сказок X. К. Андерсена.

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:продолжить чтение сказок X. К. Андерсена (по выбору).

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Х. К. Андерсен

Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел. Принцесс было сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь не хватало. И вот принц вернулся домой огорченный,— очень уж ему хотелось найти настоя­щую принцессу.

Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра.

Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошел отпирать.

За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, это уж мы проверим»,— подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тю­фяков набросала еще двенадцать перинок из гагачье­го пуха.

На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

— Ах, очень плохо!— ответила принцесса.— Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежа­ла на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в си­няках. Это просто ужасно!

Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая прин­цесса.

Тогда принц женился на ней,— наконец-то он не сомневался, что нашел настоящую принцессу. А го­рошина попала в музей, где и лежит до сих пор, если только никто ее не украл.

Знай, это истинная история!

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Х. К. Андерсен

Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел. Принцесс было сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь не хватало. И вот принц вернулся домой огорченный,— очень уж ему хотелось найти настоя­щую принцессу.

Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра.

Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошел отпирать.

За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, это уж мы проверим»,— подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тю­фяков набросала еще двенадцать перинок из гагачье­го пуха.

На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

— Ах, очень плохо!— ответила принцесса.— Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежа­ла на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в си­няках. Это просто ужасно!

Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинах, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая прин­цесса.

Тогда принц женился на ней,— наконец-то он не сомневался, что нашел настоящую принцессу. А го­рошина попала в музей, где и лежит до сих пор, если только никто ее не украл.

Знай, это истинная история!

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: X.К. Андерсен «Штопальная игла»

Цели:развитие умения читать «про себя»; обуче­ние умению выявлять идейную сущность произведения; развитие умения составлять план прочитанного, под­робно пересказывать текст по плану; развитие твор­ческих способностей учащихся.

Организационный момент

Наши рекомендации