Архитектура Древнего Египта известна нам по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Прежде всего, Египет – это пустыня. Вокруг пески. И у нас как раз много – много песка на столе. Чтобы сделать пустыню будем засыпать сто броском, причем нам необходимо создать фактуру, похожую на барханы. Для этого мы будем выполнять бросок не двумя движениями, а несколькими, таким образом, чтобы наталкивать один бросок на другой. Необходимо потренироваться и попробовать сделать несколько раз.
После этого делаем линию горизонта, на котором будут вдалеке пирамиды. Ребром ладони. Чтобы показать, что пирамиды объемные, оттеним одну из видных сторон, ту, что спрятана от солнца. Именно ее и присыпаем и даем контур. С противоположной стороны сторона пирамиды будет светлой, поэтому на небе необходимо сделать солнце.
К пирамидам идут люди. Это три черточки, три силуэта. Самостоятельно нужно попробовать сделать кобру или любую другую змею.
Масса взрослого верблюда — 500—800 кг, репродуктивный возраст начинается с 2—3 лет. Верблюды могут жить до 40 лет.
Эти млекопитающие хорошо приспособлены к жизни в суровой и безводной местности. Густой мех предназначен для защиты от дневного зноя и ночного холода. Широкие двупалые ступни — для передвижения по сыпучим пескам или мелким камням. Верблюды не потеют и теряют малое количество жидкости с испражнениями. Влага, при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот. Верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 % веса тела. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до ста литров. Одно из специфических приспособлений верблюда для жизни в пустыне — горбы, представляющие собой жировые отложения.
Существует довольно широко распространённое мнение, будто верблюд может получать воду благодаря окислению содержащегося в горбах жира. Вопреки этому, верблюжий горб не является ёмкостью для воды. Он сложен жировыми тканями, в которых накапливаются энергетические запасы на случай длительной бескормицы, и когда с пропитанием становится туго, он заметно уменьшается в размерах. Кроме того, в дневную жару верблюды способны аккумулировать тепло и постепенно расходовать его холодными ночами. Дело в том, что при дыхании организм теряет больше влаги, чем образуется при окислении жиров.
На самом деле верблюды просто очень хорошо переносят обезвоживание. Верблюды способны выживать без воды до двух недель, а без пищи до месяца. Истинное назначение горбов иное: они служат своеобразной «крышей», защищающей спину верблюда от палящего солнца. Кроме того, концентрация всех жировых запасов организма на спине способствует лучшей теплоотдаче
Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины.
Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый).
Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия.
Термин «иероглиф», которым обозначается египетское письмо, а также другие системы письма, состоящие из знаков, изображающих различные предметы, людей, животных и т. д., греческого происхождения.Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, а уже потом появились звуковые знаки.
Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое.
Написание своего имени египетскими иероглифами.
Занятие 22. Греция
Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннесе образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской. В то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие как декоративные вставки, так и изображения с извивающимися щупальцами, играющих в воде дельфинов.
Выбор морской тематики неудивителен. Древние греки жили, по сути, на архипелаге; море окружало их почти со всех сторон. Оно играло главенствующую роль во многих областях их деятельности. Неслучайно само слово «архипелаг», которое мы переводим как «совокупность островов», в буквальном переводе с древнегреческого означало «главенствующее море». Шум прибоя, говор волн, их не умолкающий плеск рядом с домом воспринимались с детства как естественный ритм природы вместе с покачиванием на руках матери или кормилицы. Неудивительно, что позже эта ритмика проявлялась у древнегреческих мастеров в виде волнистых линий на горла и туловах расписных ваз и выступала извивами причудливых завитком меандров. Этот характерный для прикладного древнегреческого искусства декоративный элемент получил свое название по имени извилистой реки Меандр (ныне - Большой Мендрес), протекающей в Малой Азии.
Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павсанию, первоначально храмы строились из дерева.
Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял из себя здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте в несколько ступеней и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, несколько отступая в глубь здания, Один квадрат был перегорожен поперечной стеной с дверью в середине, так что получались своего рода крыльцо или крытые сени (притвор) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.
Подобные здания назывались «храмом в пилястрах». В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фасада, устраивалось и с противоположной стороны. Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последние образовывали над ними треугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, отсюда и произошли другие виды храмов
Стили колонн.
Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельных направления, господствовавших в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.
Поэтому сначала мы покажем сам остров в океане. «Причесываем» океан всеми пальцами. Верхним броском над океаном создаем фактуру для острова. Ребром ладони даем контур. Теперь попробуем вырастить на этом острове дворец (тем самым мы показываем переход от одного кадра к другому, от острова к дворцу). Большим пальцем снизу вверх расчищаем колонны. Насыпаем фронтон, внутри присыпаем узоры. От верхней к нижней расчищаем ступеньки. Причем каждая последующая чуть меньше предыдущей. Ну и в конце на колоннах рисуем капитель- (от лат. caput — «голова») — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Природа для древних греков была полна божественного. По их представлениям, всюду обитало множество богов и богинь. Одни, рангом повыше, жили в труднодоступных местах - на горе Олимп, в океане, под землей. Другие, рангом пониже (божества природы) селились в реках, рощах и скалах. В лесах обитали нимфы дриады, в горах - ореандры. В каждом ручье и ручейке плескались наяды, в море веселыми стайками плавали нереиды. Даже в болотах жили нимфы.
Такие явления природы, как дождь, гроза, шторм, были проявлениями божественных сил. Неудивительно, что и объекты растительного мира – цветы, листья, плоды воспринимались греками как внешние проявления божественной красоты. Разглядывая растительные орнаменты на краснофигурных или черно-лаковых древнегреческих вазах, нелишне помнить об этом. В 9-8 веках до н.э. греки умели вытягивать удивительной красоты сосуды, покрытые несложными, с нашей точки зрения орнаментами, основными элементами которых были простые линии, квадраты, треугольники, ромбы, зигзаги. Неслучайно такой стиль росписи современные искусствоведы назвали геометрическим. Однако неверно было бы считать его признаком примитивизма. В этих несложных знаках была зашифрована определенная информация. Геометрические символы отражали представления об устройстве мира...
Присыпаем предыдущую картинку. Она будет фактурой для амфоры. Ребром ладони вырезаем сам сосуд. Лишнее убираем. Большим и указательным пальцами одновременно приводим две линии вдоль вазы – это границы, в пределах которых будет идти орнамент. Орнамент рисуем контуром. В конце можно насыпать ручки.
Греция с древних времен славилась своим оливковым маслом . Масло плодов оливок является основным продуктом, ради которого главным образом и возделывается эта культура. Но плоды оливок находят широкое применение и в консервной промышленности для изготовления консервов из зелёных плодов, а из чёрных — маслин сухого посола.
Зеленовато-жёлтая, тяжёлая, крепкая и свилеватая древесина прекрасно поддаётся полировке и используется для изготовления мебели. Её также ценят резчики по дереву, её применяют для инкрустаций и изготовления дорогих токарных и столярных изделий. Корой оливкового дерева пытаются заменять хину, а настои из листьев нормализуют кровяное давление и дыхание. Специалисты утверждают, что в оливках есть практически все необходимые человеку витамины и микроэлементы.
Присыпаем экран. Всеми пальцам снизу вверх рисуем стволы оливковых деревьев. Они должны быть немного изогнутыми. Добавляем ветки. Подушечками всех пальцев рисуем листву. Расчищаем или насыпаем сами оливы.