Дополнительный материал для учителя. Свободные темы в списке экзаменационных тем занимают обычно последние места

Свободные темы в списке экзаменационных тем занимают обычно последние места. В силу этого в сознании учеников (а зачастую и учителей) утвердилась мысль об их особом статусе как своего рода «лазеек», «палочек-выручалочек» для тех, кому нечего сказать на темы литературные. «Не знаешь ничего — пиши на свободную тему» — утверждения, подобные приведенному, звучат часто. Причем, высказывая такую позицию, подразумевают — вольно или невольно, — что на свободную тему можно и писать «свободно», то есть то, что захочешь, и так, как вздумается. Между тем у «свободы» есть множество оборотных сторон, и учителю, готовящему класс к экзаменационному сочинению, нелишне поразмышлять о них вместе с ребятами. Необходимо, на наш взгляд, самым серьезным образом уяснить, что сочинение на свободную тему может стать выигрышным лишь для творчески развитых, сильных учеников, обладающих не только оригинальным мышлением, но и достаточно высокой степенью сформированности собственного стиля. Остальных свободная тема просто «потопит», ибо ни в каком другом сочинении так очевидно не выявляется отсутствие самостоятельных суждений и неспособность правильно и грамотно их оформить, как в сочинении на свободную тему. Собственно, и критерии оценки свободных сочинений — а их обязательно следует обговорить с учениками заранее — предполагают, что высший балл получат прежде всего интересные, необычные, творческие и с точки зрения содержания, и с точки зрения языка — работы. Если учитель рискнет дать свободную тему для пробного сочинения (хотя бы за полгода до экзамена), он без труда определит и тех ребят, которым браться за сочинение на свободную тему не стоит, и тех, которых можно действительно готовить к подобного рода работам.

Любое сочинение начинается с тщательного продумывания темы и формулировки тезиса — основной мысли, организующей материал, доказательству которой, собственно, и подчинено сочинение. Поиск тезиса — чрезвычайно важная задача. Пишущий как бы определяет для себя некую цель, точку, к которой хочет привести читателя. Этот «маяк» позволит не сбиться с пути, удачно пересечь «бурное море» свободной темы, не потеряв курса. В сочинениях-рассуждениях тезис должен быть четко сформулирован и обозначен, в работах же творческо-художественного плана, написанных зачастую в необычном жанре — письма, дневника и т. п. (а наша тема предоставляет возможность такого подхода), — он может явно и не присутствовать, однако должен чувствоваться под тканью текста, организуя его на глубинном уровне. Сочинение, автор которого постоянно держит в голове подобную «руководящую идею», всегда будет производить впечатление стройности, собранности и гармоничности. Напротив, если пишущий берется за перо без предварительного продумывания цели своей работы, он серьезно рискует. Вспомним мысль древних: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». У такого «пловца» сочинение, не основанное на внутренней логике, будет «расползаться по швам», сопротивляясь всем попыткам как-либо скрепить разваливающиеся части.

Естественно, что тезис у каждого пишущего будет свой. Мы не можем ни предлагать, ни даже прогнозировать его. Однако со всей определенностью должны настаивать на непременной вещи: это должно быть самостоятельное суждение. Сколь угодно спорное, парадоксальное — но самостоятельное. Только в этом случае оно будет соответствовать формулировке темы: именно «мое понимание», а не чье-либо иное. Пишущему предстоит найти золотую середину между изложением известных, принятых точек зрения (а такая опасность велика, ибо категории, по поводу которых предложено сформулировать свое мнение, являются так называемыми вечными темами, над которыми человечество размышляет, по-видимому, с момента возникновения) и сверх оригинальничаньем, порожденным лишь одним стремлением — быть не как все. Счастливо избегнет этих крайностей человек, который сам, заранее — и не в связи с сочинением только — уже задумывался над подобного рода проблемами, которому действительно есть что сказать. Если же пишущий решит поразмышлять над предложенными вопросами лишь на экзамене, то он скорее всего либо подменит тему, невольно выдав чужое за свое, либо просто будет «высасывать» сочинение «из пальца». На наш взгляд, учитель имеет возможность создавать в течение года учебные ситуации, подталкивающие учеников к размышлению над «вечными проблемами», формированию собственного к ним отношения. Чрезвычайно полезными представляются письменные задания следующего типа: «Какое высказывание вам ближе всего и почему? (Ответ обосновать)». Список высказываний, подобных приводимым, предлагается учителем:

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять, счастливы мы или нет.

Б. Шоу

Счастье это ум, судьба и характер.

Н. М. Карамзин

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Л. Н. Толстой

Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив.

Ф. М. Достоевский

В качестве варианта задания можно предложить учащимся самим составить подборку суждений о красоте, любви, смысле жизни и т. п., а затем использовать для письменной работы наиболее интересные из найденных высказываний. Таким образом ребята будут неизбежно вовлечены в процесс своего рода спора с имеющимися точками зрения в вырабатывания своей собственной позиции. Кроме того, запавшей в память афоризм может неожиданно помочь на экзамене: стать эпиграфом, удачной цитатой, превратиться в объект полемики и т. п.

После формулирования тезиса наступает следующий этап работы — поиск аргументов, доказательств тезиса. Этот этап обоснования главной мысли сочинения является чрезвычайно ответственным. От его результатов в основном и зависит мнение проверяющего. «Работать» на это мнение будет все: и проявляющаяся в подборе аргументов широта и серьезность взглядов ученика (к месту приведенное размышление по поводу произведения литературы, живописи, кино всегда «повышает рейтинг» пишущего), и умение композиционно организовывать текст, выстраивать доказательства в систему, и способность грамотно оформлять их с речевой точки зрения. Все это стоит обговорить с ребятами подробно.

В поисках аргументов пишущий всегда будет апеллировать к своему опыту — это неизбежно. От того, насколько включены в этот опыт раздумья над произведениями искусства — а именно искусство на протяжении многих веков своего существования постоянно занималось «вечными вопросами», — будут зависеть взвешенность и устойчивость позиции самого пишущего. Следует заранее продумать, на каких авторов можно будет «опереться» (в широком смысле) при рассуждении на ту или иную тему. Скажем, при разговоре о счастье, вероятно, уместно обратиться к творчеству Толстого или Чехова, избегая при этом превращения сочинения в изложение их взглядов. Далее, аргументы должны быть выстроены в систему. Желательно поэтому, чтобы все доказательства были предварительно записаны на одном листке (для удобства их «обозрения») — это позволит без труда определить место каждого из них в общей структуре текста, не перескакивать с одного на другое. Тщательно следует продумать и степень детальности, подробности словесного развертывания каждого доказательства. Если позволить себе увлечься разработкой какого-либо одного аргумента в ущерб другим, то сочинение потеряет стройность, будет напоминать дом с огромным крыльцом в крошечной залой или пиджак с рукавами разной длины. Особое внимание нужно обратить на выбор речевых средств для выражения мысли. Мысль должна формулироваться ясно и просто, без «архитектурных излишеств», затемняющих смысл. Чересчур длинные, перенасыщенные оборотами предложения затрудняют восприятие (и порождают к тому же большое количество ошибкоопасных мест). Следует, однако, избегать и другой крайности — коротких, рубленых фраз.

Можно предложить своим ученикам подумать над процессом создания текста следующим необычным способом: дать им написать сочинение о... сочинении. А в качестве «отправных точек» для размышления предложить несколько высказываний известных мыслителей:

Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать то, что относится к делу, и только это.

Ф. Ларошфуко

Воображение — горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника.

Р. Саути

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Хилон Лакедемонянин

Величайшее умение писателя — это умение вычеркивать.

Ф. М. Достоевский

Последнее, что необходимо автору сочинения перед тем, как непосредственно начать писать, — это тщательно продумать вывод, итог размышлений, отсутствие которого создает ощущение незавершенности, неполноты работы. Нужно избегать механического дублирования тезиса в выводе; тезис может быть воспроизведен, но на качественно новом уровне — ведь опыт и читателя, и автора уже претерпел те или иные изменения за время общения с текстом.

Мы сознаем всю условность предлагаемого нами алгоритма написания сочинения. Всякая попытка формализовать очень тонкий и интимный процесс создания текста неизбежно порождает сомнение: а можно ли вообще научить писать? Научить — нельзя (дар на то и дар, что присутствует изначально), но подтолкнуть, направить, скорректировать или предпринять любую другую попытку совершенствования уже имеющегося можно и должно. Бессмысленно надеяться добыть полезные ископаемые в тех местах, где их нет, но и самую золотоносную жилу нужно разрабатывать. Понимая, что подобная разработка должна начинаться задолго до выпускного класса, надеемся все же, что предлагаемые нами направления для совместных раздумий учителя с учениками смогут хотя бы в малой степени помочь в подготовке к сочинению.

Вариант проведения уроков 70—74 (131—135)

Наши рекомендации