Предпосылки возникновения государства, его функции в древнем мире
Древнейшие государства возникли в районах орошаемого земледелия в северных субтропиках (с жарким сухим летом и мягкой зимой), в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга в IV-III тыс. до н.э. Зона образования первых ирригационных систем и государств располагается в области, получившей условное название «Плодородный полумесяц», - одним концом он упирается в Египет (дельту-устье Нила), а другим – в Персидский залив. Здесь бассейны великих рек образуют районы с плодородной почвой.
Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, возможно только при создании единой ирригационной системы. По образному выражению Льва Ильича Мечникова, необходимость регулировать разливы Нила и других великих исторических рек так, чтобы орошаемые области превращались в плодородные житницы, кормящие миллионы людей, а не в заразные смертоносные болота, «впрягла» окрестное народонаселение в «ярмо истории».
Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV-III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударство.
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью.
В древнем мире мощным интегрирующим фактором были военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с разгромом военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII-XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316-2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - Шумеро-Аккадское царство.
Важным обстоятельством в процессе эволюции государств Древнего Востока оказалось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Главным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться землей, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - налог. Это характеризует власть-собственность на Древнем Востоке. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение отягощалось выполнением многих повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.
Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в составе старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение социальной элиты.
Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, ставшая источником формирования «восточной деспотии», которая представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в каждом регионе условий и традиций.
Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограниченной. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш, Вавилон). На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наибольшей силы царская власть достигла в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако и в условиях древневавилонской деспотии сохранилась автономия общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).
Для древнеиндийской цивилизации характерно существование слабых и кратковременных государств. При правителе - радже действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии - паришад. Ограничение монархической власти в Древней Индии связано с системой варн и автономностью общин. Их жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только в IV в. до н.э. (династия Маурьев) удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, поскольку ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.
Восточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в консолидации общества. Для возвышения власти монарха над местными лидерами был создан институт сакрализации власти. Правитель считался ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей.
Например, египетский фараон считался сыном бога Солнца (Ра), воплощением бога Неба и Света (Гора). Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, так как это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона -- пирамиды – рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Шумеро-аккадские цари также придавали своей власти сакральный характер.
В Индии и Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в возвышении административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после «чжоуского завоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество - Небо - вручило права на управление Поднебесной, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю титул «отца и матери» своих подданных. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявлять сыновнюю почтительность, служить своему отцу верой и правдой.
Важнейшей опорой деспотии в странах Древнего Востока являлся развитой военно- бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и зачаточных рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги соответственно трем уровням управления - центральному, региональному и местному (общинному). Жесткая иерархическая система предполагала неуклонное соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.
Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты его родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности. Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в V в. до н.э. Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания для обеспечения деятельности гармоничного и благополучного государства. А нормой политической культуры считалась обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибок