Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
1. Первое сословие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и священники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феодалы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но также и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особенность средневекового общества.
Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Проповедь церкви смягчала жестокие нравы и улучшала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.
Образцом, на кого следует равняться, считался святой человек, который отрекся от земных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные».
Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались
помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христианская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.
2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество- «на помин души».
В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - останки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.
Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинского значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.
Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, которые затем присваивала. Церковь проповедовала христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.
3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.
Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.
Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и .патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.
4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому.
Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.
Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.
Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.
5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.
Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.
6. Против чего выступали еретики. В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства - церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало положений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминальное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как место, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.
Не все верующие христиане понимали догматы. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текстами Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.
Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.
Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».
7. Как церковь боролась с еретиками. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.
Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.
В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.
В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»
8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Передавая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.
9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.
Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.
Крестовые походы
1. «Так хочет Бог!» В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину.
По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная святыня христиан - Гроб Господень. Люди верили, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки-сельджуки. Папа призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан, томящихся под игом язычников». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов.
Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы - крестовыми.
Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело и что их ждет награда на небесах. Но были и чисто «земные» причины, побудившие массы людей двинуться на Восток.
В конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа во Франции скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце света. Отчаяние и голод привели в движение массы людей. В походе на Восток бедняки увидели возможность избавиться от помещиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу.
Феодалы были наслышаны от купцов и паломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения.
Главную силу Крестовых походов составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появилось много безземельных рыцарей. В основном это были младшие сыновья феодалов, не получавшие в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли было для них желанной мечтой.
2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших.
С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя там разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в первом же бою зарубили столько людей, что сложенные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестьяне на Востоке.
3. Крестовый поход феодалов. Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены.
Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через горные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков.
По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. Не раз между предводителями отрядов возникали столкновения из-за добычи. После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь утвердился в богатом армянском городе Эдёссе. После трехлетнего похода лишь пятая часть крестоносцев подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути или остались в захваченных землях, немало вернулось на родину.
В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молитвами, после которых кровопролитие возобновлялось.
На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.
Местных жителей - мусульман и христиан - завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того, покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви.
4. Духовно-рыцарские ордены. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (храмовники), госпитальеров, & позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами, и рыцарями.
Орден тамплиеров был основан группой французских рыцарей, его главная резиденция находилась на месте разрушенного иудейского храма («тампль» по-французски означает «храм»). Госпитальеры, в основном итальянцы, заботились о паломниках, прибывавших в Палестину: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечили больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Византии дома для странников - госпитали (от латинского «хоспиталис» - гость).
Ордены подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им были запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.
Ордены получили привилегии: освобождались от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступали щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатетва,владели обширными землями на Востоке, а затем в Европе, участвовали в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой рыцарей.
5. Борьба народов Востока против крестоносцев. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего побережья. Приток свежих сил из Европы был невелик: для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жители не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвышались воздвигнутые ими на холмах крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусульман, здесь отсиживались во время восстаний.
Государства крестоносцев враждовали между собой. С востока и юга их теснили мусульманские княжества. Мусульмане овладели Эдес-сой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход в середине XII века, который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу.
6. Третий Крестовый поход. В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Садах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Сала дин.
Салах ад-Дин окружил и разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамплиеров попали в плен.
В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями-христианами. В течение 40 дней им разрешалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство.
Пытаясь вернуть Иерусалим, западные феодалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) - воинственный государь, который провел в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул; часть немецкого войска вернулась домой, другая же двинулась в Палестину.
Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направились в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с этого времени он стал опорной базой крестоносцев. Французский король Филипп II Август, рассорившись со своим английским союзником, в самый разгар военных действий вернулся во Францию.
Король Англии Ричард I Львиное Сердце, смелый рыцарь, «всех хотел превзойти славой». После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимского королевства. Ричард Львиное Сердце проявил себя не только храбрым, но и неумолимо жестоким: в Акре крестоносцы по его приказу перебили 2 тысячи мусульман. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумел.
Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но там попал в плен к своим врагам и два года провел в заточении у германского императора. Его освободили только тогда, когда он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп.
7. Четвертый Крестовый поход. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «королевы морей» - Венеции, собравшись на одном из ее островов. Венецианский правитель (он назывался дож) Энрйко Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчетливость. Он потребовал за перевозку рыцарей огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Но участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья.
Венеция в то время вела ожесточенную борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.
В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, были уничтожены ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Как сообщил участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать». Погибло и огромное число христиан-горожан.
Разграбив богатейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боролось против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества.
8. Крестовые походы детей. В конце XII века многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим. В городах собирались толпы детей, чтобы идти в Святую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью.
В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство.
Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему толпами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Парижу. Но король Филипп II Август, посчитавший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам.
9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске.
Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: «Нам час пришел - за ратью рать - Святую землю покидать». Вскоре после Восьмого, последнего Крестового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра.
И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли.
И все же Крестовые походы не прошли бесследно для Европы. Еще более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе.
Живя в восточных странах европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шелковые ткани и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII- XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей насильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались крестовыми, своей жестокостью они не уступали походам на Восток.
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)