Царствование Орианы – Арианты
(Начало VI века до н. э.)
Мир, заключённый Зариной с Мидией, держался недолго. Русичи собрали свои силы, пошли на врагов и победили их.
За тысячу пятьсот лет до Дира, то есть в VI веке до нашей эры, в Скифии правил царь Арианта, то есть «человек Ария», преемник Мадия, возможно, - сын Мадия и Зарины, при котором русы перешли от медного оружия к железному. Это был великий вождь, который сумел объединить всех скифов. В его время Великая Скифия стала могучим и крупнейшим государством мира. Когда однажды Арианта решил подсчитать численность своего войска, он приказал всем скифам - воинам принести ему по одному наконечнику стрелы. Наконечников было так много, что царь сделал из них памятник - медный сосуд, который вмещал в себя шестьсот амфор, а толщина его была в шесть пальцев. По легендам, при определённых лучах Солнца, если заглянуть внутрь сосуда, можно было узнать исход сражения.
В начале VI века до нашей эры Арианта подчинил греческие колонии северного Причерноморья, совершил походы на Волгу, Оку, Каму, на Урал и подчинил себе все племена на своём пути.
Собрав воедино все силы, Арианта двинулся в Европу, в земли венедов, кельтов, фракийцев, покорив все народы Центральной Европы на Дунае, в Карпатах, Судетах, вплоть до Балтийского моря. Свидетелем тех походов являются останки древнего Берлина - славянского города Берло и других городов лужицкой культуры, густо усеянные скифскими стрелами. Основная причина этой войны была религиозная. Венеды отказались принять Арианта как нового Ария Оседня, так как были язычниками - диевичами. Зато его приняли роды на Карпатах и на Дунае, где хорошо ещё помнили Ария Оседня, поэтому они признали в Арианте нового Ария - третье воплощение бога Ярилы.
Держава - Великая Скифия Арианты раскинулась от Урала до Карпат. Ему подчинились народы Европы и Азии. И стала Русколань сильной и твёрдой.
«И вот Сварог, который суть Сам Творец, сказал Арию - Арианте: «Сотворены вы из праха земного. И будут про вас говорить, что вы - сыны Творца, и станете вы как сыны Творца, и будете как дети Мои, и Дажьбог будет Отцом вашим. И Его вы должны слушаться, и Он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и как творить требы...
Любите Завет отца Ария! Он для вас - Свет Зелёный и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!»
И с тех пор было семьдесят князей наших, таких как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных избирали на вече, а других на вече отлучали, если люди не хотели их. В то время князи много трудились. И был тогда Кышек (Киаксар) велик и мудр. И умер он, а после него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И это удержит наша память, потому что мы всегда их славим на каждой тризне трижды. И почитается память их сыновьями нашими, и никто не смеет об этом забыть, так как получит проклятье Божеское и человеческое, и люди имя его охают навеки».[47]
Глава 15
Царствование Тамиры
Войны с Киром и Дарием I
(VI век до нашей эры)
В VI веке до нашей эры лидерство в иранском мире перешло к персам, которых сумел объединить царь Кир Второй Великий из династии Ахеменидов. Кир был наполовину скифом и наследником Мидии и Скифии, основал великую Персию. В середине VI века он стал воевать против Астиага и захватил столицу Мидии город Экбатан. Так как Кир был наследником Мидии, войска не оказали ему сопротивления. Царь Мидии Астиаг был уже стариком - и внук не стал его обижать. Потом Киру покорились Элам, Парфия, Армения, Гиркания, разгромил Лидию, Вавилонию и тут же отпустил из «вавилонского плена» евреев.
В 530-529 годах до нашей эры Кир двинул свои войска на север против саков, скифов и массагетов (предков славяно-русов), которыми руководила Тамирис (Тамира) и была вдовой. Кир сделал ей предложение выйти за него замуж. Но Тамирис поняла, что Киру нужно её царство, а не она, поэтому она отвергла предложение Кира. Тогда Кир начал поход против массагетов. Сначала ему везло. Он построил мост через Аракс и принял предложение Тамирис сразиться на земле, заманил сына Тамирис Спаргаписа к неохраняемым обозам с вином. Тот напал на обозы, захмелел и был взят в плен. Протрезвев, Спаргапис покончил с собой.
Тогда саки - массагеты, возглавляемые разгневанной Тамирис, заманили Кира в пустыню, разгромили его войска, а Киру отрубили голову.
Тамирис (Тамирида) приказала бросить голову Кира в бурдюк с кровью, сказав: «Раз ты хотел крови, то пей!»
Историю Скифов приходится восстанавливать по записям античных авторов. Геродот первым упоминает царя Причерноморской Скифии Ариапита, который уделял большое внимание развитию Скифии, поддерживал дипломатические отношения с соседями. Царь Фракии Терей и царь агатирсов Спаргапит выдали за него своих дочерей. Но затем Спаргапит, стремясь захватить скифский престол, убил Ариапита. Царём Скифии стал малолетний Скил, сын Ариапита от жены гречанки, которая воспитала сына в преклонении перед Западом. Он в нашей истории стал первым «западником», часто ездил в Грецию, перенял их обычаи, женился на гречанке, был посвящён в таинства Диониса - Вакха, в вакхическом исступлении прыгал в толпе полуголых вакханок, стал называть скифов варварами, а эллинов цивилизованными. Это вызвало в Скифии омерзение. Страна восстала, скинула его с престола и провозгласила царём Октомасада, сына Ариапита от фракиянки. Скил бежал во Фракию. Октомасад двинулся за ним с армией, потребовал выдать Скила и казнил его. Скифы понимали, что вероотступничество, измена национальным традициям очень опасно для государства.
В 546 году до н.э. в Скифии правил Савлий, правнук Ариапида. В связи с предстоящей персидской угрозой Савлий послал с целью дипломатической разведки брата Анахарсиса в Грецию, для которого эта « командировка» закончилась плачевно. Контактируя с греческими мудрецами разных школ, Анахарсис заразился тайным оккультным учением «Матери богов» - Кибелы, которое сопровождалось человеческими жертвоприношениями и сексуальными оргиями. Анахарсис принёс это учение на родину, на Днепре устроил тайное святилище, где начал практиковать эти ритуалы, привлекая скифов. Кто-то сообщил об этом царю, и Савлий самолично застрелил брата из лука.
В Азии в это время полыхала война. После гибели Кира в Персии началась борьба за власть. Дарий одолел противников и двинулся на Вавилон в 521 году до н.э. Но осаждать Вавилон не пришлось. Персам представители пятой колонны открыли ворота города изнутри. Кто это сделал - историки умалчивают. Дарий жестоко расправился с жителями Вавилона, повесив 3 тысячи именитых граждан на остриё кола за ребро. Имущество казнённых пошло на содержание армии. Дарий провёл реформы, разделив свою державу на 20 сатрапий, поставив во главе наместника, назначив на каждую сатрапию дань, совершил поход в Индию, подчинил себе большинство греческих городов. В 514 году до н. э., стремясь к мировому господству, Дарий объявил поход на Скифию, доведя армию до 700 тысяч человек, флот - до 600 кораблей. Инженер Мандрокл построил из кораблей мост для переправы персидской армии через Босфор. У Босфора Дарий воздвиг две мраморные стелы с перечнем народов, которые он вёл на Скифию.
У скифов отлично работала разведка. При приближении персидских полчищ к скифским границам, скифы созвали международную конференцию с участием всех соседей. По словам Геродота, отражать вражеские силы пришлось царям Идантирсу (Иданфирсу), сыну Савлия (Савелия) Скопасису и Таксакису. В результете переговоров поддержать скифов согласились гелоны, будины и савроматы. Невры, тавры, меланхлены, андрофаги отказались. Агатирсы заняли нейтралитет (они проживали в Карпатах). Тем временем персидский флот достиг устья Дуная, навели из кораблей мост для армии, перешли Дунай. В 512 году до н.э. полчища Дария завоевали Фракию, захватили греческие города на западном берегу Чёрного моря. Теперь перед Дарием лежала непокорённая скифская степь.
На совете цари скифских и сарматских народов решили против Дария и его многочисленного войска применить тактику «выжженной земли». Скифы увели врага западнее, прочь от побережья. Война развернулась в степях между Дунаем и Днестром (или Днепром). Скифы эвакуировали на север, в леса, свои стада, женщин с детьми, а сами двигались на один день пути впереди персов, не принимая боя, но сжигая на пути врагов траву, засыпая колодцы. Враги стали голодать. Скифы их специально «подкармливали», оставляя на пути немного скота, заманивая персов дальше, вглубь. Но в покое персов не оставляли, нападая на них по ночам, засыпая стрелами, выводя из строя конницу персов. Открытых сражений скифы избегали. Когда Дарий понял, что зашёл далеко, остановился и послал Идантирсу письмо : «Зачем ты, чудак, убегаешь, хотя можешь выбрать одно из двух: если ты полагаешь, что в силах противостоять моему войску, остановись, не блуждай более и сражайся, если же ты чувствуешь себя слабее меня, то также приостанови бегство и ступай для переговоров к твоему владыке с землёю и водою в руках».
Идантирс ответил Дарию: «Вот я каков, перс. Никогда прежде я не убегал из страха ни от кого, не убегаю и от тебя, и теперь я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время. Почему я не тороплюсь сразиться с тобой, объясню тебе это. У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступать с вами в бой. Если вам необходимо ускорить сражение, то вот есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из - за этих гробниц или нет. Раньше мы не сразимся, раз это для нас невыгодно...Вместо земли и воды я пошлю тебе дары, какие приличны тебе, а за то, что ты называешь себя моим владыкой, я расплачусь с тобой». Тогда Дарию вручили от скифов птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Один придворный Дария растолковал смысл этих даров так: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, подобно лягушкам, не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами этих стрел».[48]
После чего персы увидели войска скифов. Когда на поле выскочил заяц, скифы в боевом строю начали со смехом гоняться за ним. Это привело Дария в ужас. Он понял, что скифы не боятся персов: «Эти люди презирают нас»
Генерального сражения не было. Когда персы повернули назад, тогда скифы обрушились на персидские войска со всех сторон и начали истреблять его. Конница скифов и савроматов под руководством Скопасиса двинулась к Дунаю наперерез персам, к персидскому флоту и посоветовали врагам уходить подобру-поздорову. Затем войска Скопатиса повернули навстречу Дарию, которого спасло лишь то, что Дарий с войском, боясь заблудиться, стал отступать по знакомой старой выжженной дороге. Затем, бросив 80 тысяч своих воинов в степи, Дарий с личной гвардией успел перейти реку по остаткам моста, который греки не стали разбирать. У скифов родилась поговорка: «Если греки - свободные люди, то нет людей их трусливее, если греки рабы - то нет рабов их преданнее». Скифы, преследуя остатки персов, переправились через Дунай, дошли до Дарданелл, захватили Херсонес Фракийский, хотели вторгнуться в Персию, для чего послали для переговоров со Спартой послов, чтобы ударить с двух сторон по персам. Тогда дипломатические переговоры сопровождались пирами. Скифы умели пить. Спартанский царь - полководец Клеомен так напился, что свалился в белой горячке и повредился умом.
Скифия оказала решающее влияние на ход персидской войны. После вояжа в Скифию Дарий в течение 20 лет не мог прийти в себя. А когда начал войну через 20 лет против эллинов, то потерпел поражение, так как основной костяк своей армии он оставил в скифских степях.[49]
После Дария I в Персии правил Ксеркс, потом Артаксеркс I, Дарий II, Артаксеркс II, Артаксеркс III Ох, потом Дарий Кодоман, разбитый А. Македонским.
Глава 16