Необходимость иного мышления
Www.e-puzzle.ru
HOW TO BE A
BRILLIANT THINKER
EXERCISE YOUR MIND AND FIND CREATIVE SOLUTIONS
Paul Sloan
KoganPage
Пол Слоан
ИСКУССТВО
МЫСЛИТЬ НЕЗАУРЯДНО
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОЗГА И ПОИСКА ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
УДК 005 ББК 65.29-2 С48
Все права защищены Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.
Это издание опубликовано с согласия Kogan Page Limited.
Слоан Пол
С48 Искусство мыслить незаурядно. Пер. с англ. - К.: Companion Group, 2011.-224 с.
ISBN 978-0-7494-55064 (англ.) http://www.skladchina.com/
ISBN 978-966-1629-11-9
В своей книге Пол Слоан приводит детальное руководство к действию в области искусства мышления, как формулировать сильные идеи, думать нестандартно и благодаря этому стать успешным в бизнесе и карьерном росте. Книга поможет отточить навыки нешаблонного мышления, аналитического подхода в решении проблемных ситуаций, действенной аргументации и внедрения идей в жизнь. Автор рекомендует такие методики и наборы упражнений, которые полностью применимы в ежедневной практике.
УДК 005 ББК 65.29-2
ISBN 978-0-7494-55064 (анг.) ISBN 978-966-1629-11-9 © 2010 Paul Sloan
© 2010 Kogan Page Limited. All rights reserved © 2010 Издательство ООО «Компаньон Труп»,
Содержание
Вступление 8
Глава 1. Необходимость иного мышления 10
Глава 2. Примите во внимание противоположную точку зрения 16
Глава 3. Научитесь противостоять предположениям 21
Глава 4. Анализируйте проблемы 27
Глава 5. Задавайте вопросы 35
Глава 6. Используйте комбинационное мышление 41
Глава 7. Применяйте параллельное мышление 46 Глава 8. Думайте творчески. Отличные способы
повышения степени вашей личной креативности 52
Глава 9. Используйте латеральное мышление 58
Глава 10. Думайте о вещах, о которых не думает никто другой 64
Глава 11. Оценивайте идеи 68
Глава 12. Принимайте сложные решения
Глава 1 3. Развивайте вербальное мышление
Глава 14. Используйте математическое мышление
Глава 1 5. Научитесь работать с вероятностями
Глава 16. Используйте зрительные образы
Глава 17. Развивайте свой эмоциональный интеллект
Глава 18. Станьте хорошим собеседником
Глава 19. Аргументы для победы
Глава 20. Обдумывайте
Глава 21. Повышайте емкость своей памяти
Глава 22. Экспериментируйте, терпите поражения и учитесь новому
Глава 23. Рассказывайте истории
Глава 24. Мыслите с юмором
Глава 25. Думайте позитивно
Глава 26. Установите цели
Глава 27. Определите приоритеты и концентрируйтесь на них
Глава 28. Превратите размышления в действия
Глава 29. Типичные ошибки в процессе мышления
Глава 30. Повысьте эффективность работы своего мозга
Глава 31. Игры для людей, которые управляют незаурядным мышлением
Глава 32. Подведение итогов: список занятий для людей, управляющих незаурядным мышлением
Приложение 1. Ответы
Приложение 2. Библиография и дополнительные информационные источники
Посвящается Энн, Джеки, Бэл, Ханне и всем, кто старается стать незаурядным
Вступление
Один из самых удачных моментов моей жизни - настоящее счастливое открытие - произошел, когда однажды на деловом ужине я обнаружил себя сидящим рядом с Полом Слоаном. Стоило мне оказаться сесть на один стул дальше, и, возможно, мы никогда с ним не встретились бы. Мы начали беседовать, и вскоре обнаружилось, что нас обоих интересует тема мышления, в особенности латерального мышления. Так началось наше сотрудничество, которое продолжалось много лет, в результате чего на свет появилось свыше десятка книг, посвященных загадкам латерального мышления. Благодаря Полу я узнал много нового о мышлении. Надеюсь, что и он чему-то научился, общаясь со мной. Можно сказать: в нашем случае две головы оказались значительно лучше, чем одна.
Именно толковость мышления стала одной из причин, по которой человеческая раса смогла выжить, несмотря на то, что шансы на выживание были не особенно велики. Наши мозги позволили нам понять природу и состав ее элементов. Мы больше узнали об окружающей среде, болезнях, энергии, пищевой цепочке и множестве других вещей, которые могут пугать нас или помогать нам продолжать свое существование. Разумеется, нам предстоит еще многое понять и изучить, однако сейчас мы находимся в лучшей позиции, чем когда-либо ранее, для того чтобы углубить степень понимания и расширить границы нашего опыта. У нас появилась возможность размышлять о нашем мышлении.
В своей книге «Искусство мыслить незаурядно» Пол Слоан приводит детальное руководство к действию в области искусства мышления, что выгодно отличает книгу от множества других книг по этой тематике. С одной стороны, она основана на фундаментальной теории, а с другой (что, возможно, еще более важно) - наполнена практически применимыми советами и реальными примерами того, как великие мыслители, происходившие из самых разных кругов общества, открывали свое мышление для всего нового и волнующего за счет мыслительных процессов, что позволяло им достигать процветания в совершенно разных областях. Я верю в то, что невозможно просто прочитать эту книгу и впитать ее содержание без того, чтобы стать лучше и превратиться в человека, который управляет незаурядным мышлением.
Я преподаю курс в области решения проблем в University College Cork. И хотя мои занятия включены в обязательный курс для получения степени в области математики, в процессе обучения студенты всегда начинают обсуждать более широкие проблемы и методы их решения. Наш мир переполнен проблемами, требующими решения, такими как проблема глобального потепления, бедность, нехватка питания, борьба с наркоманией, сохранение мира и множество других (в качестве упражнения составьте свой список того, что вы считаете наиболее важными проблемами, которые стоят перед нашим миром). Мы отчаянно нуждаемся в новых и творческих решениях этих проблем. Для этого нам необходимо новое мышление - аналитическое, латеральное, юмористическое. Связанные с ним подходы описаны ниже в книге. Разумеется, важная роль в решении проблемы будет принадлежать молодежи, имеющей свежий взгляд на проблемы. Но старшее поколение также может сыграть свою роль в этом процессе. Наше мышление в настоящий момент является, по сути, слишком избыточным. Подобно тому, как люди, потерявшие работу, нуждаются в профессиональной переподготовке и приобретении новых навыков, нам нужно научиться тренировать наше мышление.
И позвольте мне поведать вам небольшой секрет: любой из вас может управлять незаурядным мышлением, если вы будете уделять развитию этого навыка достаточное количество времени и превратите имеющиеся у вас навыки в часть своей пожизненной стратегии, направленной на познание. Кроме того, развитие ваших мыслительных навыков может превратиться в одно из самых занимательных занятий, которым только можно заниматься в одежде. Приятных упражнений!
Дес МакХейл,
писатель и ассоциированный преподаватель математики в University College Cork
Глава 1
Необходимость иного мышления
В се мы - дети привычки. Каждое утро мы просыпаемся на одной и той же стороне кровати, а проснувшись, надеваем все в том же стиле, что носили вчера. На завтрак мы едим примерно то же, что ели вчера утром. Садимся в одну и ту же машину и едем привычным путем в школу или на работу. Приехав на работу, мы начинаем думать, и делаем это примерно так же, как делали вчера. Чаще всего наши мысли движутся в одном и том же направлении - наше мышление можно назвать аналитическим, конвергентным, критическим мышлением левого полушария. Хотя такое положение вещей является для нас привычным, оно заслуживает критики - мы должны понять, насколько сильно ограничиваем себя, размышляя привычным образом. Ведь существует огромное множество других способов мышления и выражения наших мыслей.
Мы выражаем свои мысли с помощью слов. Нам кажется настолько естественным высказывать свою точку зрения, писать электронные письма, отчеты и меморандумы с использованием привычного набора выражений, что мы редко останавливаемся и задумываемся над тем, нет ли в нашем распоряжении иного, лучшего способа действий. Математики выражают свои мысли с помощью формул, бухгалтеры используют для этой цели цифры, художники - картины, композиторы - музыку, инженеры - модели и чертежи, режиссеры - наборы движущихся картинок, а ораторы - занимательные истории и риторические приемы. Почему же мы так редко пользуемся этими формами выражения?
В этой книге мы расскажем о различных типах мышления и подходах, которые можно использовать для решения возникающих перед нами задач, связанных с процессом мышления. Давайте начнем с понятий конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное мышление является для нас вполне привычным. Когда мы слышим предложение или идею, то инстинктивно пытаемся изучить их, дать им критическую оценку и проанализировать последствия, делая особый акцент на том, что может пойти не так, как мы ожидаем. В школах и институтах нас учат подводить итоги, тщательно проверять данные и давать оценку работе писателей, историков и ученых. Для нас вполне естественно и просто сконцентрироваться на каком-то определении и подвергнуть его критической оценке с разных углов зрения. Мы вносим в процесс осмысления собственные предположения и целевые установки, загоняя новую идею в привычную для нас картину окружающего мира.
Напротив, дивергентное мышление предполагает отход от основного направления обсуждения и движение во множестве других направлений. Применяя дивергентное мышление, мы можем создать совершенно разные идеи, которые не всегда связаны напрямую с изначальной задачей или концепцией. Мы растягиваем границы и позволяем своему воображению создать множество различных возможностей, зачастую приобретающих форму диких или отвлеченных идей. Такое развитие событий прямо противоположно конвергентному мышлению, при котором мы концентрируемся на одной цели и сужаем имеющиеся у нас возможности с тем, чтобы в итоге прийти к единственному избранному решению.
Помимо этого, нам свойственна одна неприятная черта - мы склонны видеть и принимать во внимание лишь ту информацию, которая поддерживает имеющиеся у нас в настоящее время убеждения, и всячески игнорировать противоречащую им информацию. Это было наглядно продемонстрировано в рамках знаменитого психологического эксперимента, проведенного Питером
Вейсоном в Лондонском университете. Сначала он показывал студентам последовательность из цифр 2, 4, 6, а затем сообщал им, что она соответствует некоему избранному им правилу. Задача студентов заключалась в том, чтобы угадать смысл правила, предлагая для этого продолжение последовательности (также из трех цифр). После каждой попытки Вейсон сообщал им, соответствовала та или иная последовательность загаданному им правилу или нет. Студенты имели несколько попыток, после чего должны были назвать правило. Очень часто они предлагали одну и ту же последовательность -6,8,10. В этом случае Вейсон говорил, что она соответствует загаданному им правилу. Студенты приходили к выводу, что правило состояло в увеличении каждой последующей цифры в последовательности на 2. Но эта догадка была неверной. Тогда они предлагали другую последовательность, например, 3, 6,9. Вейсон вновь говорил о том, что она соответствует загаданному им правилу. Студенты предполагали, что правило заключается в умножении первого числа в последовательности на 1, 2 или 3. И эта версия тоже была неверной. Так могло продолжаться до бесконечности. Студенты попались в ловушку - обнаружив наличие определенной явной логики в изначально заданной последовательности, они постоянно предлагали различные варианты, соответствовавшие их первоначальной догадке. На самом же деле правило, придуманное Вейсоном, состояло в том, что каждое последующее число должно быть просто больше предыдущего. Иными словами, вполне допустимой была бы последовательность 3, 29, 311 или 978, 979, 67837. Если вы попробуете сами провести это упражнение с другими людьми, то почти всегда заметите, как быстро они приходят к выводу, в чем заключается правило, а затем начинают предлагать варианты, соответствующие их догадке. Они получают все новые подтверждения того, что их последовательность соответствует правилу, но так и не могут догадаться, в чем оно состоит. Крайне редко случается, что игроки пытаются проверить правильность своей догадки, предлагая последовательности, которые ей соответствуют (например, 10, 10, 10).
Подобный тип мышления отражает наше представление об окружающем мире. У каждого из нас есть свой набор убеждений и представлений, и мы постоянно ищем в окружающем мире подтверждения нашей точке зрения. Если мы верим в то, что все белки имеют серую окраску, то каждый раз, когда мы видим серую белку, это подтверждает наше убеждение. Но если вы увидите еще одну серую белку, это не сделает принятое вами правило более
ИСКУССТВО верным. Напротив, нам нужно стремиться к тому, чтобы найти белку с иным окрасом. Это позволит нам отказаться от первоначального правила, оказавшегося неверным, и тем самым больше узнать о реальном мире вокруг нас. Когда в Европе впервые услышали о том, что в Австралии водятся черные лебеди, этому никто не поверил. Реальный факт насколько сильно противоречил устоявшейся картине мира, что люди отказывались принимать его во внимание.
Лучшие мыслители мира признают, что мир можно видеть по-разному, и каждый отдельный взгляд является неполным. Наша система взглядов задает для нас рамки, через которые мы воспринимаем мир. Но мы должны быть готовы к тому, чтобы признать, что наша точка зрения является лишь одной из многих; принятая нами система может быть хорошей, но она не становится от этого полной и поэтому мы должны пересматривать ее в случае поступления новой информации. Сэр Исаак Ньютон, сформулировавший законы гравитации и движения, заставил нас пересмотреть свой взгляд на окружающий мир. Предложенная им великолепная модель служила человечеству на протяжении нескольких столетий до тех пор, пока Альберт Эйнштейн не дополнил ее общей теорией относительности. Но и его взгляд на устройство вселенной изучается и пересматривается по мере возникновения новых теорий.
Эйнштейн говорил, что воображение гораздо важнее знания. Дивергентное мышление позволяет нам использовать воображение для исследования всех имеющихся возможностей. Конвергентное мышление дает нам возможность применять имеющееся знание для изучения новых концепций и понимания того места, которое они должны занять. К сожалению, всем нам присуще отказываться от идей, не соответствующих имеющемуся у нас знанию и системе наших убеждений.
Дивергентное мышление предполагает изучение различных точек зрения, в том числе неудобных, немодных, смешных и диковинных. Этот навык является неоценимо важным, однако его используют небольшое количество людей. Иногда нам нужна точность конвергентного знания, а иногда оно оказывается для нас чересчур сдерживающим. Оба метода могут применяться достаточно гармоничным образом, примером чего могут служить две фазы обычного мозгового штурма. После определения обсуждаемой задачи, группа принимает на вооружение дивергентный способ мышления и создает множество идей.
Некоторые из них могут казаться глупыми или неработоспособными, однако они могут служить основной для формирования следующих идей. После того как группе удается сформировать достаточное количество, ведущий встречи побуждает группу переключиться на конвергентное мышление, чтобы оценить все идеи и выбрать из них наилучшие. Крайне важно, чтобы на каждом этапе обсуждения использовался лишь один тип мышления. Если мы смешаем конвергентное мышление с дивергентным в самом начале обсуждения, то каждая идея будет оцениваться и подвергаться критике в момент зарождения, что приведет к быстрому иссяканию творческого фонтана.
Обычный человек, размышляющий над каким-то вопросом, будет, скорее всего, придерживаться конвергентного метода мышления, однако великолепный мыслитель этим не ограничится. Иногда нам нужно становиться аналитиками, критиками, судьями или расчетливыми мыслителями, но если мы будем использовать этот подход слишком часто, то наше мышление со временем станет ограниченным, связанным или даже разрушительным. Если мы хотим стать великолепными мыслителями, то нам необходимо научиться рассматривать множество возможностей, подходить к решению проблем с различных точек зрения. Дивергентное мышление нужно нам не меньше, чем конвергентное. В процессе открытия структуры ДНК в 1953 году ученые Крик и Уотсон использовали дивергентное мышление, для того чтобы определить все возможные пути решения задачи и варианты формы изучавшейся структуры. Лишь затем они перешли к конвергентному мышлению, позволившему им прийти к единственно правильной форме структуры - двойной спирали. Когда композиторы сочиняют музыкальное произведение, то они сначала используют дивергентное мышление, чтобы сочинить необычные мелодии и придумать пути их развития. Однако потом (сознательно или бессознательно) они начинают использовать конвергентное мышление, позволяющее им структурировать музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии и создавать приятные для уха аккорды.
Конвергентное мышление представляет собой полезный инструмент, но оно не должно оставаться единственным инструментом в нашем распоряжении. Добавив к нашему набору инструментов творческий элемент и дивергентное мышление, мы сможем приходить к нетрадиционным решениям, во много раз повысив эффективность нашего мыслительного процесса.
Глава 2