Тема 3. Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции
Пояснительная записка
Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по методике преподавания исторических, обществоведческих и правовых дисциплин в общеобразовательной школе.Необходимость данного курса вытекает из новой педагогической парадигмы: не только хорошо знать и строго следовать системе знаний по методике данного учебного предмета, но и глубоко изучать фундаментальные основы предмета. Он нацелен на выработку у будущих педагогов умений и навыков самостоятельной работы, с тем, чтобы не повторять многочисленных ошибок предшественников и ориентироваться в стандартных методических ситуациях на уроках истории и обществоведения и во внеурочной работе в школе.
Целью данного курса является формирование в процессе профессиональной подготовки и специализации компетентного учителя истории – специалиста, имеющего современные теоретические знания в методике преподавания истории и обществоведения в общеобразовательной школе.
Компетенция – категория педагогическая, для ее формирования необходимо решить ряд задач:
- раскрыть содержание основных документов, регламентирующих работу учителей истории в школе (Закон Российской Федерации «Об образовании», Государственный Стандарт и др.);
- познакомить студентов со структурой, принципами и особенностями содержания школьных курсов истории («Всеобщей истории», «Отечественной истории», «Человек и общество» и др.);
- проинформировать будущих педагогов о принципах планирования учебных занятий по истории и обществоведению, сообщить о новых учебниках и методических пособиях по истории и обществоведению;
- научить отбирать методы, приемы и средства обучения истории, в соответствии с возрастом учащихся и цели данного учебного занятия;
- познакомить с многообразием форм, приемов и средств передачи знаний на уроках истории и во внеклассной работе;
- помочь студентам овладеть процедурой диагностики, контроля и оценки результатов обучения истории и обществоведению;
- сформировать навыки анализа и самоанализа собственного и новаторского педагогического опыта, новых педагогических технологий.
Программа составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» (2005 г.). В основу программы положен блоковый подход к построению содержания курса. Основными критериями отбора материала являются:
- соответствие содержания вузовской программы по «Теории и методике преподавания истории и обществоведению» программным требованиям этих дисциплин в общеобразовательных школах;
- наличие учебных пособий, дополнительной литературы и учебно-методического комплекса, позволяющего организовать полноценное усвоение системы знаний;
- соответствие сложности изучаемого материала уровню познавательных возможностей студентов 3 – 4 курсов педагогического вуза;
- дискуссионность и проблематичность некоторых вопросов курса, связанных с реформированием российской системы исторического образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования. Курс включает следующие разделы:
1. Теория и методика обучения истории как педагогическая наука. Основные этапы ее становления и развития.
2. Основные факторы процесса обучения истории в школе.
3. Структура исторического материала. Основные приемы и средства обучения истории в школе.
4. Понятие о методах преподавания истории.
5. Формы учебных занятий по истории, их подготовка и проведение.
6. Актуальные проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе.
7. Результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки.
8. Разнообразные формы итоговой аттестации.
9. Внеклассная работа по истории.
10. Методика обучения обществоведению в школе.
11. Методика преподавания права в школе.
Каждый из перечисленных разделов включает в себя цикл лекционных, практических и лабораторных занятий. Лекционный курс рассчитан на 96 часов - лекций, практические занятия – 96 часов, лабораторные занятия – 12 часов.
Программа курса предполагает усвоение таких педагогических понятий как метод, прием, средство обучения, технология, принцип, форма, инновация, урок, содержание образования и т.п.
Программа предоставляет возможность систематически использовать такие формы работы как деловые игры и самостоятельная форма работы, написания курсовых и дипломных работ. Целый ряд тем предполагает сопоставление альтернативных подходов и точек зрения.
Курс рассчитан для студентов 3 – 4 курса, обучающихся по специальности «История» с дневной формы обучения. Форма итоговой аттестации – зачет/ экзамен (6 семестрах).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Трудоемкость (всего часов) | |||
Всего | Лекции | Практические, семинарские занятия | Лабораторные занятия | ||||
Модуль 1 | |||||||
Раздел 1. Теория и методика обучения истории как педагоги-ческая наука. Основные этапы ее становления и развития. | |||||||
1. | Вводная лекция. Методика обучения истории как одна из педагогических научных дисциплин. | ||||||
2. | Обучение истории и развитие методической мысли в России ХVIII – ХХ вв. | ||||||
Раздел 2. Основные факторы процесса обучения истории в школе. | |||||||
3. | Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции. | ||||||
4. | Модернизация исторического образования на основе профильной школы | ||||||
5. | Цели школьного обучения истории. | ||||||
6. | Содержание школьного исторического образования. Государственный стандарт. | ||||||
7. | Учебно-методический комплекс по истории: современное состояние и перспективы развития. | ||||||
8. | Перспективная подготовка учителя к уроку истории: календарно-тема-тическое и блочное планирование. | ||||||
9. | Факторы процесса обучения Познавательные возможности учащихся. | ||||||
10. | Развитие познавательного интереса школьников к изучению истории. | ||||||
11. | Познавательная мотивация как фактор обучения истории Познавательная мотивация как фактор обучения истории | ||||||
Раздел 3. Структура исторического материала. Основные приемы и средства обучения истории в школе. | |||||||
Основные компоненты исторического материала. Исторические факты и их формирование. | |||||||
13. | Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории. | ||||||
14. | Приемы работы со статистикой на уроках истории. | ||||||
Итого за семестр: | |||||||
2 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 4. Понятие о методах преподавания истории | |||||||
15. | Устный метод изучения истории. | ||||||
16. | Наглядное обучение истории. | ||||||
17. | Лабораторный метод обучения истории. | ||||||
18. | Проблемный метод обучения истории. | ||||||
Раздел 5. Формы учебных заведений по истории, их подготовка и проведение | |||||||
19. | Урок как основная форма учебно-воспитательной работы по истории. | ||||||
20. | Многообразие форм организации обучения истории в школе. | ||||||
21. | Анализ и самоанализ учебного занятия по истории. | ||||||
22. | Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории. Проблемы межпредметной интеграции | ||||||
Раздел 6. Актуальные проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе | |||||||
23. | Технические средства обучения истории и методика их использования. | ||||||
24. | Компьютер в обучении истории. | ||||||
25. | Краеведческая работа в школе в курсе истории. | ||||||
26. | Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории. | ||||||
27. | Обучение истории на основе игровых технологий. | ||||||
28. | Элементы юмора на уроках истории. | ||||||
Раздел 7. Результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки | |||||||
29. | Система проверки знаний, умений и навыков по истории в соответствии с современными требованиями. | ||||||
30. | Контроль и оценка результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями. | ||||||
Итого за семестр | |||||||
3 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 8. Разнообразные формы итоговой аттестации | |||||||
31. | Разнообразные формы аттестации по истории | ||||||
Раздел 9. Внеклассная работа по истории | |||||||
32. | Внеклассная работа по истории. | ||||||
33. | Кабинет истории в школе. | ||||||
34. | Учитель истории. Педагоги – новаторы. | ||||||
Раздел 10. Методика обучения обществоведению в школе | |||||||
35. | Обществоведение в школе: прошлое, настоящее и будущее курса. | ||||||
36. | Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе | ||||||
37. | Учебная и внеклассная Работа по обществознанию | ||||||
Итого за семестр | |||||||
4 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 11. Методика преподавания права в школе | |||||||
38. | Формирование научных школ правового обучения и воспитания школьников в истории России. Истоки юридического образования в России. | ||||||
39. | Система правового образования школьников в современной России. Основные концепции правового обучения и воспитания российских школьников. | ||||||
40. | Содержание и структура школьного юридического образования УМК для изучения правовых дисциплин в общеобразовательной школе. | ||||||
41. | Организация учебного процесса на уроках права. Планирование и проведение уроков права. | ||||||
42. | Методы, приемы и средства правового обучения | ||||||
43. | Традиционные и инновационные методы правового обучения и воспитания | ||||||
44. | Контакты с правоохранительными органами в процессе обучения праву: экскурсии и приглашения. | ||||||
45. | Игровые формы уроков по праву в общеобразовательной школе | ||||||
46. | Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе | ||||||
47. | Развивающий потенциал уроков правовых знаний | ||||||
48. | Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе | ||||||
49. | Межпредметные связи как условия повышения эффективности преподавания права в школе. Интегративные возможности правовых курсов | ||||||
Итого за семестр | |||||||
Итого по дисциплине |
Содержание лекционного курса.
Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Основные этапы ее становления и развития.
Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.
Методика преподавания истории как педагогическая научная дисциплина: определение, специфика курса. Предмет изучения методики. Цель и задачи учебной дисциплины. Место методики обучения истории в системе психолого-педагогических наук. Связь методики с другими науками (историей, психологией, педагогикой и др.) История как наука и как школьный предмет. Задачи методики обучения истории и основные проблемы на современном этапе. Современные методы исследования процесса обучения истории. Содержание вузовского курса. Основные категории: обучение, содержание, методы, классификация и др.
Раздел 2. Основные факторы процесса обучения истории в школе.
Тема 3. Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции.
Необходимость реформирования советской системы исторического образования. Этапы реформирования школьного исторического образования. Современная структура исторического образования в средней общеобразовательной школе. Линейный и концентричный принципы построения школьных курсов истории. Основные документы Закон «Об образовании», «Базисный учебный план», «Государственный стандарт». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.