Приемы работы с разными видами наглядности
Методические приемы работы с различными средствами наглядности:
1). УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ: эпизодические или событийные («Штурм Измаила»), типологические («Сдача оброка феодалу»), видовые или культурно- исторические («Москва при Иване III»), портрет (индивидуальный, групповой, сюжетный), репродукции картин художников (автор, название картины, идейный замысел (сюжет), художественное мастерство, выразительные средства (объемность, пропорциональность, перспективность, цвет). При подготовке к уроку учитель должен продумать цель использования и приемы анализа учебной картины. На уроке используются 1-2 учебные картины, возможно на разных этапах урока. 1. Картина предъявляется тогда, когда анализ ее содержания органически вписывается в разбор программного материала. 2. Дать время, чтобы учащиеся разглядели учебную картину, осмыслили ее (а) определили время и место действия; б) что изображено?) 3. Сначала учителем раскрывается содержание картины в целом, а затем дается анализ деталей картины. 4. Целесообразно спланировать эвристическую беседу, поставить познавательную задачу. 5. Обязательно сделать обобіаюіий вывод в связис изучаемой темой и наглядностью. 6. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить составить рассказ по картине. При использовании на уроке портретов исторических деятелей с учащимися можно провести конкурс «Знаешь ли ты исторических деятелей?», предложив им следующие задания: а) узнать исторического деятеля по портрету без подписи, рассказать о его деятельности; б) по портретам двух исторических деятелей (без подписи) определить кому из них принадлежит приводимое высказывание; в) на основе фрагмента художественного текста определить, о каком деятеле идет речь, рассказать о его роли в истории, найти его портрет из заранее подготовленных портретов.
2). ИЛЛЮСТРАЦИИ из учебника. Варианты заданий для работы над иллюстрациями из учебника: а) составить рассказ по иллюстрациям; б) объяснить факты, составляющие сюжет иллюстрации; в) перерисовать несложные рисунки; г) сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные исторические эпохи; д) по изображению воина в полном вооружении определить: к какой стране и к какому времени относится данная одежда, в каких войнах могли участвовать воины.
3). КАРИКАТУРА – не только личная характеристика, но и общественного явления. При работе с карикатурой необходимо а) знать факты, события, явления, которым посвящена карикатура; б) понять специфику языка художника; в) выяснить, какова главная идея карикатуры?; г) проанализировать и обобщить ее содержание. Использование карикатуры позволяет формировать у учащихся личностное отношение к исторической личности и общественным явлениям, взгляды и убеждения.
4). СХЕМА. Достоинства схем: а) лаконичность и простота; б) помогают осмыслить и усвоить главное и существенное в материале; в) используются: - для наглядного сравнения изучаемых явлений, показывают тенденцию их развития; - для обобщения и систематизации исторических знаний; г) составление опорных схематических записей больших тем
. 5). ДИАГРАММЫ и ГРАФИКИ (столбовые, круговые, фигурные и другие) оформляют цифровой материал, отражают количественные и качественные стороны исторического процесса, соотношение этих сторон.
6). АППЛИКАЦИИ – это вырезанные их бумаги или картона силуэтные рисунки. Фигуры и предметы – символы. С помощью аппликаций можно показывать динамику исторических процессов (например, зарождение и развитие капиталистических отношений в промышленности), раскрывать исторические понятия (например, «религия», «феодальная лестница», «сеньор», «вассал»). 4. Методика работы с экранными пособиями. На уроках истории можно использовать технические средства обучения: проекционную аппаратуру (фильмоскоп, кодоскоп и т.д.), звукозаписывающую (магнитофон), телевизоры и видеомагнитофоны, дисплеи компьютеров. При использовании на уроке экранных пособий следует выполнять следующие требования: 1). Экранные пособия просматриваются при подготовке к уроку, отбираются необходимые кадры по теме урока. 2). Планируется время демонстрации (от 3-5 до 30 минут и соответственно от 2-3 до 20 кадров). 3). Формулируются вопросы и задания для анализа экранных пособий под углом зрения изучаемой темы, познавательные задачи. 4). Экранные пособия органически включаются в учебный процесс, являются источником знаний. 5). Не следует перегружать урок обилием кадров, целесообразно разобрать детально 3-5 слайдов, кадров диафильма. 6). Целесообразно подготовить лаборантов-демонстраторов из числа учащихся