Укажите даты перечисленных событий.
1. Призыв папы римского к началу Первого крестового похода—
2. «Поход бедноты» —
3. Штурм крестоносцами Иерусалима во время Первого похода —
4. Изгнание Саладином крестоносцев из Иерусалима —
5. Захват и разграбление крестоносцами Константинополя во время Четвёртого похода —Начало Реконкисты —
6. Мирная передача Иерусалима крестоносцам во время
7. Шестого похода —
8. Разделение церквей на Западную и Восточную —
Подсчитайте.
а) Сколько столетий прошло от вторжения арабов на Пиренейский полуостров до его освобождения от завоевателей?
б) Сколько лет прошло от разделения церквей до разграбления крестоносцами Константинополя?
Напишите.
а) В каком столетии начались Крестовые походы?
В какой половине столетия?
б) В каком столетии был Шестой крестовый поход? В какой половине столетия?
14-4. Внимательно рассмотрите карту на с. 56—57 рабочей тетради и выполните задания.
а) Нанесите на карту направления Первого, Третьего и Четвёртого крестовых походов.
б) Укажите даты этих походов, заполните легенду карты.
в) Закрасьте территории, захваченные крестоносцами после Третьего и Четвёртого крестовых походов, заполните легенду карты.
г) Какой город, расположенный на побережье Босфора, был захвачен во время Четвёртого похода? Напишите название города, год его захвата и разорения.
14-5. Прочитайте отрывок из «Иерусалимской истокарии» Фульхерия Шартрского (XI в.) и ответьте на вопросы.
Посмотрите же и поймите, каким образом Господь в наши времена превратил Запад в Восток. Бывшие прежде западными людьми, мы стали восточными; бывший римлянин или франк стал здесь жителем Галилеи или Палестины; жившие в Реймсе или Шартре оказались горожанами Тира или Антиохии. Мы уже забыли родные места, и одни не знают, где родились, а другие не желают об этом и говорить. Некоторые уже владеют в этой стране домами и слугами по праву наследования; некоторые женились на иностранках — сирийках или армянках и даже на принявших благодать крещения сарацинках. Один живёт с зятем, или невесткой, или тестем, другой окружён племянниками и даже внучатыми племянниками. Этот обрабатывает виноградники, тот — поля. Они говорят на разных языках, но уже научились понимать друг друга. Разные наречия становятся общими для той и другой нации, и взаимное доверие сближает самые несхожие народы. Чужеземцы стали местными жителями, и странники обрели пристанище. Каждый день наши родственники и близкие приезжают к нам сюда, бросая всё, чем владели на Западе. Тех, кто был бедным в своей стране, Господь здесь делает богатыми. <...> Зачем же возвращаться на Запад, если Восток столь благодатен?
1) Какой предстаёт жизнь крестоносцев на Востоке в описании автора этого сочинения?
2) Как автор описывает отношения местных жителей и переселенцев? Согласны ли вы с автором? Обратите внимание на время написания этого сочинения.
3) Если бы вы были крестоносцем, то поселились бы в Палестине или же вернулись домой?
4) Чем закончились Крестовые походы? Какое влияние они оказали на европейцев?
14-6. Рассмотрите иллюстрацию и определите, рыцарь какого ордена здесь изображён.
Рыцари этого ордена называли жителей Прибалтики — пруссов — сарацинами. А на берегах Балтийского моря многие названия, данные рыцарями этого ордена, повторяли палестинские, — например, Иерусалим.
Как вы это объясните? Что вам ещё известно об этом ордене? Какую роль он сыграл в истории нашей страны?
15-1. На рисунках изображены планы нескольких западноевропейских городов. Посмотрите на них внимательно и напишите, где обычно возникали города в Запад ной Европе.
Любек Кёльн Париж
Генуя
Прочитайте описание города в одной из повестей средневекового французского писателя Кретьена де Труа, ответьте на вопросы и выполните задания.
Затем он переводит взгляд на город, видит множество приветливых людей, столы менял с золотыми и серебряными монетами, улицы и площади, на которых полно самых разных рабочих, занятых своими ремёслами: одни делают кольчуги и шлемы, другие — щиты и копья, третьи — ремни и шпоры, четвёртые — мечи. Здесь ткут полотно, там его красят и стригут ворс; поодаль искусно обрабатывают золото и серебро: делают чаши и кубки, украшения с драгоценными камнями, пояса, кольца, пряжки. Можно было подумать, что здесь располагается постоянная ярмарка, так этот город изобиловал всевозможными богатствами; в нём можно найти любые товары, какие только есть на свете: воск, зерно, перец, меха и многое другое.
а) Какие характерные черты средневекового города здесь упоминаются?
б) Как называются ремесленные специальности, описанные в повести (слова текста выделены жирным шрифтом)? Выпишите их.
в) Назовите страны, из которых были привезены перечисленные товары.