Составить предложения, используя данные слова.

Дидактические игры на уроках русского языка

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Найди ошибку

Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

1.Дом, кукла, море, вышла, ученик.

2. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

3. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

«Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Запишите слова с суффиксами.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.

Игра « Шифровальщики"

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Дидактическая игра «Мостик».

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье.

На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

Ребята, сегодня вы будете работать в парах, побеждает та пара, которая образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы, ребята, поможете построить новый мостик через реку.

Ребята прочитайте слова, которые у вас получились.

Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

Тема: «Звуки и буквы».

Тема урока: «Алфавит».

Игра «Птичий алфавит».

Задача: активизация словаря по теме «Птицы»; знать алфавит.

Задание. Ребятам предлагается подобрать названия птиц по алфавиту.

Ход игры:

Голосами птичьими

пусть весело звенит

правильно составленный

птичий алфавит.

Ребята по очереди называют птиц по алфавиту: а-аист, б-беркут, в-ворона и т.д.

Трудность состоит в том, что нужно вспомнить не только название той или иной птицы, но и знать алфавит. Ребята, которые не могут дать ответ, постепенно выбывают из игры. Победителем становится тот, кто останется в игре последним.

Темы игры могут быть разными: «Растительный алфавит», «Профессии» и другие.

Тема: «Состав слова».

Тема урока: «Корень и однокоренные слова».

Игра «Кто больше?»

Задача: учить подбирать однокоренные слова, или образовывать новые при помощи приставок и суффиксов; развивать мышление; активизировать словарь.

Ход игры: класс делится на две команды. За определенное время ребятам предлагается придумать как можно больше слов с той или иной корневой морфемой (например, -ход- и –вод- (связанное с водой). Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске и записывают свое слово.

- ход- -вод-
поход походка заход вода подводник водовоз

В конце игры подводятся итоги: выигрывает та команда, которая придумала больше слов. Учитывается также правильность подобранных слов. Если учащиеся записали слово с одинаковым корнем, но при этом оно не является однокоренным с другими словами, то слово не учитывается (пример, водитель и водица).

Тема: «Части речи».

Тема урока: «Образование одних частей речи от других».

Игра: «Кто быстрее?»

Задача: активизация словаря, развитие логического мышления.

Задание. Ребятам предлагается составить ряд родственных слов, т.е. образовать от существительного имя прилагательное и глагол.

Ход игры: класс делится на несколько групп. Каждой группе даются слова-предметы, от которых они должны образовать слова-признаки и слова-действия (мир à мирный àмириться, свет àсветлый àосветить и т.д.). Побеждает та команда, которая быстрее и правильно составит все ряды родственных слов.

Тема: «Три склонения имен существительных»

Игра «Угадай-ка»

Задача: развитие логического мышления, закрепление умения определять склонение имен существительных.

Задание. Ребятам предлагается отгадать загадки, а ответы на них внести в таблицу.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
радуга дождь помощь

Затем ребята зачитывают свои ответы и объясняют, почему именно в этот столбик было внесено то или иное существительное.

Примеры:

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет.

Даже в сырую, дождливую полночь

Едет на выручку «Скорая …»

Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой,

Будто пояс расписной.

Тема: «Предложение»

Тема урока: «Нераспространенные и распространенные предложения»

Игра «Кто больше?»

Задача: учить дифференцировать нераспространенные и распространенные предложения, развитие связной (письменной) речи.

Ход игры. На доске записаны два нераспространенных предложения. Учащиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на 2 команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Учащиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

выглянуло солнышко

выглянуло желтое солнышко

из-за туч выглянуло желтое солнышко

из-за синих туч выглянуло желтое солнышко

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Наши рекомендации