IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметныерезультаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Результаты освоения учебного предмета:
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения природной среде;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
· Выпускник научится находить примеры влияния этих отношений на природные объекты¸ в том числе на примере природных объектов Вологодской области.
VI.Содержание учебного предмета
Содержание второго года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
Конечный результат второго года занятий учащихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2-го класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Продолжительность – в течение учебного года.
Содержание деятельности учащихся
Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний период.
Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.), и отбирается тот участок, где учащиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья к зиме готовятся и как они зимуют.
Для первого вводного занятия собираются опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые учащиеся увидят на экскурсии (например, опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т.д.).
Тема 1: «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»
Аудиторные вводное занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии первого класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с.12-15) и Хрестоматии второго класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с.43-45)
Определениеназваниядеревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам.
Игра «Угадай название дерева»
Обучающиемя делятся на две группы и каждая группа получает карточки с иллюстрацией деревьев (иллюстрация березы, дуба, липы, еели, кедра и т.д. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.
Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших лиственных листьев (пробковой слой) гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом).
Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших растений» с использованием, иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (Хрестоматия, 1 кл., с.13).
Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи хрестоматии «У каких деревьев осенью не только листопад?»
Зарисовка иллюстрации из Хрестоматии – «Образования в листе пробковой перегородки», зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеадиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».
Деятельность детей в процессе экскурсии: определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям, веточкам, плодам,
шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (фотографирование детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т.д.) и природных объектов.
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии: рисунки, фотографии осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений экскурсии, отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление первой главы методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» («Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).
Для вводного занятия по теме №2 собираются веточки деревьев с зимними почками (например, веточки тополя, ольхи, калины и т.д.), плоды (рябины, липы, дуба и т.д.) и шишки (ели, сосны); подготавливается материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставятся веточки тополя (ольхи, калины) с почками).
Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.
Тема 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»
Аудиторные вводные занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии 1-го класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с.42-43) и тестов из учебника 1 го класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с.42-43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с.44-45). Особое внимание учащихся обращается на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.
Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.
Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (Тетрадь 1 кл.с.31);
2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся)
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» .
Внеаудитороное занятия с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Определениеназваниядеревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.Фотографирование детей во время их работы на экскурсии (родители).
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсии в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии)
Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»; отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»
Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 2 «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»)
Тема 3: Свойства воздуха
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Можно поставить опыты по выявлению того, что:
(а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.
Внеаудиторные занятии (2 ч). Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха»)
Тема 4. Свойства воды
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Можно поставить опыты по выявлению того, что: (а) вода принимает форму сосуда; (б) вода испаряется и т.д. Однако, можно предложить учащимся поставить и более сложные опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» (Хрестоматия, 3 класс, с. 43-44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-Синтез, 2002, с.45-47)
Внеаудиторные занятии . Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды»)
Тема 5. «Условия, необходимые для развития растений»
Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса (с.61-63) – «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания.Фиксация этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения,эксперименты». Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 5 «Условия, необходимые для развития растений»)
Класс
Содержание деятельности обучающихся
Тема 1.Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).
Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).
Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.
Аудиторные занятия(2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 2. Определение прозрачности воды
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия(4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия(4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 4. Дневник наблюдений за погодой
Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).
Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).
Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).
Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.
Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.
Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.
Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 5. Почва и ее состав
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Содержание деятельности обучающихся 4 класса
Организационно-методические указания
Тема 1. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и о его историческом прошлом:
1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации (поручается школьникам, пользующихся Интернетом); 4) выступления приглашенных.
Примечание: на аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда, школьный библиотекарь, родители.
Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов (статьи из учебников 2, 3, 4 классов).
Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру).
Внеаудиторное занятие (4 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.
Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса «Родной край – часть великой России».
Тема 2.Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)
Аудиторное занятие (2 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» – описания, фотографии, зарисовки.
Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края».
Внеаудиторное занятие (4 ч): экскурсия в парк (ботанический сад, лес, лесопосадку, поле, на пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.
Внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.
Аудиторное занятие (2 ч). Групповая работа: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города (парка, леса, территории школы и т. д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии, и сообщений групп. Например:
– план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), – разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», – подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц,
– определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).
Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.
Тема 3. Достопримечательности родного края
Аудиторное занятие (2 ч): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края.
Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д.
Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Подготовка к экскурсии.
Внеаудиторные занятия – экскурсии (12 ч).
Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.
VII.Тематическое планирование
Тематическое планирование 2г класса