Вопрос 2. Методы истории государства и права России

Когда речь идет о методе истории государства и права России, то ставится вопрос «как изучается история государства и права?».

Метод истории государства и права – совокупность наиболее реальных приемов, способов, средств, инструментов познания государственно-правовых явлений, происходящих на территории русского государства в различные периоды.

В процессе изучения государства и права используются различные методы: общенаучные, частные и специальные.

Общенаучные методы – это приемы, способы, средства, инструменты познания, используемые во всех областях научного знания. К общенаучным методам познания истории государства и права России можно отнести:

1. Диалектический метод – познание явлений действительности в их развитии, и во взаимосвязи с другими явлениями. То есть, государственно-правовые явления российского государства, познаются в их взаимосвязи и развитии, на основании чего выделяются и формулируются наиболее общие закономерности их исторического развития;

2. Анализ – означает условное разделение предмета исследования на отдельные части. То есть, государственно-правовые явления российского государства рассматриваются на конкретно-исторической стадии развития общества или на определенной территории российского государства в различные исторические периоды;

3. Синтез – обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении. То есть обобщение данных о государстве и праве различных исторических периодов или различных территорий российского государства в различные исторические периоды для получения новых обобщенных систематизированных знаний;

4. Дедукция – способ познания от общих положений (фактов) к частным. То есть, изучая общие положения права и государства России на конкретных этапах мы получаем конкретные сведения;

5. Индукция – способ рассуждения от частных положений (фактов) к общим. То есть, изучая конкретные сведения государственно-правовых явлений нашей страны в различные исторические периоды, мы можем получить истинные знания и реконструировать историческое прошлое;

6. Аналогия – сходство двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, предполагает их сходство в каких-либо других отношениях.

7. Экстраполяция – выводы полученные в ходе исследования одной части явления процесса, распространяются на другую его часть.

Частнонаучные методы - это приемы, способы, средства, инструменты познания, используемые юридическими науками. К частнонаучным методам познания истории государства и права России можно отнести:

1. Сравнительно – правовой метод –изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственно-правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

2. Правовой эксперимент метод – апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе (территории, времени) с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

3. Формально-юридический метод – право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.).

Специальные методы - это приемы, способы, средства, инструменты познания, используемые историей государства и права.

1. Хронологический метод – государственно-правовые явления изучаются во временной последовательности, в движении и изменениях.

2. Исторический метод – предусматривает конкретное историческое исследование возникновения, развития и исчезновения тех или иных государственно-правовых явлений.

3. Сравнительно-исторический метод - заключается в сравнительном изучении государственно – правовых явлений России и других стран в целях выявления их общих черт, различий и особенностей развития. Кроме того, сравнивают также и отдельные государственно – правовые институты в процессе их эволюции, что дает возможность проследить изменения, происшедшие с этими институтами, и выявить их причины.

4. Статистический метод – основывается на обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности историко-правовых явлений в связи с их качественным содержанием, т.е. выявления исторической протяженности, темпов распространения, развития и других сторон процесса.

Наши рекомендации