В России во второй половине XIX веке
Цель: на основе знаний об особенностях обучения истории во второй половине XIX веке в России, выявить позитивные тенденции в практике преподавания исторических дисциплин, определить достоинства новых учебных программ и учебников истории. Выделить основные этапы становления методики как науки и основные достижения каждого периода.
План:
1. Историческое образование в годы правления Александра II.
а/ необходимость реформы школьного исторического образования и деятельность Министерства просвещения (1855 – 1881);
б/ реформа системы начального и среднего образования 1864, Положение о народных училищах 1864, Университетский устав 1868, Положение о женских училищах 1870, Устав гимназий и прогимназий 1871;
в/ поиск новых путей преподавания истории (методические системы А.Гартвига, М.А. Рожкова и др.).
2. Политика Александра Ш в области образования.
а/ Деятельность министров просвещения (1881 – 1894) и влияние К.П. Победоносцева на школьное историческое образование.
б/ Контрреформы в области просвещения (1881 – 1894).
в/ Факторы, обусловившие становление методики обучения истории как науки.
- первые научные работы в области методики истории;
- создание системы по подготовке учителей.
3. Изменения в области образования в годы правления Николая П.
а/ Система народного образования в дореволюционной России (государственные и частные школы, начальные, средние и высшие учебные заведения).
б/ Содержание исторического образования в конце XIX века (школьные программы и планы). Учебники истории С.М.Соловье (1860), Д.И.Иловайский (1860), В.О.Ключевский (1899), Н.А.Рожков (1904), Н.И. Кареев (1900). Р.Ю.Виппер (1906), С.Ф.Платонов (1909), М.Н.Ковалевский (1912).
Подведение итогов: методическая наука в XIX века: достижения и проблемы.
Литература:
Александрова В. Господа гимназисты //Родина № 8, 1991. С. 87 – 89.
Антонова Т. А.В.Головин // Высшее образование в России. № 4, 1996. С. 112 – 130.
Афанасьев А. «Народная школа. Руководство для начинающих в начальных
училищах» //ПИШ № 4, 1991. С. 107 – 112.
Бабич И.В. Проблема учебника отечественной истории в политике Министерства
Народного просвещения в конце XIX – XX вв. //Вестник МГУ 1990 № 2, С. 73.
Вендеровская Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 гг. и преподавание истории
// ПИШ № 4, 1995. С. 22-26.
Галкин Ю., Григорьев Ф., Колесников В., Олесюк Е. Третий университетский устав
//Высшее образование в России № 6, 2001. С. 134 – 136.
Герасимов И. Зарплата профессоров в царской России //Родина № 2, 1996. С. 83.
Господарик Ю. П.С.Ванновский. // Высшее образование в России. № 4, 2002. С. 142 – 148.
Г.Э.Зенгер // Высшее образование в России № 4. С. 148 – 152.
В.Г.Глазов // Высшее образование в России № 4, 2002. С. 152 – 155
Железнякова О. Препод 100 лет назад. // Родина № 6. июнь, 2004. С. 92 - 94
Ермилов В. Средние духовные учебные заведения России (конец XIX – начало ХХ в).
//Первое сентября. История. № 7, 2000. С. 11-13.
Иванов А. Классики и реалисты. Кому открывались двери вузов 100 лет назад.
// Родина, июль, 2001. С. 65 – 71.
Иванова А. Подготовка дипломированных специалистов в России в кон. 19 – н. 20 вв.
//Alma mater № 3, 1991. С. 74 – 80.
Ивенина Т.А.Приобщение народных масс к истории. // ПИШ № 2, 2004. С. 16 – 24.
Кирсанова Р. Московский «латинский квартал». Как жили, ели пили и во что
одевались его обитатели //Родина № 12, 1997. С. 51 – 54.
Корнилов А. Не время умствовать (политика в области просвещения Александра П)
//Родина № 10, 1990
Момот А., Чернета В. Министр эпохи великих реформ. Е.П.Ковалевский.
// Высшее образование в России № 2, 1999. С. 134 – 152.
Методика преподавания истории в средней школе /Под ред. Ежовой С.А. и др.
М.: Просвещение, 1986. Гл.3
Никитин В. Быть по сему (Устав гимназий и прогимназий 1864 г.)
//Родина № 4, 1992. С. 72 – 73.
Орловский А.Я. Учебники истории в школах России 1861 – 1917 гг.
// ПИОШ № 10, 2001. С. 39 – 46.
Паникарова Н.М. Отечественная история в гимназическом образовании
второй половины XIX – XX. //ПИОШ № 7, 2004. С. 46 – 52.
Паникарова Н.М. Школьные учебники по русской истории в оценках Журнала
Министерства народного просвещения //ПИШ № 9, 2004. С. 26 – 31.
Панферова Н.Н. Обучение истории во второй половине XIX – начале ХХ века.
//ПИШ № 1, 2000. С. 69 – 71.
Посохов С.И. Уставы Российских университетов XIX в. в оценках современников и
потомков. //Вопросы образования № 1, 2006. С. 370 – 381.
Правоохранительная деятельность министерства народного просвещения в годы
первой революции //История правоохранительных органов № 3, 2005.
с. 35 – 38.
Репетиторство: болезнь или панацея? //Учительская газета (16 июня 1998) С. 6 – 7.
Розенко Е. Частные школы в России кон. XIX – начале ХХ века.
//ПИШ № 5, 1991. С. 37-42.
Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. Учебное пособие.
- Глазов. 1999, С.74 -80
Студеникин М.Т. Повторение на уроках истории в дореволюционной школе. Взгляды
методистов. // ПИШ № 2, 2004. С. 32 – 39.
Учительский катехизис //ПИШ № 4, 1991. С. 107 – 112.
Ушаков А.В. Российская интеллигенция в кон. 19 – нач. 20 века.
// ПИШ № 1, 2000. С. 12 – 15.
Фукс А.Н. Школьные учебники Д.И. Иловайского и их реакционная сущность.
//ПИШ № 5, 1982. С. 75 – 78.
Хотеенков В. Граф Д.А.Толстой – «лжегосударственный человек»
// Высшее образование в России. С 130 – 148.
Шаханов А.Н. Иловайский и его учебники //Педагогика № 1, 1999. С. 74-80.
Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии
С.М. Соловьева //ПИШ № 4, 1989. С. 21 – 28.
Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале ХХ века.
Эймонтова Р. Накануне университетской реформы 1863 г.: толки и мнения о
профессуре //Вестник высшей школы № 9, 1990. С. 60 - 68
Тема занятия № 4. Основные этапы становления и совершенствования школьного исторического образования в России в первой половине XX в.
Цель: на основе знаний об особенностях обучения истории в XX веке в России, определить основные этапы становления исторического образования в первой половине ХХ веке в России. Определить особенность и значение каждого этапа.
План:
1. Создание советской системы исторического образования 1917 – 1934 гг.
а/ деятельность Наркомпроса по созданию новой структуры исторического образования.
б/ первые советские программы (Программа ГУСа 1921 – 1923) и учебники по истории, их отличие от дореволюционных программ и учебников;
в/ замена учебной дисциплины «История» на «Политологию» и «Обществоведение».
в/ методы, приемы и средства обучения истории в школе 1920-х гг.
2. Школьное историческое образование в 30-е гг. ХХ века.
а/ Постановление СНК СССР и ВКП/б/ от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школах СССР»,
б/ «Краткий курс ВКП/б/ и его влияние на изменение содержания школьного исторического образования и методы преподавания истории; разработка новой системы учебников;
3. Изучение истории в школах (в тылу и на оккупированной территории) в годы Великой Отечественной войны: усиление воспитательного значения истории.