Время Лермонтова
Четыре полновесных тома стихов, поэм, прозы и драматургии Лермонтова – это горькая полынная водка, раскрывающая зрение, слух и другие чувства вплоть до седьмого, восьмого и остальных, навсегда неизвестных для бедняков, живущих желудком и сексом.
Эта горечь и взгляд свысока, эта простота и умиротворение, этот протест, в котором тщета, этот «кремнистый путь», это пророчество о чёрном человеке – Лермонтов.
Но я хочу напомнить о том, что Михаил Юрьевич погиб двадцати семи лет – однако до сих пор никто не осмелился назвать его «Мишей».
Сейчас, различая на телеэкране его ровесников, богатых, уверенных в себе, жёстких и, кажется, неглупых, я не понимаю, почему они до сих пор не учредили Лермонтовский фонд поддержки культуры. Почему они так случайно и бездарно тратят деньги на сомнительные мероприятия с фейерверками, кинопогонями одних «шестёрок» за другими с целью «перераспределения» чужих денег, и с беломраморными презентациями вместо того, чтобы поставить на ноги десяток-другой своих сверстников, которых также никто и никогда не посмел бы именовать «подающими надежды» поэтами, музыкантами, художниками ..?
Теперь по существу. Время для русской поэзии нынче гиблое. После Бродского пришел Пригов, прокричал кикиморой, и выяснилось, что 180 лет Лермонтову – это 180 лет. Человек столько не живёт. Видимо, и ряд поэтов – тоже человек.
Возьмёшь книгу, откроешь на «Ветке Палестины» и далее – до самой гибели в 1841 году, вдохнёшь этот чистый воздух и смертельно затоскуешь.
Какие-то группки, одиночки, случайные обломки кораблекрушения кричат, воют, шепчут, стонут в белозубом урагане всемирного веселья. Это наследники Лермонтова пытаются спастись в языке. С таким же успехом можно спасаться в математике.
Женщины сомкнутыми рядами фотомоделей ушли от поэтов. Княгиня Щербатова или Лена Дубильер уже не заплачут над посвящёнными им стихами.
Графоманы, разбогатев на тушонке, печатаются с золотым обрезом. Не понимают ещё, что пришло время Петрония – бюсты пора отливать из титана.
Но дело не в деньгах. Деньги, в конце концов, не более, чем эквивалент труда.
А в чём дело? В чём? Как верно заметил Веничка Ерофеев: «Вот послушайте, в чём моя заветная лемма: когда мы вечером пьём, а утром не пьём, какими мы бываем вечером и какими становимся наутро? Я, например, если выпью – я весел чертовски, я подвижен и неистов, я места себе не нахожу. А наутро я ровно настолько же мрачнее обычного себя, трезвого себя, насколько веселее обычного был накануне».
Ещё не вечер. Хотя для нас в этом мало утешения. Мы столько не проживём. Правда, есть надежда, что кого-то откопают через 180 лет и напишут статью. Но ведь женщины, которые ушли сомкнутым строем, туда уже не придут. Некому будет орошать слезами заветный стих. Интересно знать, хоть одна из фотомоделей прижимает к груди томик Лермонтова в заветный вечер?
«Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё Бог!».