День национального русского языка, литературы и поэзии
Линейка.
Доброе утро, студенты. Сегодня мы будем работать вместе с вами
Сегодняшний день посвящен празднику 6 июня «Национальному дню русского языка, поэзии и литературы», еще этот день называется «Пушкинским днем». И начнем наш день с митинга и возложения цветов памятнику посвященному памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Вожатые, организуйте свои отряды, спуститесь на первый этаж и оденьтесь.
Митинг «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
10 И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
(А. С. Пушкин)
Сегодня мы вспоминаем литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Памятники увековечивающие его память есть почти в каждом городе России. И даже в других странах и на других континентах. Например, в столице Эфиопии и в Шанхае тоже установлен монумент в честь великого русского поэта. Не подалеку от нас находится мемориальная квартира Александра Сергеевича Пушкина. Дом-квартира А. С. Пушкина расположена в одном из самых старых зданий Арбата —палатах Хитрово, построенных в середине XVIII века и с тех пор неоднократно перестраивавшихся. Сюда привез Александр Сергеевич молодую жену Наталью Николаевну, урождённую Гончарову после свадьбы 18 февраля 1831 г. Здесь, по его признанию, поэт был абсолютно счастлив. Однако уже в середине мая 1831 года Александр Сергеевич был вынужден покинуть квартиру на Арбате и перебраться с женой в Петербург, скрываясь от недоброжелательства московского высшего света. Лишь в феврале 1937 года, к 100-летию со дня гибели Пушкина, на доме 53 появилась мемориальная доска, напоминающая о великом жильце, а в 1986 году был создан музей-квартира А. С. Пушкина на Арбате.
Литературное творчество А.С. Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.
Мы практически наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем его. Мы встречаем времена года пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…».
Пушкин - личность талантливая и незаурядная. Такие люди рождаются один раз в столетие. Он внёс огромный вклад в русский язык. Он раздвинул его границы и показал его великолепие, величавость, гармонию.
Пушкин отличается от других поэтов тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта, но и как человека.
Это обстоятельство говорит о силе творческого гения.
Размышлять о лирике Пушкина и трудно, и легко. Трудно потому, что это разносторонний поэт. Легко потому, что это необычайно талантливый поэт.. Лирике Пушкина в целом присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание. Его поэзия исключает всё ложное, призрачное, то есть проникнута насквозь живой действительностью. Нужны ли доказательства в подтверждение этого?
Почти каждое стихотворение Пушкина может служить доказательством. Особенностью его поэзии является внутренняя красота героев. Читая его произведения, можно воспитать в себе человека. В жизни он был простым и весёлым. Невольно на ум приходит высказывание В.В. Розанова: «Пушкин-эго покой, ясность и уравновешенность. Пушкин-это какая-то странная вечность…» В этом удивительном человеке нет и следа тщеславия. Его детская простота очаровывает меня. Весёлость Пушкина - лучезарная, сияющая, как пена волн. из которых вышла Афродита. В сравнении с ним другие поэты кажутся несколько мрачноватыми. Пушкин один светлый и лёгкий.
Пушкин - не только гениальный поэт, но и великий русский мудрец. В России нет такого человека, который бы не знал Александра Сергеевича Пушкина. Что касается меня, то я считаю его самым лучшим писателем-сказочником. В детстве я любила читать его сказки. Я восхищаюсь творчеством Пушкина, его изумительным талантом, незаурядным умом, выразительностью. Стихотворения Пушкина заставляют моё сердце трепетать и воспроизводить в памяти все доброе и возвышенное, когда-либо пережитое мной. Бывает так, что в минуты душевного утомления какой-нибудь отрывок из Пушкина вдруг поднимает в моей душе самые возвышенные чувства и переживания.
Память об этом замечательном человеке я сохраню на всю жизнь.
Возложение цветов памятнику Александра Александровича Пушкина.
День национального русского языка, литературы и поэзии
Пушкин как основоположник русского литературного языка.
Из русского языка Пушкин сделал чудо...
В.Г. Белинский
Основоположником современного русского литературного языка является А.С. Пушкин.
“В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего расцвета, но и нашла решительное преобразование”, – писал академик В.В. Виноградов.
Поэт высоко ценил возможности родного языка, видел в нем “... неоспоримое превосходство перед европейскими...”.
Об истории русского языка Пушкин писал в статье “О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова”. А в письмах и разных публикациях писателя – и о самобытности русского языка, и о словарном составе, грамматике, соотношении разговорного и литературного языков, и о словесных новациях. А.С. Пушкин участвовал в языковой полемике "шишковистов" и "карамзинистов". Он сам выступал как языковед, доискиваясь подлинного смысла некоторых старинных русских слов, таких, например, как "кабальный холоп" и "полный холоп", "жилец", как наименование служилых людей... Поэта интересовали русские слова французского происхождения. В слиянии "книжного славянского языка" с языком "простонародным" виделось Пушкину одно из главных достоинств русского письменного языка, чему помог, по его мнению, Ломоносов.
“Гордый наш язык...” А.С. Пушкин о русском языке
А.С. Пушкин хорошо знал систему русского языка, серьёзно размышлял о его состоянии и глубоко интересовался происходившими в языке изменениями. Свою точку зрения на проблемы родного языка и его место в жизни народа Пушкин высказывал на страницах своей поэзии и прозы, в своих статьях и письмах.
Язык – ключ к драгоценному наследию поэта, обладавшего даром безошибочно оценивать правильность, уместность и эстетичность речевого выражения, его соответствие духу языка. Размышления поэта о языке, его отдельных особенностях и оценки конкретных языковых фактов, несомненно, помогают нам понять и почувствовать истоки волшебной силы пушкинского слова.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт
А.С. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Он происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных. Он неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
Отец — Сергей Львович Пушкин (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала.
Детство
Мальчика звали Пушкин.
Был он кудряв и черен -
Правнук прямой Ганнибалов.
Ну а в душе — поэт.
Мамы его любили.
Папы его обожали.
Няньки ему умилялись.
Дядьки же так рассуждали:
«Махонький гад, да шустрый!
Знать, далеко пойдет».
Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже в лицейских стихотворениях.
Юность А.С. Пушкина прошла в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика того периода пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. Но позже, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым. «Воспоминания в Царском Селе», заслужившие одобрение Державина.
Вопрос ко всем отрядам: А вы знаете в каком журнале было опубликовано стихотворение «Воспоминания о Царском Селе»?
Стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум» за полной подписью автора. А в пушкинском послании «Лицинию» критически изображена современная жизнь России, где в образе «любимца деспота» выведен Аракчеев. Уже в начале своего творческого пути он проявлял интерес к русским писателям-сатирикам прошлого века. Влияние Фонвизина чувствуется в сатирической поэме Пушкина «Тень Фонвизина» ; с творчеством Радищева связаны «Бова» и «Безверие».
Ещё будучи воспитанником Лицея, Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле, и принял действенное участие в полемике с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века. Привлечённый творчеством наиболее ярких представителей нового литературного направления, Пушкин испытывал в то время сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. Последний поначалу импонировал Пушкину темой бравого вояки, а после тем, что сам поэт называл «кручением стиха» — резкими сменами настроения, экспрессией, неожиданным соединением образов. Позднее Пушкин говорил, что, подражая в молодости Давыдову, «усвоил себе его манеру навсегда».
Молодость.
Вопрос ко всем отрядам: В каком году А.С.Пушкин закончил лицей?
Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма опубликована в мае 1820.
На юге (1820—1824)
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг.
Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге — новый романтический этап развития его как поэта. В это время Пушкин познакомился с творчеством Байрона и Шенье. Увлечённый личностью Байрона, по собственному признанию поэт «сходил с ума» от него. Первым стихотворением, созданным им в ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого Пушкин отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к древнегреческой поэзии, изучая её в переводах. Переосмыслив образное мышление античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал свой собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм.
Михайловское
Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как сам писал он в одной из своих автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго»
Через два года, после тяжёлой болезни он вновь провёл здесь лето. В это время были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...
В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года — это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском.
Вскоре после приезда Пушкина в Михайловское у него произошла крупная ссора с отцом, фактически согласившимся на негласный надзор за собственным сыном. В конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского.
Вопреки опасениям друзей, уединение в деревне не стало губительным для Пушкина. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал. Пушкин часто навещал соседку по имению Осипову в Тригорском и пользовался её библиотекой. С михайловской ссылки и до конца жизни его связывали дружеские отношения с Осиповой и членами её большой семьи.
В 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн, которой, как принято считать, посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
Через месяц после окончания ссылки он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе. В Михайловском в 1827 году Пушкин начал роман «Арап Петра Великого».
В Михайловском поэт также приобщился к игре в бильярд, хотя выдающимся игроком он не стал, однако, по воспоминаниям друзей, орудовал кием на сукне вполне профессионально.
После ссылки
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I.
8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к императору для личной аудиенции. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.
Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». В рамках одного поэтического произведения поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы». Опубликованная, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков.
В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение Гончаровой. Неопределённый ответ матери девушки, причиной была названа молодость Натальи.
Болдино
Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято. И осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
Петербург 1831—1833
18 февраля (2 марта) 1831 венчается с Натальей Гончаровой в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. При обмене кольцами кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Всё — плохие предзнаменования!».
Сразу после свадьбы семья Пушкиных ненадолго поселилась в Москве на Арбате, дом 53. Там супруги прожили до середины мая 1831 года, когда, не дождавшись срока окончания аренды, уехали в столицу, так как Пушкин рассорился с тёщей, вмешивавшейся в его семейную жизнь.
На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.
С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831) г. успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией.
Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и, верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания, а в 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик, переименованной после крестьянского восстания в Урал.
Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
Петербург 1833—1835
В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.
Тогда же была запрещена публикация «Медного всадника». В начале 1834 года Пушкин дописал другую, прозаическую петербургскую повесть — «Пиковая дама» и поместил её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с Одоевским и Гоголем альманаха «Тройчатка».
Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.
«Современник»
Мысль о большом повременном издании, которое касалось бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно служить отечеству пером своим, занимали Пушкина почти непрерывно в последние десять лет его кратковременного поприща… Обстоятельства мешали ему, и только в 1836 г. он успел выхлопотать себе право на издание «Современника», но уже в размерах весьма ограниченных и тесных.
Со времени закрытия «Литературной газеты» он добивался права на собственное периодическое издание. Не были осуществлены замыслы газеты («Дневник»), различных альманахов и сборников, «Северного зрителя», редактировать который должен был В. Ф. Одоевский. Вместе с ним же Пушкин в 1835 году намеревался выпускать «Современный летописец политики, наук и литературы». В 1836 году он получил разрешение на год на издание альманаха. Пушкин рассчитывал также на доход, который помог бы ему расплатиться с самыми неотложными долгами. Основанный в 1836 году журнал получил название «Современник». В нём печатались произведения самого Пушкина, а также Н. В. Гоголя, А. И. Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского.
Тем не менее, читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Пушкин мог бы выпустить его отдельной книгой, тогда роман мог принести доход, так необходимый ему. Однако он всё-таки принял решение опубликовать «Капитанскую дочку» в журнале и не мог уже рассчитывать на одновременный выход отдельной книгой, в те времена это было невозможно. Вероятно, роман был помещён в «Современник» под влиянием Краевского и издателя журнала, опасавшихся его краха. «Капитанская дочка» была благосклонно принята читателями, но отзывов восторженных критиков о своём последнем романе в печати Пушкин не успел увидеть. Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя».
1836—1837 годы
Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит в Михайловское. В начале мая по издательским делам и для работы в архивах Пушкин приехал в Москву. Он надеялся на сотрудничество в «Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Хомяков, Шевырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же Пушкин рассчитывал, что для журнала будет писать Белинский, находившийся в конфликте с Погодиным. Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с документами петровской эпохи займёт несколько месяцев. По настоянию жены, ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.
По воспоминаниям французского издателя и дипломата Лёве-Веймара, побывавшего летом 1836 года в гостях у Пушкина, тот был увлечён «Историей Петра», делился с гостем результатами своих архивных поисков и опасениями, как воспримут читатели книгу, где царь будет показан «таким, каким он был в первые годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели». Узнав, что Лёве-Веймар интересуется русскими народными песнями, Пушкин сделал для него переводы одиннадцати песен на французский. По мнению специалистов, изучавших эту работу Пушкина, она была выполнена безукоризненно.
Летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания, дачи на Каменном острове - «каменноостровским». Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой. Три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой. Сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался…» и «Мирской власти» — Страстная неделя Великого поста. Ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу. По мнению В. П. Старка:
«В этом стихотворении сформулировано идеальное поэтическое и человеческое кредо Пушкина, выстраданное всей жизнью».
В цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я памятник воздвиг себе нерукотворный…») — в качестве зачина или, по другим версиям, финала, — поэтическое завещание Пушкина.
Гибель
Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года. 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой.
В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К. К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе» Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д`Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:
В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.
Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.
Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:
…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…
Государь:
Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.
Семен Степанович Гейченко
Сегодня стоит вспомнить знаковую фигуру, благодаря которой был сохранен Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское".
28 мая 1945 года старший научный сотрудник Пушкинского Дома Семен Степанович Гейченко был назначен директором Пушкинского Заповедника.
Знакомство с Пушкинским Заповедником состоялось в последние предвоенные годы. В 1945 году его взору предстало разоренное войной пепелище, где предстояло «творить добро повсеместно». Всё, что только можно, было сожжено, разграблено, исковеркано. Пушкинской меморией оставался окрестный пейзаж – больной, израненный, надруганный…
Перед Гейченко стояла задача огромной важности – восстановить Михайловское, родовую усадьбу Пушкиных – с домом-музеем, барскими службами, парком, садом, прудами. Заново вернуть этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха. Позже, вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что тогда «мечтал о возрождении красоты!». Он исполнил свою мечту, постепенно, в течение полувека, претворяя её в жизнь.
До 150-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина оставалось четыре года. Необходимо было срочно проделать большую по объему и масштабу работу по расчистке и разминированию территории Михайловского и Тригорского, ликвидировать блиндажи, окопы, землянки на усадьбах и в парках. По возможности полностью залечить военные раны и воссоздать дом-музей Александра Сергеевича Пушкина. Нужно было создать коллектив музея-заповедника, способный заниматься хозяйственной и научной деятельностью. Первой радостью, вселявшей уверенность в реальности поставленной задачи, стало открытие в Михайловском в 1947 году «домика няни». Через два года, в 1949 году, был открыт дом-музей Пушкина. Параллельно с домом-музеем восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря, велись работы по благоустройству холма и площадки вокруг некрополя Ганнибалов-Пушкиных. Так в жизни Пушкинского Заповедника сложилась добрая традиция – каждый день рождения поэта встречать новой победой. Вновь на своих местах вставали барские флигеля, зацветали сады, наполнялись водой пруды, в парках на старые гнезда возвращались птицы.
Работая над экспозициями и экскурсиями в музеях и парках заповедника, Гейченко не уставал повторять о необходимости вдумчивого сотрудничества человека и Природы. Постоянно подчеркивал существование живого начала в пейзаже, дереве, цветах, вещах, которые наполняли музеи. Особое внимание всегда уделялось им ландшафтам и пейзажам Пушкинского Заповедника, их восстановлению и сохранности. После войны практически заново была высажена знаменитая Еловая аллея в михайловском парке, началось лечение старых ганнибаловских лип на аллее Керн. Сколько сил и упорства было отдано на спасение легендарного «дуба - уединенного» и «ели-шатра» в тригорском парке! В Михайловском вокруг большого нижнего пруда высадили около ста ив разной породы, которые по мере своего расцвета вернули этому уголку усадьбы видение самого Пушкина – «пруд под сенью ив густых». Так постепенно, на протяжении пятидесяти лет, Семен Степанович Гейченко вместе с сотрудниками музея-заповедника возвращали всем последующим поколениям советских людей утраченный мир русской усадьбы, овеянной живым звучанием пушкинского стиха. Посетителю предлагалось знакомство не только с вещами, картинами, предметами быта, но и воспетые Пушкиным луга, «нивы полосаты», река Сороть, «холм лесистый», три сосны и «дорога, изрытая дождями». А это уже был внутренний голос самого Пушкина, подкрепленный поэтическими строками.
Популярность Пушкинского Заповедника была очень высока. И здесь большая заслуга С.С.Гейченко. Он был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника. Судьба всех его книг и альбомов одинакова. Не успев выйти из печати, они вскоре становились библиографической редкостью. Пять изданий выдержала его книга новелл «У Лукоморья». В серии «Отечество» был издан альбом «Пушкиногорье», издательством «Молодая гвардия» - другой альбом «Приют, сияньем муз одетый». Для детей была написана книга «Завет внуку», выпущена грампластинка с рассказами о Пушкине в чтении самого автора. Радио, телевидение, газеты, журналы часто передавали и печатали интервью с Гейченко. Казалось, что не было среди посещавших Пушкинский Заповедник человека, который не знал бы имени Семена Степановича, ставшего живой легендой для многих поколений. В Книгах впечатлений, хранящихся в музее, существуют десятки тысяч добрых, благодарных признаний и пожеланий в адрес михайловского Домового, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей – знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии А.С.Пушкина. Для каждого находилось время ответить, объяснить, поддержать хотя бы несколькими строчками. Его характеру была категорически чужда такая черта как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович – о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах – он не просто вел рассказ. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться с Гейченко, становились навсегда друзьями Пушкинского Заповедника, его «ревнителями и печальниками», заступниками и доброхотами. «Творить добро» для Семена Степановича было так же естественно, как дышать воздухом.
Гейченко предложил обществу идею проведения у Пушкина в Михайловском Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в день рождения поэта. Сама идея выросла из истории святогорских ярмарок-гуляний, в которых принимал участие Пушкин. Традиционно на этой земле день его рождения отмечался при большом стечении народа. С 1967 года и по сей день, в первое воскресенье июня месяца, в Михайловском проходят пушкинские праздники поэзии.
Пушкинский заповедник постоянно развивался. Гейченко серьёзно думал о расширении его границ. Восстановленные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино были не полным перечнем, где доводилось побывать А.С.Пушкину в свою михайловскую ссылку. Мечталось присоединить к заповеднику озеро Белогуль с его островом Буяном, имение Ганнибалов Воскресенское, усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф, построить в Пушкинских Горах научно-культурный центр и еще многое другое. Все эти мечты гениального Хранителя стали реальными, но уже для последующих поколений.