Структура русского национального языка

Национальный язык, являясь средством общения всей нации, существует в нескольких формах. К ним относятся диалекты, жаргоны, просторечие и литературный язык.

Всякий язык начинает своё развитие с территориальных диалектов, которые являются наиболее архаичной формой языкового существования.

Диалекты русского языка складывались в период феодальной раздробленности, в XX–XXI вв. особенности диалектов сглаживаются в связи с повышением уровня образования, развитием средств массовой информации, а также миграцией населения. В настоящее время диалектные черты сохраняются преимущественно в речи жителей сельской местности.

Особенности диалектов:

- Любой диалект является языковой системой, то есть имеет особые единицы на каждом языковом уровне. Так, в Сибирских старожильческих говорах, бытующих на территории Кемеровской
области, фонетическими особенностями являются аканье, взрывной [г], изменение гласных звуков (И переходит в Е, Е в И, например, в словах сивер, исть); на лексическом уровне специфическими являются слова шаньга (ватрушка), тянигуз (дорога в гору), суволь (искривленный лес), зыбка (колыбель) и др.; на морфологическом уровне наблюдается перераспределение категории рода имен существительных (полотенец, мышь – м. рода, тигра – ж. рода, фамилие – ср. рода) и т. д. Чтобы выявить языковые особенности любого диалекта, его необходимо сопоставить с другим диалектом.

- Диалекты существуют только в устной форме.

- Обслуживают разговорно-обиходную сферу деятельности. Так как используются людьми на определенной территории, то понятны не для всех носителей русского языка.

- Не имеют особой эмоционально окрашенной лексики.

Диалектам как территориальным разновидностям национального языка противостоит общенародный язык, который включает в себя просторечие и жаргоны.

Просторечие(или городское просторечие) – нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев городского населения.

Это наиболее своеобразная форма русского национального языка, не имеющая аналогов в других национальных языках.

Особенности просторечия:

- Не имеет признаков системной организации, при этом характерно наличие языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

- Реализуется только в устной форме речи.

- Обслуживает разговорно-обиходную сферу деятельности.

- В отличие от диалектов территориально не локализовано и едино для всех носителей языка.

- Лексика обладает грубоватой, фамильярной эмоционально-экспрессивной окраской.

Носители просторечия не осознают нарушения норм литературного языка и не понимают различия между литературными и нелитературными формами. Просторечными являются, например:

- в фонетике: тра[н]вай, ради[ва], жиз[и]нь, соси[с’]ки, ко[н’]верт, звонит, ходатайство и др.;

- в словообразовании: документики, номерок, мяско, височки, чаёк – как выражение своеобразно понимаемой вежливости в ситуации официального общения;

- в морфологии: ляжь, ложи, собиралася, делов, моя шампунь, инженера, длиньше и др.;

- в лексике: подстамент, полуклиника; слова с грубой, сниженной окраской (деваха, уйма, жрать, придурок);

- в синтаксисе: Пол вымытый; Он был выпимший; Гости никто не приехали; Что тебе болит?; Пришел с магазина и др.

Жаргоны– речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т. п. Жаргоны делятся на социальные и профессиональные.

Социальные жаргоны, или арго, – речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира. Причиной их образования является необходимость утаивания информации от непосвященных.

Профессиональные жаргоны объединяют людей по профессии или интересам, причиной их образования является экономия речевых усилий в условиях профессионального общения.

Способы образования жаргонизмов: усечение основы слова, например, комп (компьютер), клава (клавиатура), препод (преподаватель); сворачивание фразы, например, руль (рулевое колесо), зачетка (зачетная книжка), пролечить (провести курс лечения); переосмысление литературных слов, например, баранка (рулевое колесо), брюхо (низ фюзеляжа самолета), укол (инъекция).

Особенности жаргонов:

- Не имеют специфических фонетических и грамматических признаков, то есть не являются языковой системой.

- Реализуются только в устной форме речи.

- Обслуживают разговорно-обиходную сферу деятельности.

- Понятны не всем носителям языка, так как являются средством общения замкнутой социальной или профессиональной группы.

- Характерно наличие особой лексики и фразеологии с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской.

Во многих языках, в том числе и в русском, существует так называемый молодежный сленг – речь школьников и студентов. Отличительной особенностью является намеренная игра словами с целью создания эмоционально-выразительных средств общения.

Считается, что все нелитературные варианты языка имеют определенного рода ограничения: просторечие ограничено уровнем образованности говорящего, диалект – территорией распространения, жаргон – социальными и временными рамками (жаргон быстро меняется, у каждого поколения свой набор жаргонных слов). По этому признаку они противопоставляются литературному языку.

РАЗДЕЛ 2. РИТОРИКА

Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).

Становление риторики как особой науки произошло в V веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником теории риторической науки считают Аристотеля («Риторика»), а важнейшим условием появления и развития ораторского искусства – свободный обмен мнениями по жизненно важным вопросам, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Законы общей риторики

- Закон гармонизирующего диалога.

- Закон продвижения и ориентации адресата.

- Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).

- Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).

Основные категории классической риторики:

- логос;

- этос;

- пафос.

Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема). Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого). Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Публичная речь (ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.

Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции. Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.

Виды публичных выступлений по форме:

- Сообщение.

- Выступление.

- Доклад.

- Лекция.

- Беседа.

Виды публичных выступлений по цели:

- Информационное (дает новое представление о предмете речи, целью является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве).

- Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).

- Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).

- Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

- Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).

Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием. Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.

Виды красноречия

Вид красноречия  
1. Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.
2. Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4. Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (= логичность), выразительность (= богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.

Этапы подготовки текста к публичному выступлению

1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4. Составить рабочий план выступления.

5. Написать основную часть текста выступления.

6. Написать вступление и заключение выступления.

7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

- выбор темы;

- сбор материала;

- составление рабочего плана;

- написание основной части текста, а также введения и заключения;

- краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.

Наши рекомендации