Занятие № 1 с детьми 3-5 лет

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Оптимальным вариантом обучения уходу за полостью рта детей в организованных коллективах является проведение уроков здоровья, ко­торые у школьников следует включить в расписание.

Необходимо учитывать, что гигиеническое обучение и воспитание детей должно быть подчинено общим требованиям психогигиены учеб­ных занятий, которые имеют следующие задачи:

1 — способствовать своевременному и гармоничному развитию де­тей;

2 — стремиться к тому, чтобы учение давало детям радость и проте­кало на фоне положительных эмоций;

3 — избегать чрезмерного психического напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4 — предотвращать психотравмирующие ситуации.

Методика и содержание уроков здоровья зависят от возраста детей. Опыт работы с детьми показал, что можно использовать три основных варианта урока: с детьми 3-5 лет (детский сад), 6-8 лет (подготовитель­ная группа детского сада и 1 -2 классы), 9-10 лет (3-4 классы).

При построении урока следует учитывать, что психогигиенической регламентации подлежит длительность не только урока, но и отдельных учебных операций. Так, установлено, что продолжительность непрерыв­ного определенного вида деятельности (чтение, письмо, слушание, про­смотр кинофильма) в младших классах не должна превышать 10-12 ми­нут, а у детей 3-6 лет — 5-10 минут. Превышение этого времени ведет к утомлению. Переключение внимания учащихся по истечении этого вре­мени на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект.

В связи с изложенным целесообразно урок здоровья, который длит­ся у детей 3-6 лет 30 минут, у школьников — 40 минут, разделить на 3 части. В первой трети урока следует провести беседу с обязательным уча­стием детей. Детям 3-5 лет лучше рассказать сказку. Во второй трети урока методику чистки зубов следует показать на моделях зубных рядов, при­ем лучше не всей группе, классу, а небольшим группам по 4-6 человек (рис. 1).

Последней части урока проводят непосредственное обучение детей чистке зубов, контролируемой до и после нее с помощью индекса гигиены (ИГ) по Федорову-Володкиной, Грину-Вермильону (рис. 2, 3).

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 1. Отработка методики чистки зубов на моделях

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 2. Окрашивание зубного налета при определении индекса гигиены по Грин-Вермильону

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 3. Окрашивание зубного налета при определении индекса гигиены по Грин-Вермильону

Для создания благоприятного эмоционального восприятия необхо­димо использовать наглядность. Она должна иллюстрировать наиболее важные моменты и факторы, обеспечивающие первичную профилакти­ку кариеса и гингивита. Для обучаемой группы детей это иллюстрации к сказке или к информации о положительном воздействии на зубы ово­щей и фруктов (морковь, яблоки, капуста, свекла, репа и др.) и отрица­тельном - сладостей (конфет, печенья и др.), а также плакат «Не забывай советы стоматолога», содержащий режим и этапы в подготовке и завершении чистки зубов (рис. 4).

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 4. Плакат «Не забывай советы стоматолога!»

На урок детям рекомендуют принести зубную щетку пасту, мыло, полотенце, стаканчик.

Правила чистки зубов дети усваивают во время обучения на моделях и закрепляют при проведении контролируемой чистки зубов. Основные положения правил включают следующие манипуляции и методики их проведения.

- Чистку зубов производят дважды в лень по 3 минуты: утром, пос­ле завтрака, и вечером, перед сном.

- Перед чисткой зубов следует промыть зубную щетку проточной
водой.

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 5. Плакат «Как правильно чистить зубы»

- Нанести на щетку зубную пасту.

- Чистку зубов рекомендуется начинать с одной стороны челюсти, постепенно переходя на другую сторону, очищая все доступные поверхности каждого зуба, одновременно проводя щеткой лет-кий массаж десны. Все вертикальные движения осуществляют в направлении от десны к краю зуба.

- Жевательные поверхности необходимо чистить (рис. 5) возврат­но-поступательными движениями, язычные и щечные поверх­ности — вертикальными, «подметающими» движениями.

- Центральные зубы следует чистить с наружной и внутренней по­верхностей вертикальными движениями.

- Чистка зубов должна завершаться энергичным полосканием по­лости рта.

- После окончания чистки следует вымыть зубную щетку проточ­ной водой, намылить щетинки, поставить в стакан головкой вверх для высушивания (рис. 10).

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет

В начале занятия следует рассказать сказку о маленьком Змее Горыныче и Сладкоежке с использованием плаката (рис. 6).

Маленький Змей Горыныч

Вчудесном сказочном лесу, на цветочной поляне жил да был Ма­ленький Змей Горыныч, а рядом жили его друзья — лесные зверята: Вол­чонок, Лисенок, Медвежонок, Зайчонок.

По утрам веселое Солнышко будило зверят и Маленького Змея Горыныча. Зверята вставали, делали зарядку и чистили зубки. А Маленький Змей Горыныч торопился съесть большую конфету, пастилу и мороженое, потому что больше всего на свете он любил сладости. Друзья прозвали его Сладкоежка. Бочку варенья, корзину печенья, мешок конфет да гору мяг­ких плюшек — вот, сколько сладостей съедал Сладкоежка за один день.

Часто Сладкоежка забывал чистить зубы, не дружил с зубной пас­той и зубной щёткой.

Однажды проснулся Маленький Змей Горыныч, быстро положил в рот конфету, плюшку и мороженое. И вдруг покатились у него из глаз горючие слёзы.

— Ой, ой, ой! Ай, ай, ай! Ох, ох, ох!!! Ой, зубки болят! Ай, доктора
боюсь! Ох, не могу конфетки есть! — закричал Сладкоежка.

Рис. 6. Плакат «Меленький Змей Горыныч-Сладкоежка»

Стали больные зубки убегать от Маленького Змея Горыныча. Не было у них больше сил жевать сладости и быть постоянно грязными.

А вот у лесных зверят зубки никогда не болели, были белыми, ост­рыми и крепкими. Зверята любили кушать полезные овощи и фрукты, очень редко ели сладости и каждый день, утром и вечером чистили зуб­ки.

Убежали все зубы от Маленького Змея Горыныча к другим зверятам. Сидит Маленький Змей Горыныч грустный, горькими слезами залива­ется, ничего кушать не может. Никто не понимает, когда он говорит, что

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 7. Плакат «Какие продукты полезны, какие опасны для зубов»

случилось, потому что без зубов он очень шепелявит, и все слова у него пугаются.

Вот какая грустная история случилась в чудесном сказочном лесу.

— А вы, ребятки, хотите, чтобы от вас зубки убежали?

Все хором отвечают: «Нет!»

— Тогда давайте вместе повторим, что надо кушать, чтобы зубки были здоровые и крепкие (показывать указкой на изображенные на рисунке овощи и фрукты, молоко, творог, а дети будут повторять хором их назва­ния – рис.7).

- А теперь, ребята, чтобы зубки никогда не заболели и не убежали, давайте послушаем, что нам советуют умные звери. На плакате «Умные звери» прочитать под картинками стихи (рис. 8):

Вот олень, ему не лень

Чистить зубы дважды в день.

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 8. Плакат «Теремок. Советы «Умных зверей»

Еж купил порошок

И урчит: «Хорошо!»

Но не знал колючий,

Что пастой чистить лучше.

Научился и медведь

Зубы щеткою тереть.

Итак, ребята, зубки надо чистить щеткой и пастой, и каждый день обязательно. Видите, кто это? (Отвечают: «Волк»). Вот и волк нам сове­тует:

Чистит волк свои клыки.

Оттого они крепки.

А теперь почитаем, что нам советует: — Кто это? (отвечают: «Лис»). Видите, какие у него крепкие зубы?

Рыжий лис зубастый

Чистит зубы пастой.

Говорит он малышам:

«Чистить зубы надо вам,

Чистить зубы надо вам.

По утрам и вечерам!»

− Видите, детки, чтобы зубы стали крепкими, здоровыми, их надо
чистить вечером — перед сном, и утром — после завтрака! А вот что нам
советует: — Кто это? (отвечают: Мышонок).

Вот мышонок молодой,

Он полощет рот водой.

− Видите, детки, чтобы зубки всегда были здоровыми, белыми, кра­сивыми, не болели, после еды рот надо полоскать водой. Я точно знаю, что вы почти все так и делаете.

- А теперь, ребята, давайте вместе решим, что надо делать, когда вы
собираетесь, перед сном, вечером или утром почистить зубы (демонст­рировать называемые действия):

1. Помыть ручки с мылом.

2. Затем прополоскать рот водой.

3. Вымыть щеточку.

4. Нанести на зубную щеточку пасту.

5. Затем почистить зубки.

6. Потом опять прополоскать рот водой, вымыть щеточку, намылить щетинки и поставить в чашечку или стаканчик.

использовать искусственные их наборы, имеющиеся во многих детских садах).

После этого воспитатель говорит детям: «А теперь, ребята, вы нам покажите, как хорошо и правильно научились чистить зубки, как хра­ните свою зубную щеточку».

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 11. Плакат «Портрет девочки, которая строго выполняла

советы стоматолога»

Каждый обучающий с группой детей из 3—6 человек проводит кон­тролируемую чистку зубов.

На последующих занятиях контроль за знанием правил и чисткой зубов осуществляет воспитатель, медсестра. Детям можно прочитать и предложить выучить стихи

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет - student2.ru

Рис. 12. Плакат «Портрет девочки, которая перестала чистить зубы»

Братья — Львята

Жили-были братья-львята

Вы их знаете, ребята?

Вдруг заплакал львенок Коля»,

Он сегодня очень болен.

Старших он совсем не слушал,

Зубы чистить не хотел,

Много сладкого он кушал,

Зуб у Коли заболел.

Говорит он львенку Толе:

«Зубы мне почистить что ли?

Говорил ведь доктор нам

Чистить зубы по утрам и вечерам»

С той поры два раза в день

Чистить зубы им не лень.

И теперь у наших львят

Зубы больше не болят.

Наши рекомендации