II. Постановка темы и целей урока
– О каком времени года эти строчки:
…Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С. Пушкин
– Рассмотрите страницу в учебнике. Сформулируйте тему урока. (Мы познакомимся с новой буквой и со звуком, который она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Научимся ее писать.)
III. Изучение нового материала.
Введение в тему урока.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница... (зима).
– Расскажите, какая бывает зима. (Снежная, морозная, вьюжная и т. д.)
– Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие…
Гуляет в поле, летает на воле.
Вдоль села пробегает,
Сугробы наметает.
(Метель.)
– Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала. (Показ иллюстрации.)
Я метель, царица снега,
Заметаю все вокруг.
Я смешаю землю с небом,
Заведу свою игру.
Я холодными ветрами
Заморожу города,
Вьюгой остужу, бураном,
Льдом покроется вода.
На доске – гкарточки с гласными буквами.
– Посмотрите, сколько снежинок-букв собралось в хоровод, как метель их закружила. Какие снежинки лягут на красную крышу?
Дети выставляют буквы на магнитах: А, О, У, И, Ы, Е, Ё.
– Почему? (Эти буквы обозначают гласные звуки.)
– Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных. (Е, Ё, И.)
– Метелица дарит вам новую букву – З, з, а с ней загадки.
Работа по учебнику.
1) Загадки.
Очень легкая загадка:
Кто мне быстро назовет
Полосатую лошадку
И такой же переход?!
(Зебра.)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок.)
2) Звуковой анализ слов «зебра», «замок».
– Рассмотрите схемы справа от рисунков.
– Выполните звуковой анализ слова «зебра».
– Разделите слова «зебра», «замок» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [з], [з’]. (Буква «з».)
3) «На что похожа буква?»
– Рассмотрите букву З, з. На что она похожа?
Дети читают стихи про букву З.
На что похожа буква?
З – как тонкий завиток,
Как затейливый вьюнок,
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро!
Т. Синицына
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра «три».
С. Маршак
– Замените фишки в схемах слов буквами.
4) Игра «Живые буквы».
– Метелица любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмем слово «зебра».
– Назовите гласные звуки; согласные звуки; звуки по номерам.
– Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «зебра» и «замок». (Одинаковое количество букв, два слога, гласный звук [а].)
– Найдите признаки различия. (Ударение падает на разные слоги.)
– Уберите буквы и фишки в такой последовательности:
· буква, которой обозначен второй гласный звук в слове «зебра» (а);
· буква, которой обозначен ударный гласный звук в слове «замок» (о);
· буква, которой обозначен ударный гласный звук в слове «зебра» (е);
· вторая буква в слове «замок» (а).
– Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)
· Уберите букву з, которой обозначен мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Зебра.)
· Уберите букву з, которой обозначен твердый согласный звук. Назовите слово. (Замок.)
· Уберите букву, обозначающую один из парных по звонкости – глухости звуков. (Буква б.)
· Уберите букву м; букву р.
– Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой з, которая обозначает мягкий согласный звук.
– Назовите слова с буквой з, которая обозначает твердый согласный звук.
– Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.
5) Работа по слоговой таблице в учебнике.
– Прочитайте слоги: сначала сверху вниз (громко, затем тихо), потом снизу вверх (громко – тихо), сверху вниз (тихо – громко); снизу вверх (тихо – громко).
– Дополните слоги до слов.
6) Чтение слов.
– Зима – трудное время года для животных. Почему?
– Прочитайте слово – название животного. (Зайка.)
– Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя.
7) Чтение по ролям.
ВОЛК
– Что ты, волк, такой худой!
– Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня!
Увидал обед у пня –
А обед во все лопатки
Припустился от меня!
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда!
8) Игра Метелицы «Повторяй за мной».
Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения.
• Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)
• Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)
• Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)
• Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)
– Метелица видит, что вы любознательны и трудолюбивы. Она предлагает вам карточки-задания.