Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 1 страница
? 2. Заполните таблицу шумерскими и эквивалентными русскими лексическими единицами с опорой на шумеро-русские словари на сайте
Шумерский язык | Русский язык | Шумерский язык | Русский язык |
Глаголы | подземные воды | ||
ра | уд | ||
ген | ветка | ||
быть | жизнь, дыхание | ||
знать | ки | ||
туд | кур | ||
кар | небо | ||
ба | саг | ||
судьба | |||
Прилагательные | ама | ||
силим | гиш | ||
могучий | год | ||
гиг | мунус | ||
маленький | иги | ||
хи-ли | ки-сикиль | ||
Существительные | дингир | ||
герой | су | ||
лугаль | гиг | ||
думу | госпожа | ||
принц |
J 3. Сравните шумерские, вавилонские и ассирийские логограммы, объясните, чем обусловлены очевидные различия между логограммами
@ 4. Определите, какой памятник шумерской письменности представлен на фото
® 5. Прочитайте отрывок из «Эпоса о Гильгамеше», поясните имена собственные, упоминаемые в отрывке. Выпишите эпитеты, которыми описана мощь главного героя. Расскажите, как сюжет развивается далее
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук
Светлый амбар Эаны священной.—
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар
Даже будущий царь не построит такого, —
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
……………………………………………….
На две трети он бог, на одну – человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
……………………………………………….
Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных, —
Все его товарищи встают по барабану!
® 6. Определите, отрывок из какой поэмы приведен ниже. О чем повествует поэма? Как действие развивается далее? Кем был выполнен перевод поэмы на русский язык?
35 Он лук избрал оружием в битве,
Изготовил стрелы, тетиву приладил.
Булаву схватил он своею десницей,
Лук и колчан на боку повесил.
Выпустил молнию перед собою,
40 Сверкающим пламенем наполнил тело.
Он сделал сеть: уловить изнутри Тиамат,
Он четыре ветра поставил, ничто из нее чтоб не вышло,
Дар отца его Ану, он вдоль сети расставил ветры.
Он создал Разрушающий Ветер, Ураган и Песчаную Бурю,
45 Четыреждымощный ветер, Семишквальный,
Мятежный, Непостоянный Ветер.
Он направил ветры, что сотворил он, - всю семерицу,
За ним они встали - изнутри сотрясать Тиамат.
Потоп, оружие грозное, поднял Владыка
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Канева, И.Т. Шумерский язык / И.Т. Канева. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2006
2. Каплан, Г.Х. Очерк грамматики аккадского языка / Г.Х. Каплан. - Спб.: Петербургское востоковедение, 2006
3. Коган, Л.Е., Лезов С.В. Аккадский язык / Языки мира. - М., 2009
Электронные ресурсы
1. rus-sumer-dict.livejournal.com/
2. www.lexicons.ru/old/sh/sumerian/index.html
3. www.garshin.ru
4. www.languages-study.com/sumer.html
Тема 3: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1. История Древнего Египта
1.1. Периодизация истории Древнего Египта
1.2. Цивилизационное значение Древнего Египта
1.3. Архитектурные памятники Древнего Египта
1.4. Известные древнеегипетские правители
2. Мифология Древнего Египта
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
N Ответьте на вопросы
1. Что было изобретено древними египтянами?
2. Кто был первым «земным правителем» Древнего Египта? Какие существуют легенды, связанные с его именем? Кто из фараонов осуществил объединение Египта?
3. Какой из египетских памятников архитектуры является единственным сохранившимся из Семи чудес света? Какую высоту имели самые высокие пирамиды в Египте? Как Вы понимаете пословицу «Все боится времени, а время боится пирамид»? С чем связан миф о «проклятии фараонов»?
4. Чем в истории Древнего мира известны египетские фараоны-женщины Нитокрис и Хатшепсут?
5. Кто из египетских фараонов явился прообразом мифологического собирательного образа могущественного и мудрого египетского фараона Сезостриса?
6. Кем из египетских фараонов был проведен солнцепоклонический переворот? Каково значение этого события для возникновения монотеизма? Какое значение этот переворот имел для искусства?
7. О ком и кем было сказано: «Описывать бесполезно, надо смотреть»? Кто является автором этого произведения искусства?
8. Какими народами Древний Египет завоевывался в Поздний период своей истории?
9. Чем прославилась в истории последняя правительница эллинистического Египта Клеопатра?
10. Какие боги входили в Огдоаду и Эннеаду?
11. Кто из богов является творцом мира «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом)?
12. Почему Шу изображался как сидящий человек, с руками, простертыми вверх для поддержки неба?
13. Как древние египтяне объясняли смену дня и ночи?
14. Какая богиня с младенцем на руках стала прообразом христианской богоматери? Как она обрела свои магические силы?
15. Какого бога называли «Хентиаменти»? Почему?
16. Как изображался бог Атон? Почему такое изображение бога является более близким к современным представлениям о боге?
17. Почему Хнум имел власть над человеческой судьбой?
18. Как египтяне представляли себе процесс перемещения души человека в подземное царство?
ГЛОССАРИЙ
& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные
история цивилизации: Древний Египет, Хор Менес, Джосер, Сенусерт III, Нитокрис, Хатшепсут, Рамзес II, Эхнатон, солнцепоклонический переворот, эллинистический Египет, Клеопатра VII Филопатор;
искусство Древнего Египта: Имхотеп, пирамиды Снофру, пирамида Хеопса, пирамида Хафры, Великий Сфинкс, Джесер-Джесеру, Тутмос Младший, бюст Нефертити, гробница Тутанхамона, пещерные храмы в Абу-Симбеле, Луксорский храм, Карнакский храм, аллея сфинксов, Манефон;
мифология: Эннеада, Атум, Ра, Птах, Атон, Хепри, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Гор, Сет, Нефтида, Маат, Тот, Хнум, Анубис, Баст, Психостасия, суд Осириса, 42 негативных принципа Маат, Ба, Ка
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
@ 1. Определите, какое событие истории Древнего Египта изображено на палетке
@ 2. Определите, кто из фараонов/деятелей искусства Древнего Египта изображен на фото. Чем знаменита каждая из исторических персон?
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Рис. 4 | Рис. 5 | Рис. 6 |
@ 3. Определите, какой из древнеегипетских памятников архитектуры представлен на фото. Кто является архитектором первого сооружения?
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Рис. 4 | Рис. 5 | Рис. 6 |
\\ Рис. 7 | Рис. 8 | Рис. 9 |
Рис. 10 |
? 4. Впишите имя бога или богов в соответствии с функцией
демиург | |
солнце | |
воздух | |
луна | |
небо | |
земля | |
плодородие, природа, Нил | |
ярость, пустыня, мировое зло | |
смерть | |
война | |
переселение душ | |
искусство | |
письмо, счет, мудрость | |
веселье, женская красота | |
любовь | |
материнство |
J 5. Определите, кому из богов или богинь, принадлежали данные атрибуты: солнечный диск, лотос, виноградная лоза, страусиное перо, семиконечная звезда
J 6. Определите, каких египетских богов ассоциировали со следующими священными животными: корова, баран, кошка, шакал, скарабей, гиппопотам, существо с красными глазами
J 7. Определите, к кому из богов или богинь относятся указанные эпитеты: Самовозникающий; Огромная мать звезд; Владычица неявленного; Золотой теленок; Солнечный змееборец; Владыка чужеземных стран; Трисмегист; Небесная корова, родившая солнце; Управляющий языками; Повелитель реки
@ 8. Определите, кто из египетских богов представлен на рисунке
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Рис. 4 | Рис. 5 | |
Рис. 7 | Рис. 8 |
@ 9. Определите, какая сцена из египетской мифологии изображена на рисунке
Рис. 1 | Рис. 2 |
Рис. 3 | Рис. 4 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 1. А – К
4. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 2. К – Я
Дополнительная литература
1. Вигасин, А.А. История Древнего Востока / А.А. Вигасин. – М.: Дрофа, 2006
2. Лапис И.А. Культура Древнего Египта / История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989
3. Сказки и повести древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., 2004
4. Титаренко, И.Н. История культуры Древнего Востока / И.Н. Титаренко. – Таганрог: Изд – во ТТИ ЮФУ, 2010
Тема 4: ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1. Египетский язык
1.1. Строй египетского языка
1.2. Египетская письменность
1.3. Памятники египетской письменности
2. Переводы текстов на египетском языке на русский язык
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
N Ответьте на вопросы
1. В какой исторический период сформировалась египетская письменность? Какие она имеет варианты?
2. На каком языке говорят в современном Египте?
3. Сколько употребительных иероглифов насчитывает египетский язык? Сколько иероглифов в целом включал в себя египетский язык? Сколько согласных имеет египетский алфавит?
4. Какая классификация иероглифов является общеупотребительной?
5. В каком направлении читались египетские иероглифы? В чем заключалось «игривое написание иероглифов»? Почему египетские иероглифы имели два или более написания?
6. На какие две большие группы распадается вся совокупность иероглифов?
7. Каков был порядок слов в египетском языке?
8. Можно ли назвать египетское письмо назвать полностью фонетическим или рисуночным?
9. Как назывался и выглядел знак, при наличии которого иероглиф читался не как буква, а как идеографический знак?
10. Каким образом происходит огласовка консонантного египетского письма?
11. К какой группе знаков относятся знаки и ? Каково обозначение женского рода в буквенном варианте?
12. Как расшифровывались имена египетских фараонов Тутанхамон, Рамсес, Аменхетеп?
13. Почему имя бога помещалось в начале фразы? Какие еще знаки помещались в начале фразы независимо от правил грамматики?
14. Как переводится с древнеегипетского языка на русский язык «Рау ну пэрэт эм хэру»? Какие тексты содержат это изречение? В чем в изречении нарушена логика?
15. Какие эпитеты египтяне употребляли по отношению к усопшему? Какая аббревиатура предваряет слова богов?
16. С каким памятником египетской письменности связан прорыв в понимании египетских иероглифов? Почему он явился ключом к новому прочтению иероглифов?
17. Что означали иероглифы «гусь» и «мотыга, обрабатывать землю» в своем идеографическом значении? Каким трехсогласным иероглифом передавалось имя египетской царицы Нефертити?
18. С какими религиозными процессами был связан «закат» египетского языка?
19. Кто из русских ученых является основателем отечественной школы истории Древнего Востока?
20. Кем был выполнен единственный на данный момент перевод «Текстов пирамид» на русский язык?
ГЛОССАРИЙ
& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные
I. древнеегипетский язык:история развития древнеегипетского языка; древнеегипетская письменность: папирус, иероглифика, иератика, демотика, коптский язык, лого-консонантный тип письма, огласовка, условное чтение, Гораполлон, Шампольон, классификация иероглифов Гардинера, односогласные знаки, двусогласные знаки, трехсогласные знаки, идеограммы;
памятники письменности египетского языка: Палетка Нармера, Розеттский камень, Книга двух путей, Тексты мертвых, Тексты саркофагов, Тексты пирамид, Книга небесной коровы, Книга дыхания;
II. переводы древнеегипетских текстов на русский язык: Борис Тураев, переводы «Текстов пирамид» Александра Коцейовского
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
? 1. Заполните таблицу соответствий односогласных иероглифов и их транслитерации
Знак | Изображаемый предмет | Транслитерация | Приблизительное звуковое значение | ||||
| египетский коршун | ||||||
| метёлка камыша | ||||||
| две метёлки камыша | ||||||
| две чёрточки | ||||||
| рука | ||||||
| птенец перепёлки | ||||||
| нога | ||||||
| плетёное сиденье | ||||||
| рогатая змея | ||||||
| сова | ||||||
| изображение поверхности воды | ||||||
| рот | ||||||
| двор | ||||||
| жгут льна | ||||||
| улей | ||||||
| брюхо животного | ||||||
| засов | ||||||
| кусок сложенной ткани | ||||||
| садовый пруд | ||||||
| склон холма | ||||||
| корзина с ручкой | ||||||
| сосуд | ||||||
| хлеб | ||||||
| путы для скота | ||||||
| кисть руки | ||||||
| змея |
? 2. Заполните таблицу соответствий двухсогласных иероглифов и их транслитерации
Знак | Транслитерация | Знак | Транслитерация |
? 3. Заполните таблицу соответствий трехсогласных иероглифов и их транслитерации
|
|
|