Предыстория человеческого общества
Кому принадлежит следующая мысль: ход цивилизации всего ближе уподобляется тем многолетним растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
1) Н.Я. Данилевскому; 2) Г. Спенсеру; 3) Дж. Вико; 4) Г. Боклю.
26. Дикость варварство цивилизация - эти универсальные этапы исторического развития человечества обозначены в труде:
1) К. Маркс Немецкая идеология; 2) Л. Морган Древнее общество; 3) Г. Бокль История цивилизации в Англии; 4) Н.Я. Данилевский Россия и Европа.
27. Работа Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства построена на материалах книги:
1) Ж.-Ж. Руссо Общественный договор; 2) К Маркс Капитал, Т.1; 3) Г. Бокль История цивилизации в Англии; 4) Л. Морган Древнее общество.
28. Мысль о том, что история нас учит только тому, что она еще никого ничему не научила, принадлежит:
1) М.Ф. Вольтеру; 2) Д. Дидро; 3) Г. Гегелю; 4) О. Конту.
29. Суть формационного подхода к историческому процессу заключается в том, что:
1) история рассматривается как борьба классов;2) история понимается как всемирно-исторический процесс, суть которого восходящее движение, возникающее в ходе диалектического взаимодействия материальных производственных сил и производственных отношений; 3) история рассматривается как последовательная и объективная (не зависящая от людей) смена различных экономических формаций; 4) движущей силой истории является борьба идеологий.
30. Понимание цивилизации как этапа нисхождения, завершения, неотвратимого конца, к которому приходят все культуры, в первой половине XX в. было выражено в работах:
1) Н. Кондратьева; 2) П. Сорокина; 3) О. Шпенглера;4) Л. Февра.
31. Теория циклической динамики в развитии исторического процесса разработана:
1) Н. Кондратьевым; 2) М. Блоком; 3) Л. Февром; 4) О. Шпенглером.
32. Концепцию цивилизации как большой культурной суперсистемы, где существуют пять основных культурных систем (язык, этика, религия, наука, искусство) выдвинул:
1) П. Сорокин; 2) Н. Кондратьев; 3) Л. Гумилев; 4) М. Блок.
33. Понятие ментальность как фактор, определяющий сущность цивилизации и ее развитие, выдвинули:
1) О. Конт; 2) Д. Дидро и энциклопедисты; 3) историки представители школы Анналов; 4) Н. Кондратьев.
34. Теория осевого времени выдвинута:
1) историками, объединившимися вокруг журнала Анналы экономической и социальной истории; 2) К. Ясперсом в книге Истоки истории и ее цель; 3) Р. Ароном в книге Лекции по индустриальному обществу; 4) О. Шпенглером в книге Закат Европы.
35. Кому принадлежат концепция вызова и ответа как движущей силы развития цивилизации и слова: Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову:
1) К. Ясперсу; 2) А. Тойнби; 3) Л. Гумилеву; 4) О. Шпенглеру.
36. Автор теории пассионарности как доминирующего фактора развития этноса и личности:
1) О. Шпенглер; 2) Д. Белл; 3) П. Сорокин; 4) Л. Гумилев.
37. Одним из первых понятие эра массового потребления ввел:
1) Р. Арон в книге Лекции по индустриальному обществу; 2) Д. Белл в книге Пришествие постиндустриального общества; 3) У. Ростоу в книге Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест; 4) А. Тойнби в книге Постижение истории.
38. Одним из основателей теории постиндустриального общества является:
1) Д. Белл; 2) Р. Арон; 3) А. Тойнби; 4) К. Ясперс.
39. Согласно концепции постиндустриального общества в процессе перехода от товарно-производящей к обслуживающей экономике ведущую роль начинают играть:
1) системы управления бизнесом; 2) сферы обслуживания населения; 3) средства массовой информации; 4) наука и образование.
40. Концепция третьей волны в развитии человечества с конца XX в. принадлежит:
1) А. Тойнби; 2) А. Тоффлеру; 3) Дж. Несбитту; 4) Д. Беллу.
41. Кому принадлежит постулат: Постиндустриальное общество это информационное общество:
1) Дж. Несбитту; 2) А. Тоффлеру; 3) С. Хаттингтону; 4) Д. Беллу.
42. В книге С. Хантингтона Схватка цивилизаций и переустройство мирового порядка утверждается:
1) будущее человечества размывание цивилизаций и формирование единой однородной мировой цивилизации; 2) будущее человечества будет определять конфронтация цивилизаций;3) будущее человечества дробление четырех основных цивилизаций (китайской, индийской, мусульманской и западной) на множество локальных цивилизаций; 4) будущее человечества стагнация цивилизационного развития.
Тесты к теме №2
Предыстория человеческого общества
1. Первобытная эпоха в истории человечества (от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств) длилась:
1) около трех миллионов лет; 2) около миллиона лет; 3) около восьмисот тысяч лет; 4) около полумиллиона лет.
2. Появление человекообразных обезьян (приматов) произошло:
1) около 90 млн. лет назад; 2) около 60 млн. лет назад; 3) около 45 млн. лет назад; 4) около 15 млн. лет назад.
3. Родиной приматов является:
1) Африка и Азия; 2) Центральная и Южная Европа; 3) Южная Америка; 4) Австралия.
4. Способность приматов к прямохождению развилась как следствие:
1) резкого изменения климата и образования на месте лесов значительных открытых пространств;2) генетической мутации отдельных групп приматов; 3) усиления солнечной активности и изменений в магнитном поле земли; 4) воздействия из Космоса, характер которого не выяснен до конца и в настоящее время.
5. Австралолпитек это:
1) наиболее близкий к обезьяне тип первобытного человека; 2) человекообразная обезьяна прямой предок первобытного человека; 3) тип архантропа; 4) вымершая переходная форма от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям, не получившая дальнейшего эволюционного развития.
6. Род Человек (Homo) выделился из царства животных:
1) около 5 млн. лет назад; 2) 2-3 млн. лет назад; 3) около миллиона лет назад; 4) около полумиллиона лет назад.
7. Первые известные современной науке люди жили:
1) в Европе; 2) в Азии; 3) в Африке; 4) в Америке.
8. Древнейшим людям, известным науке, (архантропам) ученые дали видовое название:
1) Человек разумный; 2) Человек прямоходящий; 3) Человек играющий; 4) Человек умелый.
9. Первые орудия труда из камня изготовил:
1) Человек прямоходящий; 2) Человек умелый; 3) Человек играющий; 4) Человек разумный.
10. Наиболее древний тип Человека прямоходящего это:
1) питекантроп; 2) синантроп; 3) австралопитек; 4) неандерталец.
11. Первым останки питекантропа обнаружил:
1) Луис Лики; 2) Эжен Дюбуа; 3) Генрих Шлиман; 4) Артур Эванс.
12. Архантропы:
1) умели добывать огонь; 2) умели использовать огонь, возникающий от природных явлений (молния); 3) еще не умели использовать огонь; 4) боялись огня.
13. Архантропы добывали пищу:
1) охотой и собирательством;2) рыболовством; 3) приручением и разведением животных; 4) примитивным земледелием.
14. Рубило это:
1) название каменного топора; 2) название каменного инструмента, аналогичного ножу; 3) универсальное по назначению каменное орудие; 4) название заготовки для изготовления из камня различных инструментов.
15. Кому принадлежат слова: Сначала труд, а затем вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг:
1) Ч. Дарвину; 2) Л. Моргану; 3) Э. Дюбуа; 4) Ф. Энгельсу.
16. Формой семейно-брачных отношений Человека прямоходящего были:
1) гаремная семья; 2) родовая семья; 3) промискуитет; 4) парная семья.
17. Наиболее ранняя форма мистического сознания первобытного человека это:
1) анимизм; 2) фетишизм; 3) политеизм; 4) тотемизм.
18. Неандерталец как физический тип человека возник:
1) около 500 тыс. лет назад; 2) около 300 тыс. лет назад; 3) около 200 тыс. лет назад; 4) около 100 тыс. лет назад.
19. Добывать огонь научился:
1) неандерталец; 2) австралопитек; 3) синантроп; 4) питекантроп.
20. Первыми специализированными мужскими орудиями труда были:
1) рубила; 2) отщепы; 3) остроконечники;4) скребла.
21. Первыми специализированными женскими орудиями труда были:
1) скребла; 2) отщепы; 3) рубила; 4) остроконечники.
22. Неандертальцы жили:
1) кочуя, в шалашах и землянках; 2) оседло в пещерах; 3) оседло в землянках и примитивных строениях из дерева; 4) кочуя, в попадающихся пещерах и естественных укрытиях.
23. Неандертальцы:
1) не знали одежды; 2) использовали в качестве одежды шкуры убитых животных; 3) изготовляли примитивную одежду из подходящих диких растений; 4) использовали одежду, сшитую из шкур.
24. Основным источником пищи для неандертальца были:
1) собирательство; 2) охота; 3) земледелие; 4) приручение диких животных.
25. Первые признаки человеческой общности появляются:
1) в стаде синантропов; 2) в стаде питекантропов; 3) в стаде неандертальцев; 4) в стаде австралопитеков.
26. Впервые хоронить умерших начали:
1) австралопитеки; 2) неандертальцы; 3) синантропы; 4) питекантропы.
27. Человек разумный ( Homo sapiens) как вид человека, существующий до настоящего времени, сформировался:
1) около 100 тыс. лет назад; 2) около 80 тыс. лет назад; 3) около 40 тыс. лет назад; 4) около 20 тыс. лет назад.
28. Сапиентация это:
1) процесс эволюции от человекообразной обезьяны до появления современного типа человека (Человек разумный);2) процесс эволюции от неандертальца к Человеку разумному; 3) процесс эволюции от человекообразных обезьян до выделения рода Человек (Homo) из животного мира и формирования Человека умелого; 4) процесс эволюции от человекообразной обезьяны до человека наших дней.
29. Формирование родовой общины относится ко времени появления:
1) питекантропа; 2) синантропа; 3) неандертальца; 4) Человека разумного.
30. Экзогамия это:
1) запрет брачных отношений между старшими и младшими, состоящими в прямом родстве (отец дочь, мать сын); 2) запрет брачных отношений между всеми кровными родственниками; 3) запрет брачных отношений вне пределов своего рода; 4) запрет брачных отношений вне пределов своего племени.
31. Первой формой брака в истории человечества был:
1) парный брак; 2) многомужество; 3) многоженство; 4) групповой брак.
32. Матриархат это форма общественного устройства при которой:
1) родство исчисляется по материнской линии; 2) старшая женщина в семье обладает наибольшим авторитетом; 3) женщине принадлежит доминирующая роль в хозяйственной жизни и внутриобщинных отношениях; 4) женщина является главой в семье, обладая в других сферах жизни равными с мужчиной правами.
33. Первое осветительное приспособление лампу из камня изобрел:
1) синантроп; 2) неандерталец; 3) питекантроп; 4) Человек разумный.
34. Половозрастное разделение труда возникло в эпоху:
1) неандертальца; 2) Человека разумного;3) питекантропа; 4) синантропа.
35. Выберите название пещеры, где не были найдены наскальные росписи первобытного человека:
1) Соляная пещера; 2) Капова пещера; 3) Пещера Ласко; Альтамирская пещера.
36. Первыми скульптурными произведениями первобытного человека были:
1) изображения животных; 2) изображения птиц; 3) фигурки женщин; 4) фигурки мужчин-охотников.
37. На возникновение человеческих рас оказали влияние такие главнейшие факторы как:
1) различия в наследственных свойствах больших групп населения, проживающих на разных материках, и различные сроки начала сапиентации; 2) особенности приспособления к среде, различной на разных материках, и изоляция больших групп населения как следствие естественных рубежей между материками; 3) различное влияние космических излучений и геомагнитных воздействий на разных широтах; 4) случайный и изменчивый набор факторов климатического, природного и геофизического характера.
38. Все материки, кроме Антарктиды, были заселены людьми уже:
1) за 20 тыс. лет до н.э.; 1) за 10 тыс лет до н.э.; 3) за 5-4 тыс. лет до н.э. 4) за тысячу лет до н.э.
39. Изобретение лука и стрел было вызвано в первую очередь:
1) вымиранием мамонтов и ряда других крупных животных, что потребовало новых методов охоты;2) необходимостью в более эффективном оружии нападения и обороны в межплеменных конфликтах; 3) поиском компенсации тому, что физическая сила Человека разумного была значительно меньше, чем у неандертальца; 4) эпохой матриархата, когда женщины-воины нуждались в легком и эффективном оружии.
40. Микролит это:
1) небольшая каменная фигурка-статуэтка; 2) небольшой игловидный обработанныйкамень, используемый в качестве иглы или шила; 3) маленькие кремневые изделия геометрически правильной формы (треугольники, ромбы, трапеции и т.д.), используемые как вставная режущая часть в составном орудии; 4) особый период эпохи мезолита, когда человек освоил изготовление малых каменных орудий труда.
41. Первые средства для передвижения по воде (плоты и др) были изготовлены человеком в эпоху:
1) неолита; 2) мезолита; 3) палеолита; 4) энеолита.
42. Начало искусственного воспроизводства основных продуктов питания (земледелие, скотоводство) относится к эпохе:
1) палеолита; 2) неолита; 3) энеолита; 4) мезолита.
43. Процесс доместикации, т.е. приручения диких животных начался:
1) в эпоху неолита; 2) в эпоху энеолита; 3) в эпоху мезолита; 4) в эпоху палеолита.
44. Первый злак, который начал выращивать человек, это:
1) просо; 2) пшеница; 3) ячмень; 4) рожь.
45. Первое животное, которое приручил человек, - это:
1) собака;2) кошка; 3) коза; 4) овца.
46. Уникальной особенностью Натуфийской культуры (древних жителей пещеры на горе Кармал у горного потока Вади-эн-Натуф, к северо-западу от Иерусалима) было:
1) изобретение сохи; 2) постоянное использование хлебных злаков; 3) приручение диких коз; 4) изготовление первых молочных продуктов.
47. Первая известная в истории медицины ампутация поврежденных конечностей была произведена:
1) в эпоху энеолита; 2) в эпоху неолита; 3) в эпоху мезолита; 4) в эпоху палеолита.
48. Неолитическая революция (Гордон Чайлд) это переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к хозяйству производящему (земледелие, скотоводство. Ваше мнение:
1) Вы полностью согласны с этой формулировкой;2) Вы частично согласны; 3) Вы не согласны; 4) Вы считаете, что данная формулировка значительно больше подходит к эпохе мезолита.
49. Основные злаки (пшеница, рожь, овес и др.), которые люди возделывают до сих пор, начали выращиваться уже:
1) около 10 тыс. лет назад; 2) 6-7 тыс. лет назад; 3) около 5 тыс. лет назад; 4) примерно 3 тыс. лет назад.
50. Сущностью первого общественного разделения труда, которое произошло в эпоху неолита было:
1) выделение мужских и женских видов труда; 2) выделение скотоводческих и земледельческих племен; 3) выделение в составе рода людей, которые трудятся, и людей, которые руководят трудом других; 4) отделение скотоводства от земледелия и выделение их в отдельные самостоятельные виды деятельности.
51. Отличительной чертой неолита было:
1) появление специально изготовленных средств для передвижения по воде; 2) появление керамики;3) появление стабильного оборудованного жилища; 4) появление украшений (бус, ожерелий, браслетов и т.д.).
52. Материал для одежды, изготовленный путем прядения и ткачества, появился:
1) в эпоху раннего мезолита; 2) в эпоху позднего мезолита; 3) в эпоху неолита; 4) в эпоху энеолита.
53. Сущностью второго общественного разделения труда, происшедшего в эпоху неолита, было:
1) отделение земледелия от скотоводства; 2) выделение особой группы людей, занимающихся обменом и торговлей; 3) отделение ремесла от земледелия; 4) выделение групп людей, которые осуществляли властные полномочия.
54. Неолитические постройки из огромных каменных глыб, выполнявшие ритуально-магические функции, получили название:
1) гекатомбы; 2) зиккураты; 3) пастасы; 4) мегалиты.
55. Появление парной семьи относится к эпохе:
1) палеолита; 2) мезолита; 3) неолита; 4) энеолита
56. Появление племени как объединения взаимобрачующихся родов относится к эпохе:
1) энеолита; 2) неолита; 3) позднего мезолита; 4) раннего мезолита.
57. Иерихон это:
1) имя племенного вождя, основавшего один из первых в истории человечества городов на берегу Мертвого моря; 2) название одного из древнейших музыкальных духовых инструментов, породившего выражение трубы иерихонские; 3) один из древнейших городов в долине р. Иордан, центр раннеземледельческой культуры; 4) историческое название круглой каменной постройки эпохи позднего неолита прообраза сторожевой башни.
58. Выберите из указанных регионов название того географического ареала, для которого было не характерно развитие неолитических раннеземледельческих культур:
1) Малая Азия; 2) Северная Месопотамия; 3) Балканы; 4) Скандинавия.
59. Произошедшая в эпоху неолита первая в истории человечества демографическая революция (стремительный рост населения Земли) имела главной причиной:
1) рост уровня жизни неолитического человека; 2) изменение климатических условий на более благоприятные; 3) переход от групповой к парной семье; 4) особенности религиозных представлений неолитического человека.
60. Переход от реалистического изображения к условно-схематичному характерен для рисунков эпохи:
1) палеолита; 2) мезолита; 3) неолита; 4) энеолита.
61. Первые счетные приспособления (кучки камней, шнуры с узелками и др.) изобретены человеком:
1) в эпоху энеолита; 2) в эпоху неолита;3) в эпоху мезолита; 4) в эпоху позднего палеолита.
62. Особая прослойка жрецов, монополизировавшая сферу религиозных верований, сформировалась:
1) в эпоху энеолита; 2) в эпоху неолита; 3) в эпоху позднего мезолита; 4) в эпоху раннего мезолита.
63. Пиктография это:
1) ранний вариант рисунчатого письма; 2) особый вид ритуального узора на керамической посуде; 3) первые примитивные татуировки на коже; 4) точечная техника пещерного рисунка человека эпохи неолита.
64. Энеолит и халколит - это:
1) различные исторические этапы перехода человечества от каменного века к веку металла; 2) халколит промежуточный период между неолитом и энеолитом; 3) халколит промежуточный этап между энеолитом и бронзовым веком; 4) это синонимы, обозначающие период, когда изделия из камня уже не были единственными, а металл еще не получил широкого распространения.
65. Переход от каменного века к веку металла происходил:
1) в VI тысячелетии до н.э.; 2) в IV тысячелетии до н.э. 3) во II тысячелетии до н.э.; 4) в I тысячелетии до н.э.
66. Первый металл, который стал широко использоваться человеком, это:
1) золото; 2) свинец; 3) медь; 4) бронза.
67. Плужное земледелие в ранее всего стало развиваться:
1) в долине реки Хуанхе; 2) в долине Нила; 3) в долинах Инда и Ганга; 4) на Балканах.
68. Почти полное отсутствие дождей послужило толчком к развитию поливного земледелия и ирригации:
1) в прибрежных районах Нила; 2) в Месопотамии; 3) в долинах Инда и Ганга; 4) в прибрежных районах реки Хуанхе.
69. Более благоприятные условия для развития цивилизации складывались там, где:
1) обитали по преимуществу скотоводческие племена, имеющие достаточные территории для выпаса скота; 2) обитали по преимуществу земледельческие племена, занимающиеся сельским хозяйством на плодородных землях; 3) крупные реки предоставляли возможность для торговли и обмена; 4) были богатые залежи полезных ископаемых, руд и значительные запасы камня, годного для строительства.
70. Гончарный круг был изобретен:
1) в IV тысячелетии до н.э.; 2) в III тысячелетии до н.э.; 3) в начале II тысячелетия до н.э.; 4) в конце II тысячелетия до н.э.
71. Начало перехода к от матриархата к патриархату (т.е. доминирующему положению мужчины в обществе и семье) в эпоху энеолита объясняется тем, что:
1) обостряется необходимость в воине-защитнике в силу разрастания межплеменных конфликтов; 2) основные сельскохозяйственные работы и скотоводство переходят в руки мужчин; 3) все большую роль играют ремесло и обмен, становящиеся мужским делом; 4) на роль вождей племен и жрецов все более выдвигаются мужчины.
72. Полигамия (многоженство) в период перехода к патриархату была обусловлена:
1) особенностями религиозных воззрений людей того времени; 2) более частой гибелью мужчин, чем женщин, что не позволяло многим женщинам создавать парные семьи для продолжения рода; 3) переходу власти в роде и племени в руки мужчин; 4) переходу к мужчинам основных функций в земледелии и скотоводстве.
73. Распад родовой общины и замена ее соседской общиной в эпоху энеолита проявлялся в том, что:
1) общей собственностью оставалась только земля, остальное имущество переходило во владение отдельной семье;2) разрушалась традиция поклонения племенным и родовым божествам, на смену им приходили семейные божества и культы; 3) разрушалась традиция решать общие дела на собрании всего племени (рода); 4) отдельные семьи стремились к расселению за пределы старых родовых поселений.
74. Сословие и класс для периода перехода от каменного века к цивилизации это:
1) синонимы, различные термины, обозначающие социальное разделение людей; 2) сословие как термин, обозначающий и социальные, и профессиональные различия, является более узким понятием, чем класс; 3) понятие сословие является более широким, чем класс; 4) понятия сословие и класс никак не соотносятся.