Антия – Вторая Русская империя
Территория бывшего СССР, её южная часть, в начале нашей эры напоминала проходной двор, через который воинствующие племена без разрешения хозяев нескончаемым потоком шли с востока на запад и с запада на восток.
После нашествий готов и гуннов наступило временное затишье, и хозяева Восточной Европы стали возвращаться домой, кто из северных лесов, кто с запада, где шли нескончаемые войны по вытеснению славян.
Русское государство, которое началось складываться на юге Древней Руси, получило название у западных журналистов - писателей того времени с IV по VII века «Антия»
«Бесчисленные антские народы занимали пространство от Днестра до Дона. И восточную часть этих земель, территорию погибшей «Русколани», заселили русы вместе со славянским племенем северян (по легенде «Велесовой книги» Сева и Рус - братья). «Церковная история» Захария Ритора, написанная в 555г., называет народ «рос», живший на севере от Азовского моря, на территории днепровского Левобережья Дона и Донца. На Дону упоминает «роксоланов» и анонимный географ VII века, называет там город «Малороса». Авторы из Персии именовали Дон то «русской», то «славянской» рекой. Русы и северяне в данное время входили... в «бесчисленные антские народы», то есть в Антский союз племён», существовавший в IV-VII веках нашей эры. Сведения по истории антов можно почерпнуть в трудах писателей того времени: Прокопия, Иордана, Феофана, Псевдо - Маврикия и др. Они очерчивают границы Антии от Карпат до Северного Донца.
У народов Антии было высокоразвитое земледелие, скотоводство, гончарное производство, ювелирное дело, ткачество, велась внутренняя и внешняя торговля. Анты добывали и обрабатывали железо, у них было денежное обращение, была письменность. Для антского общества была характерна сельская община, которая сохранялась на Руси до 1917 года. До нас, в письменных источниках того времени, дошли имена политических деятелей Антии: князья Бож, Ардагаст, Пирогаст, Моск (привёл из Западной Европы своё племя и основал Москву), князь - дипломат Мезамир, вельможи: Идарий, Келагаст, полководцы: Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и др.[88]
Анты имели сильную военную организацию, вели войны с готами, аварами, с Византией за свою независимость. Тогдашние писатели ничего не знали о славянских племенах северного региона современной России. Готский историк Иордан даёт лишь сведения о трёх ветвях славян: венеды - западная часть славян, жившие от Чехии до Балтики, склавены - южная часть славян, обитавшие от Вислы до Днестра, анты - восточная часть славян, занимавшие земли между Днестром и Днепром. Но каждая из этих ветвей, как указывает Иордан, имеет множество племенных названий.
Многочисленные войны, междоусобицы, природные катаклизмы, кочевники, завоевания А. Македонского и кельтов - латинов Рима привели к разрушению славянского мира. Последний удар по славянскому миру нанесли завоевания арабов в пятом веке нашей эры.
В соответствии с географией расселения, к этому времени славян принято разделять на западных, южных и восточных.
Западные славяне образовали несколько групп: а) чехи, моравы, словаки, б) поляки, в) балтийские славяне - венеды или поморяне. Они обитали по нижнему течению Эльбы (Лабы), Одеру (до устья Вислы) и на южном балтийском Поморье. Многочисленные племена славян проживали на территориях современных Германии, Австрии, Швейцарии, Пруссии, где землями вплоть до ХII века управляли славянские князья.
Южные славяне делились на славен (словенцев), хорватов, сербов, дунайских болгар.
Восточные славяне делились на кривичей, вятичей, полян, древлян, северян, дреговичей, радимичей, уличей и др. Восточные славяне обитали в среднем Поднепровье. Здесь, в бассейнах Днепра, Западной Двины, Эльбы, Волги, Оки, Днестра, Южного Буга находилась родина праславян, которых греки называли антами и скифами. Византийские писатели шестого - седьмого веков: Прокопий, Иордан, Агафий, Менандр, Феофилакт, Псевдо - Маврикий, Феофан и другие, антами называли восточнославянский союз племён четвёртого - седьмого веков. Впервые название «ант» встречается в одной из керченских надписей третьего века нашей эры. В третьем - четвёртом веках у антов складывается государство, однако не получившее завершение. Анты имели сильную армию. В четвёртом веке анты вели упорную борьбу с Эрманарихом. В 385 году готский король Винитар стремился подчинить антов, но потерпел поражение. Позже он захватил в плен Божа, его сыновей, вельмож и казнил их. С начала шестого века анты начали колонизацию Балкан, вели войну с аварами. Имя анты в начале седьмого века перестало упоминаться в письменных источниках, и место их заняло более обширное объединение - Русь, ядро которого совпадает с землями антов. Что касается скифов, то скифы - это общее название основного населения Северного Причерноморья, состоящее из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи языков. Скифы были родственниками савроматам, массагетам и сакам. Исследователи предполагают, что они пришли с Поволжья, другие исследователи утверждают, что скифы пришли из Средней Азии, из Сибири и смешались с населением Северного Причерноморья. Основная территория расселения их - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степные районы Крыма и Северного Причерноморья.
В пятом - седьмом веках нашей эры анты в борьбе с Восточной Римской империей заставили Византию считаться с собой, признать их территориальный суверенитет. Греческий историк Псевдо - Маврикий характеризует антов как воинственный, храбрый, свободолюбивый народ: «Вооружённые небольшими копьями, луками, стрелами, анты были опасными врагами. В густых лесах, в ущельях они поджидали своих противников и внезапно с криком нападали на них из засады. Днём и ночью, используя знание местности, прибегали к различным хитростям. Анты нападали на врагов, изобретая различные всевозможные способы боя. Анты умело переправлялись через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Застигнутые врасплох, анты укрывались в камышах и, опустившись у берега на дно реки или озера, дышали через трубки - камышины, часами выдерживая пребывание в воде и укрываясь от глаз врагов. Когда противник внезапно нападал на них, они устраивали укрепления из телег, как это делали позже русские во время походов вглубь степи на половцев и печенегов. Круг, составленный из сдвинутых телег, был неприступен для неприятеля. А меткие стрелы и метательные копья антов держали врага на почтительном расстоянии»... Другой греческий историк Прокопий Кесарийский утверждал, что анты «научились вести войну лучше, чем римляне» и потому, «они стали богаты, имеют золото, серебро, табуны коней и много оружия».
Военные походы антов способствовали укреплению в государстве военной демократии, которая означала, что вооружённый народ управляет народным собранием, советом старейшин, вождями и высшим военачальником. К. Маркс называл социальный строй антов - военную демократию - «славным варварством». Тот же Прокопий Кесарийский отмечал ещё одну особенность антов - славян - нравственную крепость и добрый нрав. Несмотря на грубый, без удобств образ жизни, они «по существу неплохие люди и совсем незлобные». «Их высокие внутренние качества: мужество, верность, гостеприимство, свободомыслие, - заставляли даже врагов отмечать антов по достоинству. Наиболее полное и достоверное описание антов - славян оставил в трактате «Стратегикон» Псевдо - Маврикий: «Эти племена - славяне - анты управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только Бог - творец молнии является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие славянские обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им грозит вот - вот смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести Богу жертву или выполняют то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой жертвы. Они почитают реки и нимф (русалок) и всякие другие божества, принося жертвы всем им, и при помощи этих жертв производят гадания. Вступив в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках. Панцири же они никогда не надевают, иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос и кожи у них очень белый или золотистый. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дожди, наготу, недостаток в пище. К приближающимся к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе с одного места на другое, охраняют его и, в случае надобности, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел бы какой-либо ущерб, принимавший его раньше начинает войну против виновного, считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени. Но, ограничивая срок плена определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся на положении свободных или друзей...
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».
Все эти приведённые описания принадлежат византийским авторам, которые, считая племена антов - славян своими врагами, не смогли скрыть восхищения ими, их высокими нравственными качествами.
Анты являлись лишь одной славянской ветвью. Другая многочисленная ветвь состояла из поморских славян - венедов, которые были хозяевами Балтийского моря, как и дани (датчане), и «свеи» (шведы). Поморяне слыли отличными мореходами и плавали к берегам Англии, где основали славянские поселения, которые существовали до двенадцатого века. Именно поморских славян называют наши летописи «варягами - Русью», повествуя о призвании варягов в Новгородские земли.
Что касается истории славянских племён, они долгое время под натиском врагов находились в движении вместе с жёнами, детьми, со всем имуществом.
В мировой литературе сложился миф о «загадочности «славянской - русской души. На деле ничего загадочного в этой душе нет. Она самобытна и хранит то, что в ней на протяжении тысячелетий закладывалось историей, образом жизни народа, русской природой. Причём каждая этническая общность отличается своеобразием. Особенно это отчётливо проявляется в языке, ритмах народной музыки, танцевальной пластики. Так в музыке танцев народов Средней Азии отразились сухой, палящий зной пустыни и полупустыней, от которого трескаются почва и камни, журчание воды в арыках и сухой шелест листьев.
В грузинских мелодиях слышится многоголосое горное эхо, шум водопадов, блеяние овечьих отар, топот конских копыт по каменистой дороге и звон скрещивающихся саблей.
У коренных жителей Крайнего Севера мотивы и звуковая ткань отображает однообразие снежных равнин, вой пурги, мерцание звёзд и огней костров, мерный бег собак по снежному насту.
Русские мелодии и ритмы чрезвычайно многообразны: то плавные и раздольные, как река и степи, то гулкие и буйные, как проносящиеся тройки, то долгие и печальные, как осенние и зимние ночи. Отсюда и богатство музыкальной палитры русских композиторов.
В музыке, как и в народном эпосе, каждый народ выражает свой характер, свою культуру. Стоит лишь наугад воспроизвести ту или иную мелодию, танец, то можно без труда узнать индийца или венгра, итальянца...
Что же легло в основу «загадочности» русской души? Русская душа формировалась в течение тысячелетий, в ходе смешения великого множества племён и «языков», именуемых восточными славянами или Русью, слагалась из неповторимых психологических особенностей каждого племени.
Так, поляне - киевляне отличались добродушием, гостеприимством, а также мужеством и отвагой в борьбе с врагами Отечества, не терпели диктата и изгоняли неугодных народу князей или посягавших на власть иноземных пришельцев.
У древлян был несколько иной характер - более замкнутый и суровый, так как они, как и дреговичи, жили в лесах и на болотах, но слыли прямыми и простодушными. Так, расправившись с жадным киевским князем Игорем, предложили Ольге в мужья своего «хорошего и справедливого князя Мала»...
Своеобразным характером обладали кривичи - племена, обитавшие в среднем течении Днепра, вокруг их столицы Смоленска. То были тороватые (щедрые), расхожие люди, умевшие и торговать, и ладьи смолить, и хлеб выращивать, и скот пасти, поклоняться главному скотьему богу Волосу - Велесу. Отсюда их и стали звать «рожками» - мастерами игры на пастушьих рожках.
Радимичи и северяне имели свой норов. Рослые, воинственные, никому не хотели подчиняться, поэтому позже других славянских племён вошли в состав Киевской Руси, укрываясь в своих непроходимых Брыньских лесах.
Самым большим племенным союзом Русского Севера являлись вятичи, обитавшие на обширном пространстве приокских долин и под стать простору и раздолью обладали широтой натуры. Именно здесь, на приокской роси, вокруг Москвы, сложилась впоследствии средневековая Россия.
Многие психологические черты представителей древних славянских племён и сейчас прослеживаются в облике и в характере коренных жителей различных областей и республик.
Не здесь ли корни великого многоцветья нашего народного искусства, родники которого не иссякают.
Но вернёмся к антам. Именно, с них начинается политическая история восточных славян четвёртого - пятого веков нашего времени. Именно, в это время они вышли из Среднего Поднепровья на морские просторы и стали вытеснять Византию из её Черноморских владений в Крыму и на Дунае. Есть сведения, что славяне в седьмом веке на лодках - однодневках бороздили воды Чёрного, Мраморного, Средиземного, Адриатического морей. Об этом повествуется в «Житиях Дмитрия Солунского». Тогда же западные славяне заселяли все побережья Балтийского моря от Цареграда на Дунае до границ Дании и Гданьского залива. О походах восточных славян в южные моря рассказывают грузинские церковные летописи, которые упоминают о том, что в 620 году скифами, кои суть русские, был осаждён Константинополь.
Греческие хроники также сообщают о существовании «русского каганата» в Среднем Поднепровье, о посольстве каганата народа росс к императору Византии Феофану... Уже тогда, в седьмом веке, русские ездили «слами» (послами) и «гостями» (купцами) в Константинополь, торговали, жили в нём, как и на всём побережье Русского (Чёрного) моря, и настойчиво добивались от империи признания за Русью прав морской державы. И когда Византия стала утеснять их права, в июне 860 года был предпринят киевским князем Аскольдом знаменитый поход на Константинополь. 360 русских кораблей неожиданно напали на Царьград. Вот как об этом рассказывает патриарх Фотий: «Народ рос, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ, где-то далеко живущий и варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданно незамеченным так быстро и грозно нахлынул на наши пределы, как морская волна...»
Осада византийской столицы завершилась установлением «Мира и любви», а также согласием империи признать права Руси при условии обращения её в христианство. Договор о согласии принять христианство от Византии и епископа - пастыря из Константинополя был заключён семь лет спустя. Вот когда произошло первое крещение Руси, а не при Владимире. Самого князя Аскольда и его приближённых можно с полным основанием считать первыми принявшими христианство от Византии и первым учредителем епископата на Руси в Киеве, который был разрушен захватом Киева дружиной Олега, убившего киевских князей Аскольда и Дира.
До нашего времени дошла легенда о том, как был тогда принят в Киеве первый епископ, присланный из Царьграда. Он был приглашён на народное вече, где открыл Евангелие и произнёс речь о жизни Иисуса Христа, о сотворённых им чудесах ... Выслушав его речь, русы устроили ему экзамен: «Сотвори нечто подобное, что случилось с тремя отроками в огненной пещи и тогда поверим». А история трёх отроков: Анания, Мисаила, Азария заключалась в том, что вавилонский царь Навуходоносор приказал бросить их в «огненную пещь за отказ поклониться золотому истукану, как богу», а отроки, восхваляя своего Бога, не сгорели и были спасены ангелом.
Епископ не растерялся и бросил в огонь Евангелие. И оно не сгорело. Книги из пергамента плохо горят. ...Многие присутствующие, уверовав, крестились. Затем эта легенда, переработанная, была соотнесена летописцем Нестором к эпохе Владимира Святославича. Факт введения на Руси христианства в форме православия в третьей четверти девятого века подтвержлается Уставом Льва Философа (860-911). В списке Устава русская епархия помещена 61-й по счёту. При этом даётся примечание, что крещение на Руси было предпринято Фотием...
Учредителем русского православия является апостол Андрей Первозванный - родной брат первейшего апостола Петра, основателя Римской церкви. Андрей Первозванный после воскресения Христа проповедовал в середине первого века в Малой Азии, в Крыму. На обратном пути в Босфоре он основал Византийскую церковь, названную позже Константином Вселенской церковью. Здесь же он, согласно легенде, был распят на «косом» кресте в Патре (Ахайя). Отсюда и ведёт начало церковная традиция ортодоксального православного «косого» креста, особо чтимого староверами. Католический четырёхконечный крест связан с апостолом Петром, который, по его просьбе, был распят вниз головой, чтобы не уподобиться казни Иисуса Христа. Поэтому «петровский крест» и не нуждается в нижней перекладине.
Глава 26
Времена Кия