Правление XIX и XX династий
Доисторический период
Каменные топоры нижнего и среднего палеолита, типичные как для Африки, так и для Евразии.
Каменный век
Палеолит в Египте. 700/500 000—7/6000 до наст. вр.
|
Неолит и энеолит.
Культуры неолита 8800—4700 и энеолита 4600—2700 в Египте. Даны ориентировочные временные границы в годах до нашей эры. | ||||||||||
Разделы эпох | Верхний Египет | Нижний Египет | Файюм | Западная пустыня | ||||||
Ранний неолит | 8800—6800 | Элькабская (7000—6700) | Файюм B (7000—6500) | Ливийско -капсийская (8000—3000) | ||||||
Средний неолит | 6500—5100 | Тассийская (6000—4900) | Тарифи (?) | Файюм A (5400—4400) | Раяяна (?) | |||||
Поздний неолит | 5100—4700 | Бадари (4900—3900) | Меримде (5000—4100) | |||||||
Энеолит | 4700—2700 | Эль-Омари (4600—4300) | Moerian (4400—3800) | |||||||
Накада I~Амратская (3900—3600) | Маади-Буто (4000—3400) | |||||||||
Накада II~Герзейская (3600—3300) | ||||||||||
Накада III~ | Семайнийская (3300—3000) | |||||||||
Раннее царство (3000—2700) | ||||||||||
1 Додинастический период — 5200-3000, Начало династического периода. | ||||||||||
Додинастический период 5200—3000 и культура Накада 3900—2700.
Период зарождения государства на берегу Нила называется Додинатическим.
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) —Протоегипетское Изготавливалась лепниной различная керамика — с росписью краской и рельефными орнаментами. В этот период у некоторых племён появилисьземледельческие общины, в которых выращивались ячмень, пшеница, гречиха, лён, использовались примитивные зернохранилища — зерновые ямы, обмазанные глиной, а для переработки зерна — ступки и зернотёрки. У населения земледельческих общин начали возникать центры складирования, перераспределения продуктовсельского хозяйства и места укрытия от внешней опасности — прототипы будущих городов. скотоводство — протоегиптяне разводили крупный рогатый скот, ослов, овец, коз и свиней. Прядением изготавливались ткани — найдены пряслица от веретён. Жильём служили тростниковые ветровые заслоны, землянки с очагами или сооружённые из прутьев и циновок, обмазанных глиной, хижины, также существовали постройки из сырцового кирпича. В период энеолита, мотыжное земледелие и скотоводство становятся важными отраслями в хозяйствовании, но охота, рыболовство и собирательство, продолжали сохранять для жителей долины Нила большое значение. В социальном плане этот период характеризуется разложением первобытнообщинных отношений и зарождением классового расслоения в обществе. Важным технологическим прорывом было осваивание выплавки меди (использовалась синайская медная руда) Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Появляются институты рабства.
Додинастический период принято делить на два больших подпериода —
1. Амратский (Накада I, Первый додинастический; 1 пол. IV тыс.)
2. Герзейский (Накада ΙΙ, Второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой Нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (что и сделал Нармер).
- «Нулевая династия» и объединение Египта. Правление Накада 3.( последние 2 столетия 4 тысячалетия)
Даны ориентировочные временные границы в годах до нашей эры. | |||
Разделы периода | Культуры периода | ||
Ранний | 5200—3750 | Бадари | 5200—3900 |
Амратская ранняя | 3900—3750 | ||
Средний | 3750—3400 | Амратская поздняя | 3750—3600 |
Герзейская ранняя | 3600—3500 | ||
Герзейская средняя | 3500—3400 | ||
Поздний | 3400—3000 | Герзейская поздняя | 3400—3300 |
Семайнийская | 3300—3200 | ||
3300—3000 | |||
Династический период делится на несколько этапов:
РАННЕЕ ЦАРСТВО.Раннее царство, или Архаическая эпоха — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Хозяйствование периода Раннего царства продолжало развиваться, усложнялись ирригационные системы, совершенствовались каменные и медные орудия, получил распространение гончарный круг, расширялась меновая торговля, в государственном аппарате увеличивалась обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов. Из злаковых выращив ячмень пшеница
Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.
Гражданские сооружения эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены
Основные даты:
§ Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис
§ Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).
Старое/Древнее царство
Древнее Царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Основные события
Быстрое развитие культуры, основанной на вере в потустороннюю жизнь, и искусств Создаются знаменитые древнеегипетские пирамиды Создание придворными учеными первого солнечного календаря и многие храмы. 2613 — 2467 Сильное централизованное государство, позволившее построить великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хафры иМикерина) — первые из семи чудес света. Культ Ра, объявленного отцом фараонов, становится государственной. «Ромбовидной» и «Розовой» пирамид в Дашхуре.религией.ок. 2558 — 2532 до н. э. Правление в Египте фараона Хафры (Хефрена). Построена вторая по величине пирамида Гизы. Создан Великий Сфинкс. ок. 2375 — 2345 до н. э – тексты пирамид. 2300 г до нэ Создание египетской иератической (жреческой) письменности — упрощенной версии иероглифической. 2152- 2150 г до нэ Правление царицы Нитокрис (Нейтикерт) — конец Древнего царства.
Период Древнего Царства сменяет Среднее царство, этот рубеж датируется между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.
Первый переходный период в истории Древнего Египта (середина XXIII — середина XXI века или 2250—2050 гг. до н. э., VII—X династии).
ДАТЫ:Ок. 2150—2040 до н. э. Распад Древнего царства Египта на 42 отдельных округа-нома, во главе которых стояли номархи. I Переходный период (VII-X династии) — время смут и анархии (восстания, нападения ливийцев, крах гражданского правопорядка, разграбления гробниц) (Манефон: «семьдесят царей правили семьдесят дней»).
Литературное отражение кризиса цивилизации: «Поучение для царя Мерикара», «Жалобы красноречивого крестьянина», «Разговор утомленного от жизни с душой».
Ок. 2134—2040 до н. э. Частичное восстановление порядка в Египте во время правления царей из Гераклеополя (IX династия). Первому царю IX династии Ахтою (Хети) I удается объединить Египет, однако вскоре начинается падение египетской культуры. Борьба между Фивами и Гераклеополем, поддержанным правителями Гермополя и Сиута, за новое объединение страны и гегемонию в ней, обострившаяся после разграбления гераклеопольскими фараонами священного города Верхнего Египта Абидоса.
В этот период Египет распался на ряд враждовавших между собой мелких государственных образований. Единая ирригационная система приходила в упадок, что в свою очередь негативно отражалось на сельском хозяйстве.
Среднее царство
Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII—XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства.
ДАТЫ:
2040 до н. э. Фиванский номарх Ментухотеп I (IV) и объединяет Древний Египет в Среднее царство.
§ Ок. 2040—1783 до н. э. Среднее царство (XI-XII династии) — первая египетская «мировая держава». Окончено сооружение ирригационной системы. Появление первых школ в Египте. Популярность культов Амона и триады бога природы и владыки мертвых Осириса, его сестры Исиды и сына Гора, родоначальника фараонов (в среде простых египтян).
§ Ок. 1991—1783 до н. э. «Золотой век» Среднего царства при Сенусерте III (ок. 1878—1841 до н. э.) и Аменемхете III (1844—1797 до н. э.). Завершение централизации в Египте. Столицы в Ит-Тауи. Создаются Лабиринт в Эль-Лахуне (близ Файюма, или Меридова озера), храмы Амона в Карнаке и укрепительные сооружения в Восточной Дельте и Нубии. Подъем науки. Решения математических задач. Первые египетские школы.
§ Ок. 1950 до н. э. В Древнем Египте широко используется папирус.
§
§ Ок. 1926 до н. э. Нубия подчинена фараоном Египта Сенусертом I вплоть до второго порога Нила. Возведение крепости Бухен на границе Египта с Нубией.
§ Ок. 1920 до н. э. Создание знаменитого египетского литературного произведения о странствиях чиновника — «Песни (романа) о Синухете (Синухэ)».
§ Ок. 1878—1841 до н. э. Правление Сенусерта III — пик развития Древнего Египта в Среднее царство.
время египетской цивилизации, сопровождавшееся распространением египетской культуры и возведением монументальных построек.
Второй переходный период в истории Древнего Египта (1715 — ок. 1554 до н. э., XIV—XVI династии). |
§ Около 1700 г. до н. э. в Нижний Египет вторглись азиатские племена гиксосов .
Новое царствоНовое царство — известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов — XVIII, XIX и XX.
Хронологические рамки -1552—1069 до н. э. по «краткой» хронологической схеме или 1582—1070 до н. э. по «средней».
Правящие династии. XVIII (Фивы), XIX (Фивы), XX (Фивы) династии.
Основные события:
Восстановление независимости Египта.( в 1552 до н. э. фараон Яхмос I победил гиксосов)
Создание египетской мировой державы. Правление Хатшепсут и Тутмоса III ( завоевания, расширения границ. И т.д)
Религиозная реформа Эхнатона ( аменхотеп 4 взял себе имя Эхнатон. Поклонение диску Атону. Реформы потрясли Египет. Потеря азиатских территорий, которые потом заняли хетты. После Эхнатон объявленин еретиком).
Правление XIX и XX династий
Хоремхеб- вернул былую мощь Египту,
Рамсес 2 - подписал мирный договор с хеттами( текст сохранился до наших дней)
После Рамсеса 3 всеправители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако не обладали удачливостью своих предшественников. Авторитет некогда могучего государства упал, а бюрократический аппарат стал распадаться. После смерти Рамсеса XI (1069 до н. э.) XX династия прекратилась
Третий переходный период в истории Древнего Египта (1075—945 до н. э., XXI династия).
распад единого царского хозяйства, фундамента государственной централизации.
Царские поместья в номах в руках местной знати и жречества
Условные держания чиновников становятся их собственностью. Египет - арена соперничества региональных группировок аристократии. возрастает могущество храмов.
Египет перестает быть великой державой Восточного Средиземноморья и утрачивает контроль даже над Нубией. массовое проникновение ливийцев в Нижний Египет: они селятся там целыми племенами, образуют костяк египетской армии, их вожди все чаще занимают посты номархов и вступают в родственные отношения с местной светской и духовной знатью. Асирийские вторжения.
Поздний период
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей (528г. Царь Камбис) и затемАлександром Македонским.
525—332 до н. э. | Персидское правление |
360—343 до н. э. Нектанеб II — последний независимый египетский фараон.
332 до н.э. Александр Македонский завоевывает Египет.
Эллинистический период
Эллинисти́ческий Еги́пет, иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египтапосле его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э. Столица- Александрия (Египетская) Первый правитель- диадох Птолемей I,
Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека
§ Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства).
§ Архимед, проживший некоторое время в Александрии, механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами.
§ Аристарх Самофракийский, глава александрийской грамматической школы, предложившйи принцип аналогии в образовании форм слова.
§ Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики.
§ Эратосфен, изложивший основы географии.
Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира,
Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор.
§ Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира.
Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.
Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом. В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке.
Построен Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос
образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие чертыгреческого и египетского пантеонов.
Римский период
Территориальные изменения. Египет — провинция Римской империи,. Египет попал под власть Рима в 30 до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония.
Культура и искусство
Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера хорошо обращались с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Виды письма в Древнем Египте | |
Иероглифика. | Иератика. |
Демотика. | Коптское письмо. |
Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился Ж. Ф. Шампольон в 1822 г., с помощью двуязычных греко-египетских надписей. на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка, позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоеванияпоследние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, использовавшие коптский язык, являвшийся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставший, со временем, языком религиозных церемоний (развивался со II в., считается «мёртвым» с XIX в.).
Египетский язык является одним из древнейших языков мира имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетия до н. э.
Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов),иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков.
чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз.
Изобразительное искусство
Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.
На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый).
художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира.
Архитектура
Архитектура Древнего Египта известна нам по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны.
Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы орнаментов - скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия.
Пирамиды в Гизе
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» —пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.
Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид(на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера —Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой считается Имхотеп. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на платоГиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Религия и мифология
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая
Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона.
В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.
Повседневная жизнь
Большинство древних египтян были земледельцами, Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель.
Игра в сенет
Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание, и обривали их наголо. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход.
Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам.
Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках.
Армия - постоянное войско в форме военных поселений начинает формироваться в эпоху Древнего Царства. За свою службу воины получали земельные наделы. Основным оружием был простой лук и стрелы, экипировка также могла состоять из булавы, медного боевого топора, копья с каменным наконечником, кинжала из камня или меди, деревянного щита, обтянутого кожей и кожаного шлема[44]. Единственным родом сухопутных войск была пехота
Во времена Среднего Царства вооружение воина было несколько улучшено: новые луки были более совершенными, дальность полета стрелы увеличивалась до 150—180 м, повышалась точность стрельбы.
Кроме шлема в качестве защиты применялся кожаный панцирь с бронзовыми пластинами. Колесничное войско в Новом Царстве составляло главную ударную силу
До нас в значительном количестве дошли надгробные плиты колесничих, корабельных воинов и пехотинцев. Эти плиты и документы Нового царства, говорят о благосклонном отношении фараонов к воинам. Они получали в дар рабов и земли, золотые и серебряные знаки отличия — ожерелья, запястья, знаки в виде «львов» и «мух», и богатый провиант, о чём свидетельствуют слова Рамсеса II: «Вы были сиротами — я сделал вас сановниками моим питанием».
Археология
в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Важнейшие археологические находки и их публикации:
§ 1893 г. — швейцарский египтолог А. Э. Навиль опубликовал текст Палермского камня (ок. XXV в. до н. э., Палермо, музей «Antonio Salinas»), важнейшей находки, своеобразного каменного списка-летописи, с перечислением некоторых правителей додинастического периода, а также фараонов Старого царства с I по V династии. Несколько позднее текст был дополнен из других, небольших по размеру, обломков этого камня (Каирский музей).
§ 1896 г. — французский исследователь Э. К. Амелино обнаружил гробницы, которые, как он предполагал принадлежали «богам» и «полубогам», которые по древнеегипетским представлениям, якобы предшествовали на фараоновском престоле двум первым царским домам. В 1897 г. немецкий ученый К. Зете верно отождествил захоронения с I и II династиями(ок. XXXI—XXVII вв. до н. э.). Место — некрополь к югу от Абджу (Абидос, ок. селения Эль-Араба-эль-Мадфуна). Несколько позднее здесь работал английский археолог В. М. Флиндерс Питри, также обнаруживший несколько гробниц первых династий.
§ 1897 г. — Ж. Де Морган обнаружил большую гробницу и в ней артефакт с именем первого полумифического объединителя Египта — Мени (Менеса). Место — селение Накада. Несколько позднее здесь работал английский археолог В. М. Флиндерс Питри, также обнаруживший несколько артефактов первых династий.
§ 1900—1901 гг. — английский исследователь Дж. Э. Куибелл обнаружил артефакты первых династий (памятники, посвященные в местный храм). Место — Нехен (Иераконполь, селение Ком эль-Ахмар).
Важнейшие памятники:
1. Розеттский камень. Для реконструкции истории древнего Египта он малоинформативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря ему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет египетских иероглифов.
2. Анналы Тутмоса III — описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
3. Амарнский архив — архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце XIX века близ местечка Эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего — позднего 18 царского дома.
4. «Тексты пирамид» — древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты пирамид — это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5-6 царских домов.
5. «Тексты саркофагов» — это надписи на древнеегипетских гробах (а не саркофагах — просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин — «Тексты ковчегов»). Эти надписи, вероятно, произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
6. «Книга мёртвых» — генетическое[47] продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
7. Так называемые «Палетка Нармера» и «Булава Нармера» — каменная палетка из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Нармер (которого некоторые учёные отождествляют с Менесом), возможно, объединил Египет, и первым надел корону объединённого Египта, а эта палетка, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения египетской земли.
8. Папирус Весткар — ныне — папирус Берлинского египетского музея № 3033, назван по имени первого владельца Генри Весткара. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман. Рукопись относится к эпохе гиксосского владычества, и содержит литературное произведение Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дахшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.