VI. Путешествие продолжается
Работа над прочитанным текстом
— Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».)
— Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа и т. п.)
— В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, связывается с именем монаха Нестора.)
— Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)
— Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет» ? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)
Чтение и обсуждение отрывка из летописи
— А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне пришли и сели по Днепру».
(Читают ученики, которые получили эти карточки.)
Беседа после чтения
— Где селились славяне?
— Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру?
— Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?
— Как называлась грамота? (Славянская.)
4. Кроссворд
— Разгадайте кроссворд.
По вертикали:
Г. Фамилия первопечатника. (Федоров.)
2. Самое великое чудо на свете. (Книга.)
3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.)
4. Первый летописный свод назывался «Повесть временных...». (Лет.)
По горизонтали:
5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.)
6. В «Повести временных лет» рассказано о... Руси и русского народа. (Происхождении.)
VII. Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров
Беседа
- Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.)
- Итак, откройте глаза. Мы на месте... Откройте с. 8—9 учебника. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова за станком.)
Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.
- Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски — ручной инструмент для пользования типографской краской.)
Рассказ об Иване Федорове
(Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.)
Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.
VIII. Возвращение домой
Обсуждение итогов урока
— Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете — книга.)
— С помощью пословиц докажите, что это так. (Дети читают пословицы и поговорки на карточках.)
• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• Испокон века книга растит человека.
• Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.
• Хорошая книга ярче звездочки светит.
• Книга поможет в труде, выручит в беде.
— Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.