Исследования некрополя во второй половине XX века
Четвертый период исследования некрополя Ольвии охватывает время с 1946 года и по настоящее время. Условно его можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает 1946–1961 гг., а второй — с 1962 г. и по настоящее время.
В 1946 году руководил раскопками некрополя Ольвии В. Ф. Гайдукевич. Исследовалось два небольших участков на западном склоне Заячьей балки. С 1947 по 1948 гг. некрополь не исследовался. В 1948 г. на территории городищабыл открыт участок некрополя архаического времени, Т. Н. Книпович раскопала погребение конца VI в. до н. э.
В последующие годы из-за отсутствия финансирования наступил перерыв в исследованиях некрополя Ольвии. Раскопки некрополя возобновились в 1956 году. Было раскопано семь ямных и одна подбойная могила, земляной склеп, датируемые IV в. до н. э.—II в. н. э [ПРИЛОЖЕНИЕ 3].
Раскопки этих лет, несмотря на незначительные масштабы, позволили уточнить локализацию участков некрополя архаического, классического и эллинистического времени. В пятидесятые годы в кругу ученых появляется тенденция к осмыслению раскапываемых памятников и переосмыслению обнаруженных ранее. Выходит ряд работ, синтезирующих имеющиеся источники с целью осмысления этнического состава населения Ольвии.
Юлии Ивановны Козуб, которая исследует ольвийский некрополь с 1962 года по настоящее время. Главная задача ее исследований заключалась в выявлении участка некрополя первых веков нашей эры. Ранее существовало мнение, что в римское время не существовало специальных участков для погребений. Поэтому погребения римского времени в беспорядке разбросаны по всей территории некрополя. И действительно в ходе работ был обнаружен участок с расположенными компактными группами погребениями римского времени. При раскопках участка на некрополе впервые был применен метод послойно-квадратных раскопок. Проведение работ по этой методике, позволило выявить на участке бытовые комплексы предместья Ольвии конца VI–V вв. до н. э. и ритуальные сооружения. Всего на этом участке с 1964 по 1979 гг. было открыто более ста погребений II в.до н. э.— середины III в. н. э.
В 1982–1988 годах Ю. И. Козуб была поставлена задача исследовать южные части предместья Ольвии, выявить древнейшие жилые и хозяйственные комплексы, а также продолжение изучения границ некрополя римского времени. В 1989–1992 гг. раскопками на ольвийском некрополе руководил С. Д. Крыжицкий. Раскопки С. А. Липавского в 1989 г. уточнили границу участка классического времени, открытого Б. В. Фармаковским в юго-западной части ольвийского некрополя. Работы в 1990 году проводились в западной части некрополя. Они позволили уточнить локализацию участков некрополя классического и эллинистического времени. Новые данные, уточняющие датировку и границы некрополя V–IV вв. до н. э., были получены и в 1991–1995 годах.
В 60-е — 80-е годы публикуется ряд статей, посвящённых импортной и местной керамике, амфорам, изделиям местного гончарного производства, стеклянным и костяным изделиям, нумизматическому материалу, оружию, фибулам, бусам. Г. Д. Белов и В. М. Зубарь, исследовавшие некрополь Херсонеса, в своих работах обратили внимание на сходство некоторых погребальных сооружений некрополей Херсонеса и Ольвии.
Публикуются статьи, в которых анализируются отдельные черты ольвийского погребального обряда. Это статьи Ю. И. Козуб, К. И. Зайцевой, В. М. Скудновой, Э. И. Соломник и др. История исследования, типы погребальных сооружений и наиболее интересные находки некрополя Ольвии освещаются в путеводителях Л. М. Славина, В. В. Лапина, А. Б. Буракова, Б. В. Борисова, С. Д. Крыжицкого и Н. А. Лейпунской.
Зарубежными коллегами из Польше в конце 50-х — начале 60-х годов были опубликованы статьи по проблемам истории исследования Ольвии и ее некрополя.
В дальнейшем возникает потребность в обобщающих работах по некрополю Ольвии. В монографии Ю. И. Козуб «Некрополь Ольвії V–IV століття до н. е.» был сформирован вывод, что именно в классическое время на ольвийском некрополе сформировались все основные типы погребений. Она поставила на качественно новый методический уровень изучение проблем некрополя Ольвии. Монография Ю. И. Козуб стала первой обобщающей работой такого плана. Аналогичные вопросы, связанные с некрополем Ольвии эллинистического времени, рассматривала М. Б. Парович-Пешикан в монографии «Некрополь Ольвии эллинистического времени» (1974). В этой работе был сформирован вывод, что в состав населения Ольвии входили и варвары, которые повлияли на погребальный обряд ольвиополитов. В 1988 г. вышла книга В. М. Скудновой «Архаический некрополь Ольвии». Это выполненный на высоком научном уровне каталог ольвийского некрополя второй половины VI — первой четверти V вв. до н. э. Каталог включал коллекцию Б. В. Фармаковского из раскопок 1902–1915 гг., хранящуюся в Эрмитаже с 1909 г. Эта работа является полной публикацией материалов коллекции Эрмитажа, относящихся к архаического и раннеклассическому времени Ольвии. В книге кратко рассматривается история исследования некрополя, типы и устройство могил, погребальный инвентарь. Анализу отдельных типов погребальных сооружений ольвийского некрополя были посвящены статьи А. В. Буракова (1979, 1980), С. А. Липавского (1989), В. И. Назарчука (1988), В. А. Папановой (1985, 1993, 2001).
Главный итог четвертого периода исследования ольвийского некрополя — выявление участка первых веков нашей эры и локализация его границ, уточнение топографии участков классического и эллинистического времени. Вследствие применения при раскопках квадратно-послойного метода и метода раскопок широкими площадями, было открыто предместье Ольвии, существовавшее в конце VI — начале IV вв. до н. э. на территории, занятой под некрополь в первые века нашей эры [7, c.30 – 43; 9, c.81 – 95; 12, c.56 – 63; 15, c.201].