Конспект
Задание: подобрать из любого источника (учебного пособия, монографии, статьи) материал по вопросу темы семинарского занятия и законспектировать его.
Цель: выполняя это задание, вы получите опыт анализа основных научных и теоретических положений, сформируете навыки и умения тезисного изложения материала. Конспектируя материал, вы сможете накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата)
Требования к выполнению: в конспекте должны быть отражены основные положения источника, его объем не должен превышать одну треть исходного текста, на полях необходимо выписать понятия и термины изучаемой темы, а также вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения. Для лучшего усвоения материала желательно использовать разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть основную мысль и наиболее важные фрагменты текста. Прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.
Герменевтический анализ текста
Задание: сделать герменевтический анализ источника.
Цель: выполняя это задание, вы подробно ознакомитесь с произведением, знание которого поможет освоению программного материала, научитесь давать собственную оценку источнику.
Методические указания: анализ должен быть сделан по следующему плану:
План характеристики источника:
1. Определить тип источника (судебник, частный документ, произведение древнего автора и т.д.).
2. Дать биографическую справку об авторе (если он есть), выяснить его политические взгляды, цель написания труда, использованные им источники информации.
3. Привести краткие сведения об обстоятельствах, времени и месте создания (нахождения). Дать внешнее описание источника, включая анализ структуры текста.
4. Указать, в чем состоит ценность документа для рассматриваемой темы, какие стороны исторического процесса отражает данный источник.
5. Показать, как та или иная проблема отражена в данном источнике, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос.
Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы
Таблица
Задание: составить сравнительную (сводную, хронологическую) таблицу.
Цель: выполняя это задание, вы получите опыт теоретического анализа, сравнения и оценки, а также запоминания основных событий исторического процесса.
Методические указания: составляя сравнительную таблицу, выделите общие и отличительные признаки предмета рассмотрения. Хронологическая таблица должна содержать не любые даты, а наиболее отражающие значительные события того или иного периода всемирной истории. Выбор дат будет в первую очередь свидетельствовать о том, насколько глубоко изучен и продуман материал темы. Прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.
Примерный вид хронологической таблицы
№ п/п | Дата | Событие | Ссылка на источник |
Рецензия
Задание: составить рецензию на монографию.
Цель: выполняя это задание, вы познакомитесь с произведениями, знание которых поможет освоению программного материала, научитесь давать собственную оценку существующим точкам зрения в исторической литературе.
Методические указания: составление рецензии должно быть выполнено по следующему плану:
План составления рецензии:
1. Библиографическое описание издания (выходные данные: ФИО автора, название работы, место, год издания, количество страниц).
2. Структура аннотируемого произведения (количество и названия частей, разделов, глав).
3. Сведения об авторе (специалистом в какой области является, какие другие работы автора известны)
4. Основные задачи исследования.
5. Важнейшие источники, проанализированные в работе.
6. Использованная литература. С кем и по каким вопросам полемизирует автор?
7. Основные идеи автора и его выводы.
8. Оценка работы: а) для решения каких проблем могут быть использованы ее выводы? б) что нового дает работа по сравнению с материалом учебников и лекций? в) может ли ее материал быть использован в школьном преподавании? г) какие вопросы остались неясными?
9. Словарь научных терминов, встретившихся в рецензируемой работе.
10. Рецензия должна быть не менее 5 печатных страниц.
Реферат
Задание: подготовить реферат по теме дисциплины.
Цель: выполняя это задание, вы получите опыт критического осмысления и обобщения теоретических положений, сжатого изложения конкретной темы, научитесь четко формулировать результаты научных исследований, давать им собственную оценку, использовать приобретенные навыки и умения для написания более сложных работ (курсовой, дипломной).
Методические указания к написанию реферата: принаписании реферата должно быть использовано не менее 3-х источников и 5-7 монографий (в т. ч. и в электронном виде), текст реферата должен отражать авторскую позицию по рассматриваемой проблеме, но представлять различные точки зрения ученых на исследуемую проблему.
Требования к оформлению реферата: реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, 2-3 главы, заключение, список источников и литературы. Реферат должен быть выполнен на стандартных листах белой бумаги размером А 4 (210х297) в объеме до 20 страниц, шрифт: Times New Roman, размер шрифта – 14, расстояние между строк – 1,5 интервала, выравнивание текста по ширине, автоматический перенос слов; библиографический список – в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
Презентация
Задание: сделать презентацию по теме
Цель: выполняя это задание, вы получите дополнительный опыт работы с ПК, приобретете навыки составления схем, таблиц, иллюстраций и т. п.
Методические указания: презентативный этап подразумевает защиту проекта. В настоящее время пользуются популярностью мультимедиа презентации. Возможности мультимедиа представления сочетают в себе преимущества использования текстовой информации и интерактивного видео. Презентация должна сопровождаться докладом.
Эссе
Задание: составить эссе (франц. essai – опыт, набросок) по теме.
Цель: выполняя это задание, вы приобретете навыки собственного суждения, обобщения прочитанного материала, оценки мнений различный авторов по той или иной проблеме.
Методические указания: в эссе должна быть изложена собственная позиция автора. Эссе представляет самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.