Неделя 1

Тема: Языкознание как наука

1. Объект и предмет языкознания.

2. Структура современного языкознания.

3. Связь языкознания с другими науками.

4. Новейшие лингвистические направления.

I. Языкознание (языковедение, лингвистика) –наука об

языке как структурно-системном образовании, его происхождении, свойствах и назначении, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Объектомязыкознания является естественный человеческий язык вообще.

Предметом языкознания являются такие вопросы как:

  1. сущность языка;
  2. происхождение языка;
  3. основные функции языка;
  4. соотношение языка и мышления;
  5. соотношение языка и объективной действительности;
  6. внутренняя структура языка;
  7. закономерности функционирования и исторического развития языка;
  8. классификация конкретных языков и др.

Внутри лингвистики условно выделяетсяязыкознание общее и частное.

Общее языкознаниеисследует сущность и природу языка, его происхождение; рассматривает общие законы развития и функционирования языков; выявляет сходство и различие существующих конкретных языков, т.е. их типологию; определяет так называемые языковые универсалии.

Частное языкознаниеизучает и описывает явления, свойственные какому-либо конкретному языку или группе родственных языков (например, русское языкознание, германское языкознание, романское языкознание).

Вся совокупность знаний о языке - макролингвистика(< греч. makros «большой, обширный») - с учетом особенностей объекта состоит из трёх взаимосвязанных разделов: внутренняя лингвистика, внешняя лингвистика, прагмалингвистика.

Внутренняя лингвистикаили интралингвистика (лат. intro «внутри») изучает свойства языка как системно-структурного образования.

Внутренняя лингвистика включает множество дисциплин, среди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (фонетика, фонология, морфонология, морфология, словообразование, лексикология, ономасиология, семасиология, фразеология, ономастика, этимология, синтаксис);

3) дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, формированием его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикологияи т.д.);

3) прикладные лингвистические дисциплины (лексикографиия, палеография и др.).

Внешняя лингвистикаили экстралингвистика(лат. extra «вне»)изучает функциональные свойства языка в его отношении к личности и обществу, включает в себя следующие научные дисциплины: социолингвистику, психолингвистику, этнолингвистику, ареальную лингвистику, когнитивную лингвистику.

Прагмалингвистикаизучает взаимодействие субстанциональных (существенных) и функциональных свойств языка в ситуации реального общения в устной и письменной форме.

II.Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: историей, философией, антропологией, этнографией, археологией, социологией, психологией, логикой, математикой, физикой, биологией, психиатрией и т.д.

III.Связь языкознания с различными научными дисциплинами приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках языкознания. Так, в XX в. обособляются такие языковедческие дисциплины как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика, ареальная лингвистика, когнитивная лингвистика.

Социолингвистикаили социальная(лат. socialis «общественный») лингвистика – наука, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии, этнографии. Данная дисциплина изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами.

Психолингвистикаизучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесённости с системой языка; исследует становление языковой способности человека (онтогенез речи). Данная научная дисциплина стремится интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности человека.

Этнолингвистика (греч. ethnos «народ»)– направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре народа. Данная наука исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Прагмалингвистика(греч. pragma «дело, действие»)– область исследований в языкознании, изучающая функционирование языковых знаков в речи. В прагматике исследуются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций.

Ареальная(лат. area «площадь, пространство») лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии.

Когнитивистика(лат. cognoscere «познавать») – наука о законах получения, хранения, преобразования и использования языковой информации человеком.

В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, разработанных в философии языка и исследовательской практике различных лингвистических школ и течений, что оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя её развитие.

Литература:

Основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21].

Дополнительная: [6, 11,13,17].

Наши рекомендации