IV. Анализ текста. Слово учителя.
Ведущей темой в творчестве русских писателей на протяжении многих веков является тема Родины. Достаточно вспомнить А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и многих других. Как мы уже сказали выше, это была реальная Россия, близкая и понятная. Принять боль страны как свою собственную, пропустить ее через свое сердце смогли немногие, но именно мы, читатели, помним о них и в наши дни.
Россия и народ. Народная Россия. Неисчерпаемая тема, неразрешимые вопросы. Но М. Е. Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» сумел рассказать правду о русской действительности, спрятав ее за мрачными картинами быта глуповцев. Настоящее и прошлое соединились в этом произведении.
Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном.
В отношениях обывателей Глупова писатель смешивает их социальные, бытовые, служебные, профессиональные признаки и характеристики. К какому сословию ни относились бы глуповцы, в них сильны традиции и пережитки, которые необходимо преодолеть ради собственного будущего.
Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне, интеллигенция — социальная и политическая номенклатура Глупова включает все основные классы, сословия, группы и государственно-административные силы России.
«Эти люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных «свойствах» и речи нет, а есть речь только о наносных атомах», — пишет автор во введении к главе «Поклонение мамоне и покаяние». Таким образом, в глуповцах писатель критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только «завещанные историей» социально отрицательные черты общественной линии по ведения. Среди «наносных атомов», которые следует устранить, писатель выделяет общественно-политическую пассивность. Это главный исторический грех русской жизни.
И все же были времена, когда тихий «бунт на коленах» готов был перерасти в настоящий бунт. Об этом можно узнать из главы «Голодный Город». Городу грозила голодная смерть. Ходок Евсеич, «Самый древний в целом городе» не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрек себя на ссылку: «С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только старатели русской земли».
Следующий «старатель», Пахомыч, отправил прошение, а народ сидел и ждал результата, радуясь в душе, что нашелся человек, болеющий за всех. Вооруженная карательная команда навела «порядок».
Автора «Истории одного города» обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии народных масс. Но по мысли автора, «В слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и тому подобных, я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал...»
Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.
Таким образом, основное художественное средство — гротеск Он помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества. Тургенев, рецензируя это произведение, восхищался «серьезным и глубоким юмором» сатирика, отмечал свойственный Щедрину «честный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения» и делал вывод, что писатель-сатирик «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было».
V. Домашнее задание:
1. Подготовиться к беседе по биографии Ф.М. Достоевского.
2. Читать роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Тема 2.12.
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Своеобразие романа «Преступление и наказание»
Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
Оборудование: фотовыставка; Н. И. Якушин «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве»; видеофильм «В доме Достоевского».
Ход урока
I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).
Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих
талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное
внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей,
чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете.
(М. Горький)
В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит,
неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
(Ч. Айтматов)
Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта
Достоевского были признаны тотчас же всеми, и ... публика тотчас же
обнаружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту
Достоевского и ту неумеренную нетерпимость к его недостаткам,
которые имеет свойство возбуждать только необыкновенный талант.
(Виссарион Белинский)
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях,
воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже
в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но
иностранцы узнают себя, свою душу.
(Лев Толстой)
Он дает мне больше, чем любой мыслитель...
(Альберт Эйнштейн)
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразитель-
ности его талант равен, быть может, только Шекспиру.
(М. Горький)
План.
1. Творческие искания Достоевского (биография писателя).
2. Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.