Перспективы развития усадебных комплексов
Несмотря на революционные перемены последних десятилетий, проблема сохранения усадебных памятников в нашей стране остается нерешенной. Это касается всех ее аспектов — будь то выявление, обследование, изучение памятников или даже публикация документов и издание литературы. Не может не внушать тревоги и состояние большинства усадеб — некоторые из них подверглись серьезным разрушениям в самое последнее время. Очень медленными темпами идут реставрационные работы господского дома в Люблине, о реставрации других усадеб пока остается только мечтать. Ряд объектов, среди которых огромный деревянный господский дом (дом Р.В. Германа) в Виноградове, конный двор в Знаменском-Садках, скотный двор в Кузьминках, кузницы в Кузьминках и Узком и др., по сути, брошены на произвол времени и судьбы и до сих пор находятся в аварийном состоянии; комплекс театральных зданий в Люблине искажен варварской реконструкцией. Крайне запущены все без исключения усадебные парки, за которыми нет правильного ухода. За время, прошедшее с 1917 г., они частично были вырублены, затем одичали и разрослись, превратившись в лесные массивы, сохранившие лишь отдельные элементы прежних парков: некоторые аллеи и дорожки, крупные старые деревья и т.п. Как правило, от прежних насаждений осталось немного — почти везде меньше десяти процентов.
Вновь возросший в наши дни общественный и научный интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к выяснению места и роли усадебной культуры, в том числе дворянской, вызывает необходимость расширить диапазон и формы исследований по истории русской усадьбы. Институт российской истории Российской академии наук начал изучение процессов формирования и эволюции усадьбы начиная с XIV в.
В настоящее время актуализировался интерес к усадьбе не только как к памятнику истории и культуры. Само явление «усадебной культуры» постепенно становится реальностью современной жизни. Возвращены из небытия Покровское-Глебово, Середниково, Михалково, Знаменское-Раек, усадьба купцов Плешановых в Ростове Великом, усадьба Белюстина в Калязине.
Усадьбы имеют будущее не только как загородное жилье, но и как туристические достопримечательности. Тенденция развития рынка загородной недвижимости подтверждает изменения в психологии и восприятии элитой загородного дома: большее внимание стало уделяться размеру территорий и ее ландшафтному обустройству, выбору архитектурного стиля и гармоничному сочетанию построек с окружающей природой. В этом смысле сохранившиеся исторические архитектурно-парковые ансамбли — прекрасные образцы национальной традиции загородного строительства и ландшафтного обустройства.
Роскошные дворцовые ансамбли, замки, загородные резиденции в Англии, Франции, Италии, Германии и других странах Европы также являются памятниками истории и культуры, но большинство из них, в отличие от русских усадеб, находится в частной собственности. Хозяин, который восстанавливает памятник на свои средства, должен следовать жесточайшим правилам: даже камень использовать именно тот, который был когда-то. Например, все владельцы английских замков входят в ассоциацию, которая вырабатывает общие подходы к реставрации и содержанию этих памятников, через управляющую компанию находит варианты их использования. Вот и у нас необходимо создать что-то подобное - тогда людей, желающих инвестировать в усадьбы, станет больше. Влияние государства на эти объекты наследия ограничивается надзором за сохранностью и обеспечением режима доступности. Причем и в том, и в другом заинтересован, прежде всего, сам владелец, как в источниках средств на содержание его же имущества. Зачастую именно он выступает инициатором включения принадлежащего ему замка или виллы в государственный кадастр памятников, а государственные службы, прежде чем дать ответ, рассчитывают, выгодно ли это государству.
В европейских странах сегодня очень популярна практика ретроспективных реконструкций, позволяющих посетителям таких мест почувствовать себя в атмосфере прошлого. В настоящее время это одно из самых перспективных направлений в развитии туристического бизнеса, индустрии развлечений, образовательных программ. Статистические данные свидетельствуют о том, что проекты такого плана очень перспективны для малого и среднего бизнеса — в области торговли, общественного питания, туризма. И в этом смысле усадьбы имеют будущее не только как загородное жилье, но и как туристические достопримечательности.
Российская деловая элита — достаточно молодой и формирующийся общественный слой, его представления о стиле жизни складываются попутно с созданием и укреплением материального положения. Все большую ценность приобретает для него понятие семьи, фамилии и «родового гнезда», формируется потребность иметь свою историю, свой дом, причем не только как место проживания, но и как некое знаковое понятие. Последнее особенно важно, так как до сих пор перед большинством наиболее состоятельных людей стоит вопрос о том, что избрать местом жизни своей семьи — Россию или зарубежье. В отношении усадеб это решение принципиально важно, так как уровень вложений в реставрацию сохранившихся загородных памятников истории и культуры и окружающих их ландшафтов превосходит затраты на строительство новой загородной недвижимости. Выбор в качестве места для жизни исторической усадьбы — это следующий этап понимания элитарности, высокого качества жизни. Стать наследником имения облеченного некой исторической аурой, традициями, легендами, ощутить себя правопреемником стабильного, традиционного уклада жизни - это не только особая эстетика, но и способ капитализации своих достижений в будущий жизненный успех своих детей.
Русская усадьба — важнейший элемент культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предметную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрезвычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-музей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в иллюзорном плане.