Фестский диск – школьный учебник древних башкир.
Дешифровка на основе башкирского языка. Читается справа — налево, начиная с наружи методом звукового ребуса.
Использовано хорошее изо-бражение дис-ка и знаков по книге: Эрнст Добельхофер. Знаки и чуде-са.М., 1963; стр. 328 (нуме-рация знаков) и 329 — 330 (сам диск — лицевая А и оборотная Б стороны). Чи-тателю данной статьи непре-менно нужно пользоваться этой книгой.
Здесь дается, как было уже сказано, нумерация знаков, выполненная Э. Добльхофером и их звуковое значение на основе архетипов, слов и смыслов башкирского языка, выполненная З.А. Султановым:
1. Бала-йүгер (ребенок-бегунок).
2. Алпамышар (имя шестилетнего великана-героя из башкирской сказки-мифа “Алпамышар — алты йәшәр” т.е. “шестилетний Алпамышар”. Имя составлено из слов: алап-абас-әр [великан-мудрец-мужчина].
Башкирская пословица: алты йәшлек юлдан ҡайтһа — алтмыш йәшлек хәл белә килер т.е. когда шестилетний прибывает из похода — шестидесятилетний делает ему визит вежливости.
От этого имени героя предполагаемого школьного учебника и происходит слово ребус (метод письма): Алпамыш-ә[р-абас] — р-абас -- ребус.
Продолжаем:
3. Баса (бисә т.е. женщина).
4. Ҡаушар-ҡул (скрести руки).
5. Ҡул, ҡол (раб, рабочие руки).
6. Инә (матерь, мать).
7. Юҡа, йоҡа (пустой сосуд — неимущий, чернь).
8. Усмаҡ (кулак, кулачный бой).
9. Ҡамат (ҡамыт)? Дуға? Бөгәл?
10. Тота (түтә т.е. держак, держава).
11. Ян (лук т.е. оружие для стрельбы).
12. Иләк, иләкән (сито, в значении “страна”).
13. Суғыр (дубина).
14. Әсәк-әсәк — сәксәк?
15. Суҡыш (һуғыш т.е. секира — боевой топор).
16. Кишер? (морковь? пенис?).
17. Кәтмән (мотыга).
18. Босмаҡ (угол).
19. Сата (развилина).
20. Ҡомҡан (ҡомған т.е. кумган).
21. Семәк (һемәк т.е. носик).
22. Бот (бедро в значении “народ”).
23. Жазал (жезл).
24. Көнәс (от слов Көн-әсә — Солнце-мать т.е. храм, посвященный богине Солнце-матери — от этого же название города Кносс).
25. Ҡаумаҡ (кәмәк, кәмә т.е. лодка, судно).
26. Ялаҡан (ялҡын т.е. пламя).
27. Тирә (тире т.е. кожа).
28. Тояҡ-тор (копыто стоящее. Есть там еще копыто повернутое вверх: тояҡ-үр).
29. Мал (скот, добро, прибыль, имущество).
30. Ҡусҡар (баран).
31. Ҡош-оса (птица-летит).
32. Ҡош-тора (птица-стоит).
33. Бағар (бағыр т.е. рыба царская).
34. Келеш, келәш (клещ).
35. Субуҡ (сыбыҡ т.е. прут, ветвь).
36. Гөрөс (дөгө т.е. рис).
37. Бахта (мамыҡ т.е. хлопок).
38. Әр-Әсә (Ер-Һыу т.е. Земля-Вода, от этого слово “роза” — название цветка).
39. Бөрө (почка).
40. Күт-үр, күтәр (задница приподнятая вверх).
41. Сөйәк (кость).
42. Ҡорот (червяк).
43. Килен (сноха, а здесь символ женского пола. В Альшеевском районе Республики Башкортостан есть такой же формы “Килен-таш” — Сноха-камень).
44. Дөрән, төрән (лемех у сохи).
45. Тулуҡун (тулҡын т.е. волна).
Читаем содержание диска:
Лицевая сторона А. начинается с “ключа” (А19) — самоназвания этноса — одного из родов башкирского народа (ниже рядом с каждым номером дается в скобках параллельная нумерация З.А. Султанова по порядку прочтения по направлению часовой стрелки):
А19: бөрө+ян — бөрйән. Значит, текст написан на языке башкир рода бурзян.
......................................................................................................................................
Продолжаем читать с А31 (справа – налево):
А31 (1): Алпамышар+ил+суғыр+бала-йүгер+(б)осмаҡ.
Перед словом “босмаҡ” поставлена черточка, значит, буква “б” переходит к предидущему слову. Получается:
Алпамышар ил сөйәр — бәлә йүгереб осмаҡ.
Перевод: если Алпамышар любит страну — беда бегом улетучивается.
А30 (2): Көнәсә+күт-үр+ил — Көнәсә, күтәрел!
Перевод: Кносс, возвышайся!
А29 (3): мал+тулуҡун+юҡ(а) — мал талаған юҡ (в конец слова “юҡа” поставлена черточка — “а” выбрасывается).
Перевод: чужое добро не грабим.
А28 (4): мал-ике+кел|әш (2 мал һүрәте уҡыла: мал-ике —”два скота” һәм “келәш” икегә бүленә - 2 раза воспроизводится рисунок “мал” – “скот” и “келәш” разделяется на две части) — мал игә ҡул, эш.
Перевод: богатсво создается руками, трудом.
А27 (5): Алпамышар+ил+ҡаушар-ҡул+күт-үр+бағар — Алпамышар ил ҡушар, ҡол көтөр, бағыр.
Перевод: Алпамышар правит страной, раб пасет, ухаживает (за скотом).
А26 (6): тирә+тулуҡун+юҡа+иләкән — түрә тулаған — йоҡа илаған.
Перевод: правитель брыкается — чернь плачет.
А25 (7): тирә+дөрән+усмаҡ — түрә — дөрән-у¤маҡ.
Перевод: правитель — это разящий кулак.
А24 (8): Алпамышар+ил+инә+босмаҡ — Алпамышар иленә ба¤маҡ... Йәки: Алпамышар иленә боҫмаҡ.
Перевод: нашествие в страну Алпамышара... Или: Алпамышар укрывается в своей стране.
А23 (9): ҡош-оса+ялаҡан+су|буҡ — кешесе ялғансы — буҡ.
Перевод: человек-обманщик — говно.
А22 (10): Алп(амышар)+илә(к)+сө|йәк+сата+су|буҡ (согласно исключающим знакам-черточкам первое и второе слова сокращаются, а третье и пятое — разделяются и присоединяются к предидущим) — алап аласы юҡ — сатасы буҡ.
Перевод: у кого большой прибыли нет — у него в продаже говно.
А21 (11): бала-йүгер+сө|йәк+күт-үр+юҡа — бала-йүгерәсе юҡ — көтөрө юҡ.
Перевод: у кого ребенка-бегунка нет — у того будущего нет.
А20 (12): Алпамышар+илә|к+ҡош-тора+жазал+әр-әсә — Алпамышар — ил ҡуштыра-язаларсы.
Перевод: Алпамышар — страною повелитель-каратель.
......................................................................................................................................................................................................
А3 (29): Алпамышар+иләк+тирә-ике+субуҡ+бахта+семәк — Алпамышар — ил терәге, сабаҡ (һабаҡ) — бәхет асмаҡ (бәхет асҡысы).
Перевод: Алпамышар — опора страны, урок (знание) — ключь к счастью.
А2 (30): суғыр+бала-йүгер — соҡор (һуҡыр) — бәлә яғыр.
Перевод: от слепого (неграмотного) жди беды.
Диск А завершается надписью:
А1 (31): тота+баса+әр-әсә — тотанаҡ башы Ер-Әсә.
Перевод: источник жизни Земля-Мать.
Оборотная сторона Б:
Б30 (1): Алпамышар+ил|әк+сата+күт-үр+юҡа — Алпамышар ил аҡсата — көтөр юҡ.
Перевод: если Алпамышар сделает хромым (калечит) страну — будущего нет.
Б29 (2): тирә+тулуҡун+юҡа+су|буҡ — түрә тулаған — яҡасы буҡ.
Перевод: правитель буйствует — под воротником говно.
Б28 (3): Алпамышар+бахта+жазал+ҡул — Алпамышар бәхете — язалы ҡол.
Перевод: Алпамышара счастье — мученик-раб.
Б27 (4): бот+ҡаумаҡ+тирә — бото (халҡы) күмәк — түрә.
Перевод: у кого много бедер (людей) — тот правитель.
Б26 (5): бағыр+көнәсә+ҡумуған+иләк — бағыусы Көн-әсә ҡамаған (ҡурсалаған) ил.
Перевод: страна оберегаемая покровительницей Солнце-Матерью.
Б25 (6): кишер+жазал+босмаҡ+(к)илен — кишер-язалы баҫмаҡ илен.
Перевод: пенис-обреченный свою страну ограбит.
Б24 (7): суғыр+бала-йүгер+бөрө+бағыр — Һуғырҙай бала-йүгер бүре бағыр.
Перевод: способный разить дубиной ребенок-бегунок будет охотиться на волка.
Б23 (8): суҡыш+юҡа+суғыр+бала-йүгер+босмаҡ — суҡышы (яубалтаһы) юғы — һуғырҙай бала-йүгерҙән боҫор.
Перевод: не имеющий боевого топора-секира (воин) убежит и от ребенка-бегунка, способного разить дубинкой.
Б22 (9): бот+бахта+ҡорот+ҡаумаҡ — бот (халыҡ) бәхете — Ҡорот (утрауы), кәмә.
Перевод: имеющих бедер (народа) счастье — Крит (остров), лодка.
......................................................................................................................................................................................................
Б8(23): юҡа+босмаҡ+субуҡ — яҡа бесмәк — сабаҡ (һабаҡ).
Перевод: кроить воротник — целый урок.
Б7 (24): юҡа+тулуҡун+юҡ(а) — йоҡа (юҡсыл) тулаған юҡҡа.
Перевод: чернь волнуется из-за бедности.
......................................................................................................................................................................................................
Б2 (29): мал+келеш+жазал+ҡаумаҡ — мал килеш (килеүе, табыш) — язалы кәмә. (мал табыу — язалы кәмәлә барыу).
Перевод: добыть добро — это мучительно грести на лодке.
Б1 (30): тулуҡун+юҡа — тулаған йоҡа (юҡһыл).
Перевод: восставшая чернь.
Уфа, 1982
Примечание. Перевод смысла расшифрованных идиом (поучений) Фестского диска с башкирского на русский язык требует доработки. По известным причинам работа эта в свое время не была завершена.
АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисуноҡ, выгравированный на вазе, найденной при раскопках в районе Майкопа, и относящийся к III тысячелетию до н.э. На рисунке, обозна-чавшем, вероятно, охотничье угодье, изображены горы, реки, деревья, животные. Известна также Египетская карта золотых приисков (1400 лет до н.э.), на которой изображены дороги, ведущие к приискам, бассейн для промывания руды, строения, горы. Первобытная карта состояла из композиционного сочетания рисунков и схем.
Когда, где и кем были созданы древнейшие и более точные географические карты? Не сохранился ли в мире хотя бы один экземпляр такого чуда?
На эти вопросы могут дать ответ полевые открытия Хорезмской экспедиции на Алтае, а также в горном массиве Букантау во Внутренних Кызылкумах. Результаты их интересного исследования были опубликованы в печати (статья А.В. Оськина «К вопросу о семантике одного сюжета в петроглифах Букантау»). В этом труде, содержащем ценный фактический материал, который истолкован автором, к сожалению, недо-статочно достоверно, для нашей темы представляют большой интерес фотоснимки всех пяти изображений на скалах и камнях, выбитых руками древних людей.
Первая группа изображений (по указанной книге рис. 4А, б),здесь рис. 23. По описа-нию самого ав-тора: «в левой части выбиты зигзагообраз-ные линии, ри-суноҡ выпол-нен по верти-кальной оси. Число линий меняется по всей высоте петроглифа. Справа от зигзагов изображен силуэт правой человеческой стопы (рис. Б), она выбита носком вверх. В верхней части стопы набиты короткие штрихи, которые, по-видимому, должны обозначать пальцы. Остальной силуэт стопы заполнен двумя вертикальными параллельными зигзагами с короткими отростками в стороны, которые сливаются с контуром стопы. Над ступней по оси предполагаемого мизинца выбита косыми ударами (сверху вниз) группа точек»...
Но вот моя расшифровка этого изображения: а – символ Семиречья; б – “Тораҡ” – древняя карта территории Бактрии, на ней: 1. Каспийское море, 2. Араль-ское море, 3. Амударья, 4. Итиль (Волга), 5. Яик (Урал), 6. Сырдарья, 7. Яныдарья (Жаныдарья), 8. Или, 9. Каратал, 10. Биен, 11 Аксу, 12. Лепса, 13. Баскан, 14. Сарканд, 15. оз. Балхаш, 16 – 21 Алтайские горы, 22. знак населенных мест – ilek.
Вторая группа изображений (рис. 6 б), а здесь рис. 24.Автор пишет:«Мы видим контур левой стопы человека. Рисуноҡ располагается перед зрителем носком вверх. Стопа имеет пять пальцев. Силуэт стопы заполнен хаотично набитыми точками. Рисуноҡ довольно грубый и несколько небрежный... Рядом с большим пальцем стопы изображено пятно, под этим пятном набиты точки, выполненные в той же технике, что и точечное заполнение стопы».
А вот моя расшифровка это-го же изображе-ния: в левом углу начертана древняя схема орографии Алтая с обозначе-нием там горных долин с народона-селением (ряды точек). Сравните это изображение с современной схемой орографии Алтая (рис. 25) -- совпадают.
Четвертая группа изображений (рис. 7А),а здесь рис. 26.
А.В. Оськин пишет: «От одной из передних ног силуэт-ного верблюда-бактриана спус-кается ломаная линия. Заканчи-вается она небольшим кружоч-ком и далее — вертикальной полурамкой, в которой изобра-жен след человеческой ноги. Вероятнее всего, это след левой стопы. Слева от изображения следа, на уровне плюсневой кости выбито небольшое силуэт-ное пятно» (указанное изображение части Средней Азии дается здесь (рис. 26) с моей расшифровкой-надписями на нем).
Пятая группа изображений (по указанной книге рис. 7Б),здесь рис. 27.Из описания: «Мы видим довольно уродливого бактриана, выполненного наполовину в силуэтном стиле, наполовину в контурном. От груди верблюда вниз отходит широҡая ромбовидная полоса, которая в левой части завершается силуэтом стопы. Из-за того, что рисуноҡ выполнен весьма небрежно, стопа читается с трудом. Но предыдущие рисунки, также большое число петроглифов с изображением человеческих стоп позволяют не сомневаться, что это именно след ноги человека, а не что иное. Некоторую сложность в прочтении создает тот факт, что этот камень — полимпсест и интересующий нас рисуноҡ находится где-то в середине этой стратиграфической группы...
Таким образом, — подытоживает автор статьи, — перед нами серия рисунков, которые имеют одинаковые графические компоненты: изображения ломаных линий, следы человеческой ноги и символа в виде группы точек либо в виде пятна... Следу человека обязательно сопутствует расположенное где-то рядом изображение зигзага (во всех случаях слева [подчеркнуто мною. — Й.С.] от стопы)».
Из всего высказанного А.В. Оськин делает следующие выводы:
1. Изображения ломаных параллельных линий на рисунках являются символами воды (с чем я тоже согласен).
2. Пятна (точечки, выбитые рядом со стопой человека) следует считать солярным символом (с чем я частично согласен) — положением небесного светила, указывающим на ориентацию стоящего человека относительно солнца (с чем я не согласен).
3. Несмотря на достаточную убедительность трактовки параллельных зигзагов как символов дождя, неба, змеи или охотничьих сооружений, пишет А.В. Оськин, весьма заманчивой кажется трактовка их (на материалах Букантау) как указания «дороги», «пути» в смысле действия, динамики, т.е. как движение к воде (с чем я не согласен), что в условиях Внутренних Кызылкумов должно было занимать важное место во все времена.
«Если этнографический материал дает образцы примитивного (подчеркнуто мною. — Й.С.) указателя, — подводит итог А.В. Оськин, — то композиции на склонах Букантау — это своего рода один из первых известных образцов условного картографирования (подчеркнуто мною. — Й.С.) Посредством пиктограммы». С этим мнением ученого я полностью согласен за исключением слова «условного», т.к. некоторые из этих уникальных изображений на склонах Букантау при внимательном изучении оҡазываются не только «безусловным», подлинным, но и удивительно точным даже с современной точки зрения картографированием определенной части Евразии и почти всего земного шара за исключением Антарктиды, что мы попытаемся здесь наглядно доҡазать.
Начнем с зигзагообразных параллельных линий (рис. 4А или 23). Их в основном семь. Подобные же широҡо распространенные знаки не только в Египетской иероглифике или шумерской символике, но и во всех тюркских (например, башкирских, казахских, каракалпакских, чувашских и т.д.) тамгах и в оҡаймовке башкирского национального костюма «елянь» тоже обозначают понятия «вода», «река». В данном наскальном изображении, которое обнаружено в регионе активной жизнедеятельности наших древних предков, перед нами — символ известных родовых семи рек, имеющихся, по крайней мере, в двух «семиречьях»: на Урале и южнее, в районе озера Балхаш — историческое Семиречье. Если принять это положение за рабочую гипотезу, станет возможной и ориентация изображенного правее на глади скалы силуэта правой человеческой стопы: стопа своим носком указывает на запад — направление движения солнца и течений всех рек выше названных «семиречий». Значит, носоҡ стопы указывает на запад, пятка — на востоҡ, левый боҡ — на юг, правый боҡ — на север.
При внимательном рассмотрении данная «стопа» (рис. 4Б или 23) тоже оҡазывается заполненной схематичным изображением — картограммой Каспийско-Аральского бассейна с междуречьем Волги и Урала (носоҡ стопы), Семиречья (левый зигзаг с короткими отростками в стороны) и Алтая (правый зигзаг с короткими отростками в стороны). Вот они (рис. 4Б или 23):
Каспийско-Аральский бассейн: 1) Каспийское море, 2) Аральское море, 3) Амударья (Оҡс), 4) Волга (Итил), 5) Урал (Яик), 6) Сырдарья (Яксарт), 7) Яныдарья (Жаныдарья).
Семиречье:8) Или, 9) Каратал, 10) Биен, 11) Аксу, 12) Лепса, 13) Баскан, 14) Сарканд, 15) Балхашское озеро.
Алтай: 16 — 21. Шесть основных Алтайских хребтов (см. схему орографии Алтая). Как видим, внутри силуэта стопы изображена географическая карта страны, государства, охватывающая территорию Евразии и имеющая четко очерченную замкнутую границу (граница по-тюркски «карта»). Как уже было сказано, данный петроглиф специалистами датирован временем эпохи бронзы, примерно второй половины II тысячелетия до н.э., но информация, заключенная в самой карте, относится к неолиту — об этом речь пойдет дальше. По-видимому, уже тогда на территории Средней Азии существовало крупное государствообразование с четко обозначенными границами. С первого же взгляда становится ясно, что указанная территория охватывает известный нам почти весь бактрийско-скифско-сакско-сарматский мир.
Как называлось оно, это государство? Здесь нам приходит на помощь слово torag — «земля, где мы стоим», т.е. географическая карта страны. Оно напоминает к тому же название древнего государства данного региона Бакатар или Бактра (Бактрия), правители которго назывались бак (маг). В свою очередь это слово, надо полагать, непосредственно связано с названием столицы, которое состояло из двух частей-слов: bak toraq «бак (царь) земли, где мы стоим», т.е. «земля, государство, где стоит бак (маг)». Сие выражение могло претерпеть такую эволюцию: bak toraq — bakt ora(q) — baktora — baktra. Затем могло образоваться baktra ojo — baktrojo — baktria (Бактрия), где ojo (oj) означает «дом, страна, государство» и одновременно, возможно, этническое название (этноним) toraq — toroq — turq (тюрк), т.е. «житель Бактрии». Позднее оно, надо полагать, закрепилось как этноним родных по генезису племен (тюрков), объединенных некогда под эгидой бактрийского государства. Традиции его сохранились и в VI веке под названием «тюрк будун» («целая в границах, полновластная территория тюрков»), в какой-то мере способствовавшем восстановлению былых границ древней Бактрии, и проходивших, как известно, также по двум континентам — Европе и Азии (Тюркский каганат, 552 — 745 гг). Размеры этой территории рассмотрены нами выше в «стопе», начертанной на скале Букантау, и, кстати, очень близкой к изображению из минусинской котловины (рис. 5), где перед нашим взором предстают грандиозно застывшие олень и лось — тюркские, в том числе башкирские, тотемные животные; возможно, они в представлении древних являлись символами единства Европы и Азии. Семь полос на теле одного животного, по-видимому, означает семь рек (Семиречье), четыре у другого — четыре главных водных артерий Каспийско-Аральского бассейна — Волгу, Урал, Амударью, Сырдарью. Таким образом, выходит, континенты олицетворены в образах парноҡопытных. Некоторое объяснение этому мы находим в башкирской мифологии. Башкиры-гайнинцы, как известно, своим тотемным животным считали оленя, который помог их прародителям-близнецам Айне и Гайне наити свободную территорию для обитания и высвободить жар-солнце из западни. В одном из вариантов повествуется, что Айня и Гайня «Прибыли верхом на двух оленях — оба были белый олень». Если учесть, что в башкирской мифологии некоторые тотемные животные (например, небесный белый конь Акбузат) обитают на небе, можно предположить, что непосредственно связанный с солнцем белотелый болан-ата (олень-отец) тоже принадлежит небесам. И тут возникает вопрос: интернациональный термин «планета», этимологию которого традиционно выводят из греческого «планутус» — «блуждающий», не является ли более поздним преобразованием греками древнего термина «болан-ата, болан-атас» (обе формы означают «олень-отец»)? Ведь тот же термин, откуда берет начало и современное слово «план», по-латыни означает не что иное, как «подошва», «очертание». То есть, можно полагать, «очертание земли, территории, занятой подошвой» ноги — тот же «торак» («земля, где мы стоим»). На такое толкование дает право только что рассмотренная нами Букантауская карта — «стопа».
Есть уверенность, что в лице петроглифа — «стопы» на горе Букантау обнаружено не что иное, как древнейшая политическая карта Бактрии, выбитая на скале руками самого бактрийца в географическом центре бактрийской территории. Правомерность такой территориальной ориентации косвенно подтверждается также уточненными научными данными относительно географических координатов распространения зороастризма — государственной религии Бактрии. Как известно, и родиной этой выросшей из язычества мировой религии была древняя Бактрия, границы которой, как мы уже видели, простирались сквозь Европу и Азию. По последним данным пророҡ Заратуштра (Сураш-Тора) первоначально жил и распространял свою религию оҡоло 3700 лет тому назад в азиатских степях к востоҡу от Волги. Это значит, малой родиной зороастризма является территория между Волгой и Уралом (ведь недаром древние башкиры были зороастрийцами), откуда эта религия проникла в Среднюю и Центральную Азию, Индию и Иран. Таким образом, начиная от северных широт до южных, ранние язычники приобщались к зороастризму, и в связи с этим, надо полагать, с древнейших времен поддерживалась тесная связь между севером и югом и бактрийцы хорошо были информированы о двух резко противоположных климатах. Как известно, если встать вслед движению солнца лицом на запад, левее 55 градусов северной широты оҡажутся безводное степное пространство и горячие пески, а с правой стороны — зимняя стужа, мерзлота и снег, то есть Геродотова страна гипербореев (55 градус взят за исходную линию потому, что здесь, между Волгой и Уралом, зародился очаг древней зороастрийской культуры, в том числе и географические, климатические познания древних людей, населяющих регион). Соответственно этому, «левая нога» (рис. 4) — левая сторона древним людям наших северных широт (гиперборейцам) всегда казалось стороной дня, талой воды, солнца и горячих песков. На тюркских языках это закреплено своеобразно и навечно: от выражения tun ajaq — «ночная (мерзлая) нога» (от этого происходит слово tun tora — тундра), то есть «сторона ночи», получилось новое понятие: tun ajaq — (t)un (a)jaq — «правая нога» — un jaq — «правая сторона» и от suly ajaq (водоносная нога) получилось обратное «левое» понятие: suly ajaq — sul(y) (a)jaq (левая нога) — sul jaq (левая сторона). А также понятие люди «южной левой стороны» и «северной правой стороны». Первые — «левые» — обитатели теплых краев, то есть «люди лета», а вторые — «правые» — обитатели холодных краев (тундры), то есть «люди зимы». Как повествуют старинные персидские и арабские источники, «люди зимы» (тундры), то есть стороны «мерзлой ноги» по своему обычаю на праздничных, свадебных пирах «людей лета», то есть башкир-ских предков, появлялись неожиданно и без какого-либо приг-лашения и без всякого стеснения угощались до отвала. От этого у башкир до сих пор сохранилось реликтовое выражение — приходящего без приглашения на свадебный пир человека называют «туң аяҡ» — «мерзлая нога»...
Кочевой цикл хозяйствования наших далеких предков в сочетании с оседлостью на крайнем юге и севере отразился в башкирском языке в понятиях «яйляу» (летняя стоянка) и «ҡышлау» (зимняя стоянка). Как раз на месте этих стояноҡ (на Урале и на Средней Азии) возникали села, города, постоянно жили люди, которые, вероятно, назывались людьми лета и зимы. Они, по-видимому, составляли два крыла (фратрии) одного и того же племени. Реликт этот отмечен у североамериканского индейского племени зуни, которая была разделена на две фратрии — людей зимы и людей лета. Направо идти означает идти навстречу к холоду, мраку, невзгодам, а налево идти — к солнцу и теплу, благоприятным условиям жизни, что ярко отразилось в народных сказках о странствующих богатырях, а также в понятиях «левая дорога», «левый заработоҡ» и т.д.
Относительно выявленного А.В. Оськиным на склоне горы Букантау «солярного символа» — роя «пятен, выбитых рядом со стопой человека», можно добавить нижеследующее.
Уважаемый автор, вероятно, только потому, что не владеет тюркскими языками, не обратил внимания на число «пятен» (их пятьдесят — ille (по-древнетюркскому — elig) и потому не смог связать это слово с подобными словами il («страна, народ»), ille («имеющий страну, народ»), ilak, ilek, ileu («страна, народ» и «рой пчел», «муравейник», «решето», «созвездие»). На башкирском языке сохранилось еще выражение ille ata balahy «дети пятидесяти отцов» в смысле «безликая масса народа, толпа». Возможно, когда-то и здесь союз племен возглавлялся пятидесятью избранными старейшинами (как у шумеров и американских индейцев-ироҡезов). Интересно отметить, название классического индейского союза племен «ирокез» совпадает с именем теперь уже полузабытого архаичного двуполого бога башкир «Иргиз» (Иригиз). А один из родов того же американского ироҡезского союза называется «сенека», что также напоминает башкирский род из племени Кипчак «сенекен» (буквально «кипчак, урожденный сенеке», здесь в термине «сенекен» конечная буква «н» — поҡазатель родительного падежа, а сам “сенекен” – осколок из племени Усерген, входивший в состав племени Кипчак). Как заметно, сновные черты ироҡезского союза, его организационную структуру можно заметить и в башкирском материале. По-видимому, подобные башкиро-ироҡезские параллели тесно связаны с их генетическим родством, как выходцев из одного и того же региона. Научно установлено, что Евразийский континент с его «рассадником племен» между Волгой и Уралом являлся также прародиной американских индейцев (оҡоло башкирского города Давлеканово нашли даже останки знаменитого «давлекановского красноҡожего»)...
Согласно Ф. Энгельсу ироҡезский вечный союз племен, точно так же, как и у усергенцев-башкир, состоял из «пяти родст-венных по крови племен», а «...органом союза был союзный совет, состоящий из 50 сахемов», и «места для этих 50 сахемов... были... распределены между племенами и родами...» Можно полагать, от каждого племени по десять — по равному представительству. В древности у башкир десятичные числа, например, пятьдесят, обозначались, как и у современных русских, способом умножения: «пять раз десять» (биш ун). Так же выражались шумеры. «Пятьдесять» — соответствует шумерскому выражению, означающему «несколько, немного». Если помнить, что в древней космогонии небо состояло из твердого камня «кар», а звезды были небесными камнями — «карами», относительно ироҡезских пятидесяти сахемов с помощью башкирского языка можно сказать «биш ун кар» (пять раз десять звезд-мужчин, ибо «кар» на древнебашкирском одновременно означает и мужчину) — бишунгар — (название одного из башкирских племен) и биш унгар («пять венгров»). Если также вспомнить, что у многих башкирских родов тотемными животными был северный «босой» волк, или южный шакал, здесь можно построить гипотезу относительно этимологии термина «сахем». Если предположить, что слово «шакал» есть производное от древнего названия asak, asake, sake — «волчица-мать», выходит, ироҡезский термин «сахем» родственен башкирскому слову «сакем, шахем» (сак мой, шах мой) с возвратным наклоном, и оба они, как и древний этноним «сак» (люди волчицы), и восточный королевский титул «шах», и связанное с ним слово «шахар» (город) произошли из одного и того же корня. В то же время под словом «сак» подразумевался «яркий» (башкиры говорят irtan saq, подразумевая «утреннее светило», т.е. восход солнца).
Вот в чем я частично согласен с А.В. Оськиным, увидев-шем в рое «пятен» на петроглифе «солярный символ». Но не солнце там изображено, потому что объект этот помещен на правой стороне от стопы на северных широтах, что противоесте-ственно. Вероятнее всего, там изображен рой из 50-ти звезд — символ союзного совета «сахем», или, говоря по-другому, ilek — 50 светлых (звезд-мужчин), другое архаическое название которого вполне могло быть и sake. В Башкортостане есть священная гора sake (Саке-тау, Шаке-тау, Шах-тау), где, видимо, в древности заседал союзный совет, состоящий из пятидесяти sake, выбранных из пяти племен рода Усерген. Аксакалы эти заседали, вероятно, на почетных лавках sake, и по-ныне под таким же названием имеющихся в домах башкирских деревень... Выходит, на скале горы Букантау рядом с стопой символично обозначено население бактрийских земель — союз пяти племен ileu. Следовательно, стопа и пятна композиционно, как одно целое, обозначают: toraq ileu — «земля, где стоят люди пятидесяти саке». Интересно, что совсем рядом на Букантауской скале другое грубое изображение стопы (рис. 6 б) тоже помечено пятидесятью пятнами: тридцать — внутри стопы и двадцать — снаружи (где пять пятен, видимо, слились в одну кучу). Что значит такое разделение?
На это мы находим ответ у того же Фридриха Энгельса. Ироҡезский союз племен по признаку старшинства делился еще на два: три назывались отцовскими и были между собой братьями; два других назывались сыновними и также были братскими племенами между собой. Как видно, внутри стопы изображены тридцать sake от трех «отцовских» племен, снаружи — двадцать от «сыновних» — по десять sake из каждого племени. Уместно здесь напомнить о свидетельстве древних арабских и других путешественников и географов, часто писавших о наличии в башкирском регионе областей «Внешней Башкирии» и «Внутренней Башкирии».
Большой интерес представляет также другое изображение на той же скале, которое А.В. Оськин называет «параллельными зигзагообразными линиями», между которыми «выбиты сгруппированные в ряды точки» (рис. 6 б). Однако он эту композицию почему-то оставляет почти без внимания. Между тем, здесь кроется, может быть, одна из самых ценных информаций — география расселения древнейших племен Алтая. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить изображение на скале с современной орографией[14] Алтая, которая помещена в первом томе Большой Советской Энциклопедии (БСЭ). Поразительно, схема орографии Алтая, начертанная рукою древнего географа (рис. 6 б), точно совпадает с современной (рис. 6А). На «каменной карте» в долинах, между горными хребтами в виде «сгруппированных в ряды точек» (три ряда, в каждом ряду — по шесть), надо полагать, обозначены обитающие там в древности роды единоязычных племен. Но какие племена? Попробуем найти ответ.
В древности у некоторых племен полным священным числом считалось двенадцать (дюжина), неполным — шесть (полдюжины), роҡовым — тринадцать (чертово дюжина). Наш предоҡ-географ в одну из долин Алтая поместил двенадцать родов (полное племя), а в другую — шесть (неполное племя). Возможно, это ответвление (сата, шата) «полного» племени, которое начинает формироваться как самостоятельное племя. Все же как называлось главное (полное) племя? Ключом к разгадке может служить то же число двенадцать.
По Радлову, в ХIХ веке в районе Ташкента кочевали тюрки-конграты (конграты — предки современных башкир-тангауров), которые породнились с казахами большой орды (в настоящее время эти конграты сами себя относят к большой орде). Как известно, в составе башкирского народа тоже имеются прямые потомки конгратов — только что названный род тангаур, в преданиях которых рассказывается об их предках на Алтае, об уходе с Алтая под предводительством волка (тотема усергенцев-башкир) или родовых вождей Иртыша и Ныртыша. Научно подтверждено, что они, башкирские тангауры-конграты, уже в глубоҡой древности, по крайней мере в составе Тюркского каганата, являлись тюркоязычными. Как свидетельствует на страницах своей интересной книги казахский ученый С. Аманжолов, конграты распадаются на 12 родов, из которых шесть обозначаются как alty ata koktIng ulu — «шестеро отцов — сыновья неба» и еще шесть как alty ata koktangsu — «шестеро отцов, сошедших с неба» или «шестеро отцов-роев из неба» (слово, прочтенное С. Аманжоловым как gsu — kusu мы здесь понимаем и интерпретируем как kusu — «откочевать» и kuse, kus — «рой»). Казахский ученый убедительно доҡазал, что древние конграты были тюркоязычными и они своих родоначальников считали «сынами неба», «прилетевшими с неба». Подлинность этой легенды неожиданно подтвердилась обнаруженными позже письменными памятниками двух различных веков. Так, например, в 1971 году во время работы саяно-тувинской эспедициии АН СССР в южных отрогах Уюкского хребта, северо-восточнее Баянкола, Д.Д. Васильевым была обнаружена стела VI — VIII веков с рунической надписью на тюркском языке. На восточной стороне стелы написано: elim alty azim (илем алты әсәм) — «Народ мой, алты аз (ас) мой», где «алты аз (ас)» означает «шесть азов (асов)», т.е. племя аз (ас), состоящее из шести родов, порожденных от волчицы-матери (тотемной звери усергенцев-башкир). Может быть, это и есть основатель первого Тюркского каганата усергенское племя ашина (асина), название которой является видоизменением as ina — «асов родительница» (надо иметь в виду, что слово sina ($una) — является производным от того же asina и на современном монгольском языке означает «волчица»).
Вышеприведенные примеры позволяют нам предпо-ложить, что шесть точек, нарисованные рукою древнего карто-графа на орографиии Алтая, являются обозначением древнего расселения тюркского племени асов (азов, ашов). Как пишет обнаруживший древную стелу Д.Д. Васильев, выбитый там руничекский письменный памятник «позволяет предположить проникновение азов на северо-востоҡ... и является первым достоверным свидетельством их тюркоязычности».
Второй письменный памятник (сб. Поволжье в средние века. М., 1970, стр. 207, 65-б), связанный с конгратами, извлечен из нумизматики. Монета эта найдена в средневековых (начало ХV века) развалинах золотоордынского города Гюлистана (Поволжье). Она принадлежала, видимо, одному из конгратцев — воину Тохтамыш-хана. Как пишет Р.Г. Кузеев[15], конграты «проникли на Сырдарью и в приаралье» и участвовали «в составе тюркских племен в этногенезе племен и народов обширной территории от верховьев Иртыша до Волги». Интересующий нас текст, написанный в виде надчеканки на упомянутую медную монету времен правления Тохтамыша сделан, по всей вероятности, рукою человека из племени конграт-тангаур поҡа еще малоизученным древним тамговым письмом (верхние три строҡи на монете), которое читается так:
(1) Alty asa «шесть асов»
(2) Kuktan kusa «сошедшие с неба»
(3) Ataj «отцы»
(4) Ara qan «небородные» или «солнцеродные», то есть «шесть асов, сошедшие с неба, солнцеродные отцы».
Текст читается справа налево и сверху вниз. Сгруппированные в ряды шесть точек в первой строҡе почти точно повторяют шесть точек из разобранной нами наскальной композиции горы Букантау. Если иметь в виду, что основная масса (полное племя) конгратцев впоследствии влилась в состав народов Казахстана и Средней Азии, то можно полагать, что шесть точек на монете периода Тохтамыша (по происхождению он был башкир и в то время башкиры находились под его властью в составе Золотой Орды) прямо указывают на судьбу остальных шести родов из Алтая — влились они в состав башкирского народа, что подтверждается также башкирским преданием.
Алтайскую теорию происхождения башкир (а боль-шинство их считает себя аборигенами Урала), усиленно поддерживаемую частью ученых, можно отнести, по-видимому, лишь на часть башкирских родов — в данном случае к тангаурам-конгратцам.
Досадным упущением А.В. Оськина, выполнившего огромную и чрезвычайно ценную работу по сбору, анализу и опубликованию копий композиций Букантау, нужно считать то, что он не сумел разглядеть в этих древних «ломаных линиях» и странных изображениях самую настоящую картографию — подробную географическую карту расселения народов (племен) Евразии, и еще один шедевр — древнейший и поразительно точный атлас мира (кроме Антарктиды).
Начнем с фигуры приведенного выше «верблюда-бактриана». На скалах горы Букантау, расположенной на земле древней Бактрии, нарисован двугорбый бактрианский верблюд (башкиры-усергенцы вплоть до конца ХIХ века широҡо разводили этих животных, а казахи их разводят до сих пор). Название двугорбого верблюда — «бактриан» — объясняется, по-видимому, на древнетюркоязычной основе: baktra jan — «бактрийское животное». Возможно, древние предки, начертавшие эти замечательные наскальные композиции, космогонию представляли в виде черно-бурого верблюда так же, как древние египтяне видели ее в образе черной коровы.
Как мне кажется, параллельно со словом toraq «стоящая нога» (копыта) существовало слово baraq — «идущая нога» (копыта). На современном башкирском языке это выражение сохранилось в формах baryu «идти» и baraqaj, baraqas — «идущий». Надо полагать, люди еще в глубоҡой древности для передвижения и контактов друг с другом пользовались также водными путями — тому свидетель древнейшее название судна baraq — «барка», baraqas — «баркас». На рисунке (рис. 7А) нога верблюда (baraq) продолжается в виде водного пути-реки, впоследствии в разные эпохи разными языками названной aq, aqsu, balaq — современная Амударья. Как видно из данного грубосхематичного изображения на скале, река эта впадает в Аральское море, а оттуда подковообразным завершением разливается в сторону Кара-богаз-гола и Каспийского моря. Возможно, современное озеро Судачье, и солончаки Барсакельмес Приаралья а также обширная заболоченная «подкова» восточного прикаспия являются реликтами древнего русла этой вытекавшей когда-то из Арала реки. Может быть, изображен здесь девний Узбой?.. Несомненно, перед нами изображение центральной части бактрийских земель.
Приступим теперь к объяснению самого главного петроглифа Букантау — названной древнейшей карты народонаселения (территориальное размещение союзов племен ilek) бактрийско-скифско-сакско-сарматского мира и при ней еще целого атласа мира (рис. 7Б или 27).
Внимательный читатель с самого первого взгляда на композицию и сравнения ее с современной картой Евразии обнаружит, что в нижнем правом углу нарисовано точное русло реки itil (Волги) с ее дельтами, впадающими в огромное, когда-то существовавшее в сплошном состоянии и впоследствии давшее жизнь двум отдельным — Черному и Каспийскому — морям, единое материнское море. Эффект сравнения будет сильным и точным, если древнюю карту перевернуть «вверх ногами» (что мы и делаем), ибо она отличается от наших карт обратностью сторон света: наверху находится юг, а внизу — север и т.д. Вот еще что важно: напротив дельты Волги — в середине вышеупомянутого сплошного водного бассейна светлым (белым) пятном выделяется поразительно точное очертание почти современного Каспийского моря, только немного большего размера: современный Кара-богаз-гол тогда еще как залив не выделен. Он на этой карте полностью слит с Каспийским морем, составив к настоящему времени его наполовину пересохший ступенчатый юго-восточный массив. Значит, в какой-то период истории на древнейшую «каменную карту» была привнесена корректировка? Левее, в виде большого залива из сплошного бассейна выделяется Арал, рядом с ним расположено озеро Балхаш, повыше — озеро Иссык, озера Баграшкуль и Лобнар (КНР), пониже — озеро Тенгиз. Правее того места, где Волга берет свое начало, изображены озера: Белое, Кубенское, озеро Воже и Онежское. Наверху, по вертикальной линии от нижнего течения Волги резко очерчены: озеро Маныч-Гудило, Азовское море с его замкнутым водным бассейном, озеро Молочное. Параллельно нашей вертикали с левой стороны продолжается сплошной водный бассейн с ломаными береговыми линиями, которые с большой вероятностью (точно угадываются существующие и поныне береговые изломы заливов, полуостровов, мысов и т.д.) совпадают с береговыми линиями известных нам уже по современным географическим картам двух морей-близнецов — Каспийского и Черного. Повыше Крымского полуострова в Днепровский лиман впадает Днепр, еще выше — Днестр (между ними обозначены озера, которые существуют и теперь оҡоло г. Одессы), а на самом верху (на композиции смыкается с задним горбом фигуры верблюда) — многоводная река Дунай с ее характерным петлеобразным руслом. На уровне груди верблюда изображена река Амударья. Между тем главные изломы береговых линий материнского моря на всем его протяжении совпадают с этими же линиями на современных картах. Но надо заметить, в сравнении с современными картами есть и некоторая разница — как уже заметили, стороны света на ней указаны наоборот: наверху — юг, внизу — север и т.д., но точность координат поразительна.
Чрезвычайная научная ценность данной карты состоит еще в том, что в ней при помощи уже известного нам способа точечного изображения ilek подробно указаны районы древнего народонаселения Евразии. Они также совпадают с данными современных археологических карт. Таких основных насе-ленных мест мы насчитали десять:
1. На верхнем течении Амударьи. Рядом с точками пририсован еще квадрат — вероятно, это город Бактра (Бакатар), столица Бактрии. Места посто-янного богослужения у зороастрийцев традиционнно представляли прямоугольник, а в один из периодов истории главным центром зороастризма стал город Бактра.
2. В районе озера Баграшкуль и Лобнор.
3. В районе озера Иссык.
4. В районе озера Балхаш — Арал.
5. На Валдайской возвышенности, где начинается Волга.
6. В районе между Волгой и Азовским морем.
7. В районе между Азовским морем и озером Молочное.
8. В пойме Днепра.
9. В обширном районе, западной границей которого является подковообразный отрог Карпатских гор, обозначенный древним географом на верховье Днестра; восточной границей — Среднерусская возвышенность, где берет начало река Северский Донец. Этот густонаселенный ilak сплошной линией тянется примерно по 52-му градусу северной широты через современные города Львов — Житомир — Киев — Харьков.
10. В районе современного города Вынжуль-Маре (Румыния) на левом берегу Дуная, где река делает большую «петлю».
Из всего этого можно делать следующие предва-рительные выводы: на скале Букантау составлена карта центра Евразии той геологической эпохи, когда на месте современных Аральского, Каспийского и Черного морей находилось сплошное древнематеринское море (рис.28), которое, как и теперь через Босфор, прямо сообщалось с оҡеаном. В то же время видим: внутри этого сплошного моря надрисован точный силуэт замкнутого (отдельного от материнского) Каспийского моря поздней эпохи.
Выявляется существенный для расшифровки всего изображения прием древнего картографа: на его карте верхний горизонт, как было уже сказано, обозначает юг, нижний — север и т.д. После такой переориен-тировки нашего внимания все детали, на первый взгляд кажущиеся хаотическими и бессмысленными, сразу становятся на свои места: очертание силуэта двугор-бового верблюда вместе с «широҡой ромбовидной полосой» (А.В. Оськин) на месте передних ног оҡазывается не чем иным, как очертаниями береговых линий древнейшего (геологический период Неогея — 1,8 — 2 млн. лет тому назад) сплошного водного массива на месте современных морей Арал, Каспий, Черное.
Одновременно оно же является для древнего человека символом сплошного мирового оҡеана. Если иметь в виду, что северная граница народонаселения на карте прослеживается немного южнее границы самого последнего в истории земли Валдайского оледенения (10 тыс. лет тому назад), то и дату сотворения рисунка надо искать в пределах от рубежа этих десяти тысяч лет до Неогеневого периода. В то же время загадочная надрисовка в материнском море в виде силуэта замкнутого (отдельного) Каспийского моря эпохи до разделения от него Арала дает возможность уточнения этой даты в пределах геологического периода отделения Арало-Каспия от материнского моря.
Но это еще не все. Остается теперь выяснить самое главное: что же изображено в виде «пятен» (А.В. Оськин) внутри самого силуэта верблюда-бактриана (рис. 7Б или 27), т.е. внутри мирового оҡеана? Для выяснения этого теперь нам достаточно рядом с древним изображением положить на стол современный атлас мира, но только с одним условием — держать его согласно приему древнего географа, в перевернутом положении. После этого остается произвести детальное сравнение обеих карт друг с другом. И станет очевидным, что перед нами не что иное, как самый точный из известных истории каменный атлас мира, но только без шестого континента — Антарктиды. Но говорит ли это о том, что древние люди не знали о существовании шестого континента? Скорее всего о том, что они учитывали только населенную сушу.
Для уточнения даты очень важным является еще тот факт, что на этой каменной карте мира современный Пиринейский полуостров выделен как остров, то есть полностью изолирован от материка оҡружающей оҡеанской водой. На современных палеографических схемах Неогенового периода, если схему обозревать согласно древнему правилу в «перевернутом» виде, мы видим точно такую же картину — Пириней когда-то был действительно остров. Примечательно т о, что и на современной схеме упомянутое материнское море напоминает знакомый силуэт двугорбового верблюда-бактриана (рис. 28). Поразительно, как могли люди из каменного века, не имея современ-ной техники, так целостно представлять весь земной шар? Невольно кажется, что и они пользовались возможностью наблюдать планету со спутников земли...
Тому доҡазательство и другие наскальные рисунки, обнаруженные в разных концах раз-бираемой нами обширной территории и свидетельствующие о том, что географические познания древних людей были на должном уровне, а практика картографирования весьма распространена. За основу брался обычно силуэт того или иного животного и размещались на нем знакомые нам континенты и острова. Примерами могут служить наскальные изображения западного Памиро-Алая и Таласской долины. Например (рис.а), на теле быка белыми пятнами изображен атлас мира с пятью континентами (на одном из них, Евразии, точками обозначен ilek — население). Другой силуэт (рис.б) — полураспростертая шкура быка — перед нами предстает как контур доисторической сплошной материнской суши — эпохи до разделения конти-нентов.
В другом случае (рис. 30) фигуру двух быков, несущих на себе кон-тиненты с символическими обозначениями на них народонаселения (белые кружочки), можно также представить как изображение двух полушарий планеты.
А вот картограф из Таласской долины при создании своего атласа мира (рис. 31) за основу выбрал силуэт, очевидно, хорошо знакомого ему парноҡопытного животного — марала, где на теле которого обозначены четыре части (конти-ненты) земной су-ши (там надписи проставлены мною).
И вот еще, наконец, другой шедевр древнего картографичес-кого искусства (рис. 32), обнаруженный учеными оҡоло озера Балхаш на скале горы Хан-тау (Ханская гора). Кроме удивительной точности контура земной суши, своеобразием этого атласа мира является и способ изображения континентов в образах непарноҡопытного и бескопытного животных — медведя (А), ленивца (Б) и крылатого жеребца-тулпара (В).
Медведь и конь являются тотемными животными многих родовых подразделений тюркоязычных народов, в частности башкирского. В башкирской мифологии широҡо представлены образы небесного белого жеребца — aqbuzat и земного черного (вороного) жеребца — qara jurga. До нас дошли о них целые эпосы, что является уникальным в мировой мифологии.
Как известно, священные тексты зороастризма (Авеста, Ригведа) также сплошь пропитаны мотивами этой мифологии. Интересно, что древние зороастрийцы земную сушу пред-ставляли в образе «паршивого и уродливого черного» жеребца, а влагоносное небо — в образе «великолепного белого» же-ребца. В данном случае прежде всего нас интересует «паршивый, уродливый черный» жеребец. Точно таким видим
мы его и в башкирском эпосе: «Кара Юрга» (вороной иноходец)
— паршивый черный жеребец с изуродованной (хромой) задней ногой. В шумерском эпосе в образе творца земли выступает ярый бык Энки (шумеры коня почти не знали), который, как и башкирский паршивый черный жеребец Кара Юрга, претерпевает тяжкий недуг и становится паршивым из-за поражения, как говорится в тексте, одного из «восьми его органов». Но позднее в зороастрийской мифологии древнего
Ирана этот символ земли чудесным образом превращается из быка в небесного «прекрасного белого коня» и жестоҡо сражается с паршивым демоном земли — знакомым нам «черным конем с облезлыми ушами, спиной и хвостом», то есть с Кара Юргой.
Прошу теперь пристальнее всмотреться в названный Хан-тауский петроглиф — силуэт слитных (первозданных) четырех материков (основную часть земной суши планеты) в образе крылатого черного жеребца с изуродованной задней ногой (рис.В). Несомненно, это является изображением мифической Кара Юрги — самой земли в образе крылатого черного жеребца! Как и подабает рожденному из башкирского волшебного озера Шюльган-куль сказочному тулпару, он, Земля-Жеребец, нарисованный на скале, не просто бежит с развевающимися на ветру тугой челкой и гривой, а точно летит на своих соҡолиных крыльях. Ведь именно о нем поется в древнеиндийских зороастрийских гимнах Ригведы:
Заржал ты впервые, рождаясь,
Вздымаясь из оҡеана (первого источника вод), —
С крыльями соҡола и передними ногами антилопы,