Shock G, Digital Underground. Сольные треки больше способствуют сохранению цельности идеи, когда сохраняется определённый стиль или точка зрения

Сольные треки больше способствуют сохранению цельности идеи, когда сохраняется определённый стиль или точка зрения, например как в “Humpty Dance” (138) или в “So Many Tears” 2Pac (161). Даже не смотря на то, что мы собрались продюсировать ему ещё один трек, в отличие от “I Get Around” (135) Pac не допустил нас к участию в “Tears”, потому что в нём он сосредоточился на собственной биографии, точно так же, как основой трека “[Humpty] Dance” было моё второе «Я» Humpty’s. С другой стороны, на совместных треках проще сделать что-нибудь интересное и разнообразное, когда есть больше идей, больше вариантов, больше мозговой силы, как в “Doowutchyalike” (140) и в “Same Song” [с 2Pac] (133).

Работа в группе

Работа в группе может отличаться от работы водиночку, поскольку в этом случае нужно принимать в расчёт мнение других участников группы и их представление о том, как должен звучать каждый трек. Это не обязательно проще или сложней, это просто по-другому.

Lord Jamar, Brand Nubian

У всего есть свои плюсы и минусы. Плюсом может быть то, что тебе не нужно писать много текста. Минусом – то, что иногда приходится идти на компромисс, чтобы не ущемлять интересы других.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Одним из главных преимуществ явлется то, что каждому участнику нужно писать меньше текста.

Sheek Louch, D-Block/The LOX

[В группе] гораздо легче. Например записывать альбом LOX было проще, потому что каждому треку уже были обеспечены три куплета ( в LOX входят три участника, кроме Sheek Louch, это Jadakiss и Styles P – прим.пер.) Если я работаю сольно, мне нужно самому сочинять и припев, и все три куплета и концепцию. В группе мы делали треки, исходя из какой-нибудь идеи, и была высока вероятность того, что у нас возникнет спор из-за припева. Что касается куплетов, то я мог написать свои двенадцать или шестнадцать тактов, от которых отталкивались мои напарники, сочиняя свои текста. Либо я слушал их куплеты, либо они – мои, и работа кипела.

Однако тот факт, что писать нужно меньше, означает, что при этом нужно суметь донести основную мысль в более компактном виде и то, что твой материал не должен уступать в качестве текстам других эмси на треке.

Sean Price, Heltah Skeltah

Писать нужно меньше, но в то же время надо изложить основную мысль за меньшее же время, так что в этом тоже есть своё испытание.

Styles P, D-Block/The LOX

Это проще, потому что в группе у тебя меньше работы, но в то же время надо быть на уровне со своими напарниками.

Работа в группе также стимулирует дружескую конкуренцию в том, кто сочинит лучший куплет, от чего треки только выигрывают в качестве.

Fredro Starr, Onyx

Работа в группе заставляет реализовываться по максимуму, потому что в ней в некотором смысле присутствует элемент конкуренции. Поэтому когда я узнавал, какой текст сочинил Sticky [Fingaz], мне хотелось сочинить не хуже. Если я слышал от Sticky бешенный текст, я решал, что напишу текст ещё более ненормальный.

Bootie Brown, The Pharcyde

Между тобой и твоими напарниками идёт дружеская конкуренция, потому что каждый хочет выделиться. Тебе хочется, чтобы в результате получился качественный коллективный трек, но никто не откажется от высокой оценки именно своего куплета. Нет ничего лучше сотрудничества с людьми, которые готовы работать, когда твои соавторы спрашивают: “Что от меня требуется? Я готов.” и делают свою работу, находиться в такой атмосфере – одно удовольствие.

СОЧИНЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И ВОДИНОЧКУ

Не смотря на то, что каждый эмси обычно читает по одному куплету, большинство хип хоп групп предпочитают сочинять текст вместе или, как минимум, обмениваться идеями.

Imani, The Pharcyde

Я привык работать с коллегами и обмениваться с людьми идеями. Когда трек сочиняют четыре человека, то на тебе лежит совсем другая степень ответственности, в отличие от работы соло или в дуэте, хотя трудным это никогда не было, потому что никто не устанавливал никаких правил. Можно дать тему, и каждый погружается в свой собственный мир, чтобы её обдумать. Иногда мы буквально садимся и начинаем сочинять, выбрав концепцию и приняв решение о том, что конкретно будем делать. Таким методом мы написали например треки “Officer” (162) и “Ya Mama” (032).

Dray, Das EFX

Я бы не сказал, что мы писали друг за друга целые куплеты, но бывало, что мы говорили друг другу: “Слышь, у меня тут остались неиспользованными пару строчек, не хочешь их взять? Вот, зацени.”

Во многих группах эмси сочиняют текст для других участников, в зависимости от того, что лучше для трека.

Havoc, Mobb Deep

Да, конечно, я писал куплеты для Prodigy, а он – для меня. Мы – одна семья, так что это не имеет значения. Мы даже не считаем это фантомным авторством (ghostwriting), это просто обычное явление.

Big Noyd

У меня никогда не было посторонних авторов, мне никто никогда не писал тексты, но [во время сотрудничества с Mobb Deep] у меня неизбежно возникали моменты, когда кто-нибудь из команды помогал мне с текстом. Например я мог написать текст, и Prodigy говорил : “Охуенный куплет, только измени вот в этом месте, так он будет ещё круче.” и сам подбрасывал мне пару строчек.

Tajai, Souls of Mischief

Мы в группе писали друг для друга, или коллективно сочиняли один куплет, а читал его я, или каждый читал какую-то часть куплета, так что это можно назвать соавторством. Мы всё писали сообща, хотя разумеется бывают моменты, когда ты отделяешься и пишешь водиночку, но при этом тебе уже известна концепция, припев и насколько длинной должна быть твоя партия.

В то же время участники других групп чаще всего пишут текст по отдельности, когда каждый сочиняет свой собственный куплет, которые они потом записывают на один бит. Но даже в этом случае артисты могут получать вдохновение друг от работы друга или сочинять текст на одну и ту же тему.

Lord Jamar, Brand Nubian

У нас в группе мы просто разбредаемся и каждый пишет водиночестве. Мы можем находиться в одной комнате, но пишем по-отдельности, а не так, что я кому-то подсказываю строчку, а кто-то – мне. Но нас может вдохновить текст кого-то из коллег. Например кто-то пишет текст и говорит: “Эй, слушайте чего у меня получилось”, ты слушаешь и думаешь: “Ну-ну, надо бы мне свой текст сделать поядовитей”, – мы таким образом помогаем друг другу. [Когда мы сочиняли трек “Slow Down” (163)] у нас была концепция. Как только мы с ней определились, мы решили “ок, описываем всё, что нам известно, поехали”.

( Bun B, UGK (Бан Би, ЮДжиКэй)

Когда мы [с Pimp C] пишем свои куплеты мы находимся в одной комнате, но не разговариваем. Он себе на одном диване, я на другом, бит играет на фоне, а мы пишем, но не общаемся, пока каждый не допишет свой куплет, и всегда между ними есть сходство. Мы это сами понять не можем. Он пишет своё, а я своё. Но по непонятной причине наши куплеты дополняют друг друга. – прим.пер. )

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

Когда трек сочиняется в коллективе, нужно определиться с порядком чтения куплетов каждым из участников. В одних случаях очерёдность определяется тем, кто раньше написал свой текст. В других – тем, насколько она идёт на пользу самому треку.

Havoc, Mobb Deep

Иногда это зависит от того, кто раньше написал текст. В основном первым заканчиваю писать я, поэтому я и читаю первым.

Dray, Das EFX

Когда дело касается того, кто за кем читает, это вопрос интуиции, чей куплет больше подходит для начала, или кто чувствует, что он дожен читать первым.

ЧЕЛНОЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

В некоторых групповых треках вместо того, чтобы каждый куплет читался одним артистом, несколько эмси по-очереди читают строчки одного куплета.

Andy Cat, Ugly Duckling

Груповая читка – это один из элементов раннего хип хопа, как например у Leaders Of The New School или ещё раньше у Treacherous Three. Это один из важных элементов хип хопа, существующий со времени его возникновения. У рэпперов были целые паритуры такого исполнения, почти как doo-wop пение.

Челночные партии чаще всего сочиняются одним из участников группы, а потом распределяются между всеми, но иногда разные партии сочиняются разными людьми, а потом компонуются в единый текст.

Akil the MC, Jurassic 5

Иногда кто-то сочиняет весь текст, и потом мы его дробим. Это зависит от количество тактов в партии. Если партия двухтактовая, то каждый по очереди пишет свои две строчки. Но для более изощрённой читки по одному слову, кто-то один пишет текст целиком, а потом говорит: “Это твоя партия, это твоя, я зачитаю это, а ты то.”

Andy Cat, Ugly Duckling

С Dizzy, моим коллегой по группе, мы часто читаем по очереди. Я читаю две строчки, потом он две, и мне нужно следить за тем, где начинается его фраза, и где оканчивается моя. Иногда кто-нибудь из нас сочиняет весь текст, бывали треки, где много челночной читки, которые начинались с того, что я говорил: “Мужики, у меня есть кое-что для переклички.” Я слышал, что “Paul Revere” Beastie Boys (164) и треки, на которых они как бы общаются друг с другом, написаны одним человеком, и это логично, потому что довольно сложно двум людям сочинить все элементы челночного текста.

Некоторые артисты создают ещё более замысловатые вариации этого вида коллективной исполнения. На треке “Latyrx” (165) участники группы Latyrx читают партии не только способом переклички, но и синхронно, когда в определённых местах их партии пересекаются.

Lateef, Latyrx

Когда мы сочиняли “Latyrx” у нас был бит, мы сели вместе писать текст, решив, что наши партии в некоторых местах будут совпадать. На сочинение текста у нас ушло дня два. Потом мы прошлись по всему тексту с начала и определились кто где будет читать синхронно. Мы и записывали его одновременно. Так как мы его написали сообща, мы и читали его всегда сообща. Когда мы в группе пишем тексты, в которых присутсвует перекличка, мы в осовном пишем их вместе – я напишу одну-две строчки и мы решаем как мы их будем читать, потом мой напарник пишет одну-две и мы распределяем роли по ним. Это очень органичный процесс, проблемой это может стать, когда ты на хрен забываешь кто что написал.

КОМПРОМИССЫ

Для того, чтобы трек состоялся, или всех устраивал творческий замысел, участникамм группы приходится идти друг с другом на компромиссы.

B-Real, Cypress Hill

Когда работаешь в группе, неизбежно возникают подобные ситуации. У меня бывали куплеты, которые [DJ Muggs] не слишком нравились, которые он может быть хотел, чтобы я переписал, поэтому приходится идти на компромиссы. Порой возникает какое-нибудь яблоко раздора, будь то текст, который я написал, или бит, который он нам дал, но в основном, я бы сказал в девяноста процентах случаев, наши вкусы в музыке совпадали.

Если вы хотите, чтобы дела в группе шли гладко, уважайте и учитывайте мнение всех участников группы.

Vast Aire, Cannibal Ox

В группе нужно брать в расчёт то, над чем твоему коллеге работать интересней. Мы всегда читаем на треках, к которым кто-то один из нас испытывает особое предпочтение.

Однако, чем больше людей участвуют в создании трека, тем сложнее организовать совместное творчество. В больших командах полезно иметь руководителя, который бы задавал направление и обеспечивал плодотворное сотрудничество между всеми участниками группы.

Tash, Tha Alkaholiks

Мне нравится атмосфера, когда все в сборе. Я люблю когда я, J-Ro, E-Swift – все Alkaholiks работаем с Phil The Agony, Xzibit, King Tee, Defari, Lootpack. Но когда в помещении слишком много народу на один бит, мнений становится слишком много. Невозможно всем угодить, не получится всем сойтись на одном и том же в одно и то же время.

Наши рекомендации