Выполнение практической части по литературе

Тема Кол-во часов Аудиторные домашние
Контрольная работа №1. Сочинение на тему «Мудрость народа в былинах, пословицах, сказаниях»  
Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова  
Контрольная работа №3. Тестирование по литературе XIX века.  
Контрольная работа №4 по изученным темам.  
Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям  
Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького  
Контрольная работа №7 по произведениям писателей 20 века  
Контрольная работа №8 по произведениям писателей и поэтов 20 века  
Итоговая работа  

Тематическое планирование

№ урока Тема урока Виды деятельности учащихся Характеристика основных видов деятельности учащегося Виды контроля
Метапредметные Личностные УУД Предметные УУД  
      Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД      
Введение (1 ч). Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Выявление уровня литературного развития учащихся.. Конспект лекции, работа с книгой, пересказ Знают образную природу словесного искусства. Умеют составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.   Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят свои действия. тест
Устное народное творчество (6ч).
Предания как поэтическая автобиография народа. Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «предание», «устная народная проза», «гипербола», «героический эпос». Знают термин «предание, умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Учатся понимать выделенные учите лем ориентиры действия в учебном процессе Получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уметь заменять термины определениями  
Афористические жанры фольклора как средство народного воспитания Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) Владеют общим приёмом анализа литературного произведения   Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. Формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные высказывания формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме  
Мудрость народа в пословицах и поговорках. Различение пословиц и поговорок, выявление их смысловых и стилистических особенностей и использование в устных и письменных высказываниях Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) Уметь заменять термины определениями.  
Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах Объяснение специфики происхождения, форм бытования Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. Объяснение специфики происхождения, форм бытования Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу Осознать качество и уровень усвоения, корректируть свою работу.  
Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович» Понимание особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.  
Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко» Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Знают своеобразие былинного эпоса. Умеют воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу Самостоятельно формулируть познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Проектная задача
Древнерусская литература (2ч).
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». Сопоставление произведений древнерусской литературы с фольклором Владеть общим приёмом анализа литературного произведения   Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу.  
«Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы. Составление плана устного и письменного высказывания Формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.   Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного рез-та. Контрольная работа №1
Русская литература XVIII века(2 ч).
Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» Выявление характерных для русской поэзии 18 века тем, образов и приёмов изображения человека Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения   Рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки  
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р.Державина. Сопоставление канонов классицизма и национальной самобытности русской поэзии 18 века. Осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.   Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Проектная задача
Русская литература XIX века (28 ч).
Изображение Петра1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Сопоставительный анализ Портретов Петра I и Карла XII. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.   Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Определять основную и второстепенную информацию.  
Тема и идея поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I. Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами. Формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Выделять и формулируть проблему.  
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. подбор цитатных примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «баллада» Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации, определять последовательность целей и действий с учётом конечного результата Формулировать собственное мнение и позицию; прояв -лять интерес и уважение к различным точкам зрения Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.  
Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Формулирование вопросов по тексту произведений, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия « Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.  
Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне тиз библейского первоисточника Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Составлять план и последовательность действий. выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.  
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Строят логические цепи рассуждений. Проектная задача
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поиск в «Песне…» цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризма» Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки  
Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…» Сопоставление содержания «Песни…» с романтическими реалистическими принципами изображения жизни и человека Уметь определять причины и следствия явлений, событий - делать выводы на основе обобщения знаний Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Осознавать себя гражданином России; объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.  
Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова Урок контроля Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия.   Мотивация учебной деятельности.   Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа№2
Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Письменный анализ стихотворения по плану анализа лирики Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. Выполнять учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия. Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России Выделять и формулировать проблему. Проектная задача
Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Развитие понятия об эпосе, выявление элементов сюжета и композиции повести Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Выделять и формулироватьть познавательную цель    
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Строят логические цепи рассуждений.  
Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. Анализ эпизода «Описание Запорожской Сечи»». Роль эпизода в повести.  
Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Составление плана анализа эпизода, обучение анализу эпизода. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Проектная задача
Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Развитие речи Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.   Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа №3
Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» Использовать поиск необходимой информации при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге. Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.   Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста  
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению Делать выводы на основе обобщения знаний; определять последовательность действий для решения предметной задачи. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Строят логические цепи рассуждений.  
Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Выделять и формулируть познавательную цель    
Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. Определяют элементы сатиры на барскую Русь. Воспринимают и сохраняют учебную задачу. Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста  
Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов». Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Определять основную и второстепенную информацию.  
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». «Сказки для детей изрядного возраста» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. Использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами . Осознавать уровень и качество выполнения работы. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Определять общую цель и пути её достижения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций   Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьтьерных средств.  
Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина Разбор сказки после самостоятельного прочтения. Понятие о гротеске. Осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний Осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа №4
Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство» Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Средства создания комического в рассказе. Осуществление поиска необходимой информации. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, воспринимают оценку, ориентируются в учебнике. Определять общую цель и пути её достижения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.  
Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник» Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник», анализ рассказа.   Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали   Развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Строят логические цепи рассуждений.  
Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. Внеклассное чтение Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя Определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. Определять последовательность действий для решения предметной задачи. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.  
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин Аналитическая беседа, проблемные вопросы Знать основные пункты анализа стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.     Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа №5
Русская литература XX века (22ч).
Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». Идейно-тематическая направленность рассказа Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную Определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Структурировать знания.  
Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». Аналитическая беседа, проблемные вопросы Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного.   Уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний   Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство». Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Использование различных способов поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.  
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.   Практикум Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Строят логические цепи рассуждений.  
Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристики Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.  
Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького Контроль полученных знаний Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.   Семья как нравственная и духовная ценность человечества Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа №6
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»   Ознакомить учащихся с жизнью писателя. Прочитать рассказ и анализировать вырабатывать навыки составления плана Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить сообщения творческого и исследовательского характера. Конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических картин Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.   Строят логические цепи рассуждений  
Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Доброжелательно, отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. Выбирать основания и критерии для сравнения, объектов  
Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.   Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Строят логические цепи рассуждений  
Контрольная работа №7 по произведениям писателей 20 века Отношение писателя к своим необычным героям Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Контрольная работа №7
Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Рассказ учителя. Практикум Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Составлять план и последовательность действий.  
Философские проблемы в лирике Твардовского Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Выделять и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.  
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  
Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Строят логические цепи рассуждений  
Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла» Нравственные проблемы рассказа. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки  
Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказа. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Устанавливать причинно-следственные связи.  
Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки  
«Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи Развитие представления о публицистике. Практикум. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Составлять план и последовательность действий  
Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда». Выявление элементов сюжета и композиции рассказов М. М. Зощенко. Комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко (по выбору учителя). Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа. Составление викторины на знание текста рассказов Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составление иллюстрированного электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину
Контрольная работа №8 по произведениям писателей и поэтов 20 века Письменный ответ на проблемный вопрос: Что я считаю особенно важным в моём любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины XX века? Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Строят логические цепи рассуждений. Контрольная работа №8
Из литературы народов России (1ч).
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. Сопоставление переводов стихотворений на русский язык. . Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях Знать: факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения Уметь: выразительно читать стихотворения Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст  
Из зарубежной литературы(5ч).
Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Выявление черт фольклора, определение функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки  
Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины . Устные рассказы о поэтах и писателях, литературных жанрах на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Выделять и формулируть проблему.  
Японские хокку. Особенности жанра Составление стилизаций хокку на русском языке. Сопоставление различных переводов. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.  
Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ», Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Устойчивое следование в поведении социальным нормам Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.  
Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» Нравственная оценка героев рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.  
Уроки итогового контроля(1ч).
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу Итоговая работа
                                                                                 

Наши рекомендации