№ урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Характеристика основных видов деятельности учащегося | Виды контроля |
Метапредметные | Личностные УУД | Предметные УУД | |
| | | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | | | |
| Введение (1 ч). Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Выявление уровня литературного развития учащихся.. | Конспект лекции, работа с книгой, пересказ | Знают образную природу словесного искусства. Умеют составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа | Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию | Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят свои действия. | тест |
Устное народное творчество (6ч). |
| Предания как поэтическая автобиография народа. | Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «предание», «устная народная проза», «гипербола», «героический эпос». | Знают термин «предание, умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Учатся понимать выделенные учите лем ориентиры действия в учебном процессе | Получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Уметь заменять термины определениями | |
| Афористические жанры фольклора как средство народного воспитания | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) | Владеют общим приёмом анализа литературного произведения | Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. | Формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные высказывания | формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме | |
| Мудрость народа в пословицах и поговорках. | Различение пословиц и поговорок, выявление их смысловых и стилистических особенностей и использование в устных и письменных высказываниях | Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку | Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) | Уметь заменять термины определениями. | |
| Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах | Объяснение специфики происхождения, форм бытования | Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. | Объяснение специфики происхождения, форм бытования | Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу | Осознать качество и уровень усвоения, корректируть свою работу. | |
| Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович» | Понимание особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. | Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. | Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения | Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | |
| Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко» | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Знают своеобразие былинного эпоса. Умеют воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. | Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. | Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу | Самостоятельно формулируть познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Проектная задача |
Древнерусская литература (2ч). |
| Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». | Сопоставление произведений древнерусской литературы с фольклором | Владеть общим приёмом анализа литературного произведения | Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. | Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу. | |
| «Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы. | Составление плана устного и письменного высказывания | Формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного рез-та. | Контрольная работа №1 |
Русская литература XVIII века(2 ч). |
| Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» | Выявление характерных для русской поэзии 18 века тем, образов и приёмов изображения человека | Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения | Рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) | Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки | |
| Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р.Державина. | Сопоставление канонов классицизма и национальной самобытности русской поэзии 18 века. | Осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. | Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. | Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Проектная задача |
Русская литература XIX века (28 ч). |
| Изображение Петра1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Сопоставительный анализ Портретов Петра I и Карла XII. | Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. | Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Определять основную и второстепенную информацию. | |
| Тема и идея поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). | Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I. | Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами. | Формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. | Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Выделять и формулируть проблему. | |
| «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. | подбор цитатных примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «баллада» | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. | Выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации, определять последовательность целей и действий с учётом конечного результата | Формулировать собственное мнение и позицию; прояв -лять интерес и уважение к различным точкам зрения | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | |
| Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» | Формулирование вопросов по тексту произведений, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия « | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. | Осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | |
| Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне тиз библейского первоисточника | Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. | Составлять план и последовательность действий. выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | |
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении | Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. | Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы | Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | Строят логические цепи рассуждений. | Проектная задача |
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Поиск в «Песне…» цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризма» | Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. | Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки | |
| Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…» | Сопоставление содержания «Песни…» с романтическими реалистическими принципами изображения жизни и человека | Уметь определять причины и следствия явлений, событий - делать выводы на основе обобщения знаний | Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Осознавать себя гражданином России; объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | |
| Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Урок контроля | Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание | Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия. | | Мотивация учебной деятельности. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа№2 |
| Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» | Письменный анализ стихотворения по плану анализа лирики | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. | Выполнять учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия. | Формулировать собственное мнение и позицию. | Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России | Выделять и формулировать проблему. | Проектная задача |
| Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Развитие понятия об эпосе, выявление элементов сюжета и композиции повести | Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | Выделять и формулироватьть познавательную цель | |
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия. | Развитие понятия о литературном герое | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Строят логические цепи рассуждений. | |
| Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Анализ эпизода «Описание Запорожской Сечи»». Роль эпизода в повести. | |
| Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Составление плана анализа эпизода, обучение анализу эпизода. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. | Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Проектная задача |
| Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Развитие речи | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа №3 |
| Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». | Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» | Использовать поиск необходимой информации при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге. | Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста | |
| Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению | Делать выводы на основе обобщения знаний; определять последовательность действий для решения предметной задачи. | Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности | Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | Строят логические цепи рассуждений. | |
| Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» | Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению | Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. | Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. | Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | Выделять и формулируть познавательную цель | |
| Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. | Определяют элементы сатиры на барскую Русь. | Воспринимают и сохраняют учебную задачу. | Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста | |
| Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов». | Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад | Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. | Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | Определять основную и второстепенную информацию. | |
| Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». | «Сказки для детей изрядного возраста» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. | Использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами . | Осознавать уровень и качество выполнения работы. | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Определять общую цель и пути её достижения. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьтьерных средств. | |
| Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина | Разбор сказки после самостоятельного прочтения. Понятие о гротеске. | Осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний | Осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. | Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа №4 |
| Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство» | Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
| Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». | Средства создания комического в рассказе. | Осуществление поиска необходимой информации. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, воспринимают оценку, ориентируются в учебнике. | Определять общую цель и пути её достижения. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | |
| Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник» | Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник», анализ рассказа. | Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали | Развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | Строят логические цепи рассуждений. | |
| Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Внеклассное чтение | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя | Определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. | Определять последовательность действий для решения предметной задачи. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | |
| Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать основные пункты анализа стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. | Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
| Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа №5 |
Русская литература XX века (22ч). |
| Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». | Идейно-тематическая направленность рассказа | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Определять наиболее эффективные способы достижения результатов. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Структурировать знания. | |
| Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. | Выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного. | Уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
| Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство». Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ | Использование различных способов поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | |
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | Практикум | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | Строят логические цепи рассуждений. | |
| Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Портрет как средство характеристики | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | |
| Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького | Контроль полученных знаний | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | Семья как нравственная и духовная ценность человечества | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа №6 |
| Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака» | Ознакомить учащихся с жизнью писателя. Прочитать рассказ и анализировать вырабатывать навыки составления плана | Применять установленные правила в планировании способа решения. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить сообщения творческого и исследовательского характера. | Конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
| Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических картин | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | Строят логические цепи рассуждений | |
| Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Доброжелательно, отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | Выбирать основания и критерии для сравнения, объектов | |
| Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка». | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку | Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | Строят логические цепи рассуждений | |
| Контрольная работа №7 по произведениям писателей 20 века | Отношение писателя к своим необычным героям | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Контрольная работа №7 |
| Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | Рассказ учителя. Практикум | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | Составлять план и последовательность действий. | |
| Философские проблемы в лирике Твардовского | Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | Выделять и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. | |
| Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны | Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
| Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» | Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Строят логические цепи рассуждений | |
| Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла» | Нравственные проблемы рассказа. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки | |
| Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» | Нравственные проблемы рассказа. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». | Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки | |
| «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи | Развитие представления о публицистике. Практикум. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Составлять план и последовательность действий | |
| Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда». | Выявление элементов сюжета и композиции рассказов М. М. Зощенко. Комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко (по выбору учителя). Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа. Составление викторины на знание текста рассказов | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
| Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Составление иллюстрированного электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину |
| Контрольная работа №8 по произведениям писателей и поэтов 20 века | Письменный ответ на проблемный вопрос: Что я считаю особенно важным в моём любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины XX века? | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Строят логические цепи рассуждений. | Контрольная работа №8 |
Из литературы народов России (1ч). |
| Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. | Сопоставление переводов стихотворений на русский язык. . Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях | Знать: факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения Уметь: выразительно читать стихотворения | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | |
Из зарубежной литературы(5ч). |
| Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). | Выявление черт фольклора, определение функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки | |
| Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины | . Устные рассказы о поэтах и писателях, литературных жанрах на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Выделять и формулируть проблему. | |
| Японские хокку. Особенности жанра | Составление стилизаций хокку на русском языке. Сопоставление различных переводов. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | |
| Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ», | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | |
| Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» | Нравственная оценка героев рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. | Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | |
Уроки итогового контроля(1ч). |
| Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Осознать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу | Итоговая работа |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |