Неправильным подбором слов

Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов.

Например:

Большаяполовина студентов нашей группы явилась на субботник.

Речевая ошибка в этой фразе состоит в том, что неправильно употреблено слово половина, которая не может быть ни большей, ни меньшей. Поэтому следует сказать:

Большая часть студентов... (или большинство студентов...).

Другой пример:

Большинство времени у нас иногда уходит на составление ненужных отчетов.

Слово большинство сочетается лишь с конкретными существительными (большинство студентов, большинство учащихся), а слово время обозначает отвлеченное понятие. Поэтому следует сказать: Большая часть времени.

Еще примеры с аналогичными речевыми ошибками:

Об этом я скажу в своем докладе ниже.

Скажите, кто здесь крайний? (в очереди).

Первую фразу следует перестроить так: Об этом я скажу в своем докладе потом (или позже). Сами понятия выше, ниже применимы лишь к письменной речи, но не к устной.

Например:

Об этом я в своем отчете уже выше писал.

Что касается «живой» очереди за чем-либо, то она края не имеет, так как постоянно то увеличивается, то уменьшается. Поэтому следует спросить: Кто здесь последний?

Задание:

Сравните:

край дороги, поля, города, села.

Речевые ошибки, связанные с

Тавтологией и плеоназмом

Иногда нашу речь засоряют тавтология и плеоназм.

Тавтология (от греческого tauto - то же самое и logos - слово) - это повторение одних и тех же слов или падежных форм одного слова в пределах небольшого текста, или абзаца в письменной речи, или фрагмента какого-то выступления, или даже в пределах одной фразы.

Неправильным подбором слов - student2.ru Неправильным подбором слов - student2.ru Неправильным подбором слов - student2.ru Пример из рецензии студента на журнальную статью профессора Л.И. Скворцова «Что угрожает русскому литературному языку?»:

Автор статьи категорически против засорения русского языка иноязычными словами. Автор придерживается такого мнения, что если мы будем пользоваться «чужими» словами, то наша культура будет уже не чисто русской. Автор пишет, что уже сейчас чувствуется вымирание Руси.

Пример из ответа студента на вопрос анкеты: «Какую роль в профессии юриста играет культура речи?»

Повышать культуру речи нужно всем людям, но особенно это важно для людей, которые работают с людьми: для юристов, журналистов, учителей, врачей, продавцов.

Чтобы избежать в своей речи тавтологии, достаточно одно из одинаковых слов заменить другим словом или каким-либо местоимением. Так, во втором примере форму родительного падежа существительного (для людей) следует заменить аналогичной формой указательного местоимения (для тех).

Плеоназм(от греческого pleonasmos - переизбыток) - это речевое излишество, когда одно из двух слов несет излишнюю, дублирующую информацию.

Известен такой эпизод из биографии А.М. Горького. Читая рукопись рассказа одного начинающего писателя, он встретил такую фразу: «Не суй своего носа куда не следует». А.М. Горький подчеркнул эту фразу и карандашом на полях рукописи сделал такую пометку: «А разве можно совать чужой нос?»

Другие примеры с плеоназмом:

в декабре месяце (т.к. декабрь - название месяца)

сто рублей денег (т.к. рубль - наименование денежной купюры)

двадцать пять человек студентов (одно из двух последних слов является излишним)

беляши с мясом (без мяса беляшей не бывает)

моя автобиография (само это иноязычное слово в буквальном переводе па русский язык означает «мое жизнеописание»)

прейскурант цен (в буквальном переводе на русский язык слово прейскурант означает «текущая цена»).

Разновидностью плеоназма является употребление в одной фразе местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) после существительного в роли одного и того же члена предложения (чаще всего подлежащего).

Например:

Учеба, она требует больших усилий. Легенда, она создавалась еще при жизни художника Малевича (из телепередачи).

Местоимение 3-гo лица здесь возможно лишь в новой фразе.

Например:

Это была легенда, она создавалась еще при жизни художника Малевича.

Наши рекомендации