Правила организации самостоятельной работы
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… | |
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ…………. | |
3 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ……….... | |
4 ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………… | |
5 КАК НЕ ЗАСНУТЬ НА ЛЕКЦИИ… ИЛИ СЛУШАЯ, УСЛЫШАТЬ…. | |
6 КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ……………………………………………............. | |
7 КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ………………………………..................... | |
8 ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ………….... | |
9 МОЖНО ЛИ СТАТЬ ЦИЦЕРОНОМ… ИЛИ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ………………………………………………………………………. | |
10 КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА………………………… | |
11 КАК РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ………………………….... | |
12 КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ……… | |
13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. | |
14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации разработаны для студентов первого курса колледжа экономики, управления и права на основе программы по истории для СПО с учетом рекомендаций по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13), правил научной организации труда и эргономики. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.
Студенты познакомятся с правилами и приемами выполнения видов самостоятельной учебной работы, следование которым будет способствовать качественному усвоению знаний и формированию умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Основными целями внеаудиторной работы студентов являются:
- овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю;
- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;
- повышение эффективности учебного процесса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Сам. р. в час | Виды самостоятельной работы студента |
Введение. Историческое знание | Работа с таблицами и схемами | |
Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества | ||
Тема 1.1 Первобытный мир | Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование | |
Раздел 2 Цивилизации Древнего мира | ||
Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты | Работа с историческими картами | |
Тема 2.2 Античная цивилизация | Подготовка сообщений | |
Тема 2.3 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций | Подготовка сообщений | |
Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в средние века | ||
Тема 3.1 Становление западноевропейской средневековой цивилизации | Работа с историческими картами | |
Тема 3.2 Расцвет западноевропейской цивилизации | Выполнение творческих заданий | |
Тема 3.3 Арабо-мусульманская цивилизация | Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспектирование | |
Тема 3.4 Индия и Дальний Восток в средние века | Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование | |
Раздел 4 История России с древнейших времен до конца XVII века | ||
Тема 4.1 Восточная Европа: природная среда и человек | Подготовка сообщений | |
Тема 4.2 Восточные славяне в VII-VIII вв. | Подготовка сообщений | |
Тема 4.3 Формирование основ государственности восточных славян | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 4.4 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 4.5 Борьба Руси с иноземными завоевателями | Подготовка сообщений | |
Тема 4.6 Русь на пути к возрождению | Подготовка сообщений | |
Тема 4.7 Россия в царствование Ивана IV | Подготовка сообщений | |
Тема 4.8 Смута в России начала XVII в. | Выполнение творческих заданий | |
Тема 4.9 Россия в середине и второй пол. XVII | Подготовка сообщений | |
Тема 4.10 Русская культура в IX-XVII вв. | Подготовка сообщений | |
Раздел 5 Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв. | ||
Тема 5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу | Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование | |
Тема 5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии | Работа с историческими картами | |
Тема 5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 5.4 Развитие культуры в новое время | Подготовка сообщений | |
Раздел 6 Россия в XVIII веке | ||
Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 6.2 Внешняя политика России в эпоху Петра I | Работа с историческими картами | |
Тема 6.3 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Россия во второй полов. XVIII в. | Работа с историческими картами | |
Тема 6.4 Культура России в XVIII веке | Работа с таблицами и схемами | |
Раздел 7 Становление индустриальной цивилизации | ||
Тема 7.1 Индустриальное развитие стран Запада во второй половине XVIII-XIX вв. | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 7.2 Политическое развитие западного мира в XIX | Подготовка сообщений | |
Тема 7.3 Развитие культуры в странах Западное Европы в XIX в. | Подготовка сообщений | |
Раздел 8 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | ||
Тема 8.1 Страны Востока в период колониализма | Работа с историческими картами | |
Раздел 9 Россия в ХIХ веке | ||
Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 9.2 Отечественная война 1812 г., ее влияние на межд. и внутреннее положение России. Декабристы | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 9.4 Россия в эпоху реформ Александра II | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 9.6 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру | Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование | |
Раздел 10 От Новой истории к Новейшей | ||
Тема 10.1 Мир в 1900-1914 гг. | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 10.2 Россия в начале XX века | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 10.3 Первая мировая война | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 10.4 Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль-октябрь 1917 г.) | Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование | |
Тема 10.6 Гражданская война в России | Выполнение творческих заданий | |
Раздел 11 Между мировыми войнами | ||
Тема 11.1 Страны Западной Европы, США, Азии в 1918-1939 гг. | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 11.2 Советская Россия в 1920-1921 гг. От «военного коммунизма» к НЭПу | Работа с таблицами и схемами | |
Тема 11.3 Индустриализация и коллективизация: итоги и последствия | Работа со словарями и справочниками | |
Тема 11.4 Становление тоталитарного режима в СССР. Внешняя политика СССР в 30-е годы | Работа со словарями и справочниками | |
Раздел 12 Вторая мировая война | ||
Тема 12.1 Вторая мировая война: причины, ход, итоги | Работа с историческими картами | |
Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны | Выполнение творческих заданий | |
Раздел 13 Мир во второй половине XX века | ||
Тема 13.1 Страны Западной Европы и США во второй половине XX века. «Холодная война» | Работа со словарями и справочниками | |
Тема 13.2 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века | Работа со словарями и справочниками | |
Раздел 14 СССР в 1945—1991 гг. | ||
Тема 14.4 СССР в период перестройки | Учебно-исследовательская работа | |
Подготовка к итоговой контрольной работе, зачету | ||
Итого |
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Недельный бюджет учебного времени студента состоит из двух частей:
- работа по учебному расписанию (обязательная учебная нагрузка) – 36 часов;
- внеаудиторная самостоятельная работа - примерно 16-18 часов в неделю.
Для того чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы по дисциплинам, включая расширение кругозора, необходимо заниматься самостоятельно не менее 2,5-3,0 часов ежедневно, кроме выходных дней. Самостоятельная работа будет более эффективной при условии соблюдения нескольких довольно простых правил:
- начинать самостоятельные занятия следует с первых же дней учебы, так как пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы невозможно;
- первоочередной задачей организации самостоятельной работы, является составление расписания порядка дня, которое даст общее направление в работе, установит перспективу;
- труд, в особенности умственный, требует умения сосредоточить внимание;
- увеличение производительности труда состоит в экономии времени. Сосредоточенная умственная работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомляет, чем неорганизованный труд. Следует использовать не только малые промежутки времени, остающиеся незаполненными, но и утиль-время, т.е. время ожидания, время проезда. Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность экономить время, ускорять темп письма, чтения, ориентировки;
- одним из важнейших факторов, влияющих на производительность умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующее работе;
- работа без отдыха в течение многих часов малопродуктивна и вредна для здоровья. Длительная умственная работа так же, как и длительная физическая работа, дает наилучшие результаты, если установлен правильный ритм, при котором усиленная деятельность чередуется с паузами отдыха. Очень продуктивная форма работы – переключение на другую работу или занятие спортом;
- самоконтроль - это умение контролировать и оценивать результаты учебной работы, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями.
Проверка самого себя включает:
- умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;
- умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;
- умение критически оценивать результаты своей деятельности (самооценка).
Способы самоконтроля могут быть следующими:
- перечитывание написанного текста и сравнение его с текстом учебной книги;
- повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;
- пересказ прочитанного;
- составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;
- рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;
- самотестирование;
- участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ, рефератов своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; написание отзыва, рецензии и т.п.).