Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права.
Контрольная работа
Дисциплина: «История отечественного государства и права».
Вариант № 2
Выполнила: студентка 114-юз группы
Блехут А.А.
Проверил: Минжуренко А.В.
Омск, 2015г.
Содержание:
1. Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права. 3
2. Русская Правда – важнейший памятник раннефеодального права. Три редакции Русской правды. Общая характеристика. 6
3. Уголовное право и процесс по Русской правде. 10
Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права.
Основными источниками права в Киевской Руси были: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство и каноническое право, Русская правда.
Обычное право.
Древнейшим источником права было обычное право. Оно регулировало порядок совершения кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий (присяга, ордалии, оценка показаний свидетелей и др.). С возникновением государства господствующие слои начали приспосабливать обычаи со своими интересами, санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Правовые обычаи прочно укоренились в общественных отношениях и продолжали их регулировать даже после появления письменных источников. Примером этого является регулирование на основании обычаев уголовного и гражданского судопроизводства в общинных судах.
Русско-византийские договоры.
Другим источником права были русско-византийские договоры 911, 944 и 971 гг. Это международно-правовые акты, в которых отражены нормы византийского и древнерусского права, регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Здесь зафиксированы нормы уголовного, гражданского права, определены права и привилегии феодалов. В договорах также содержатся нормы, заимствованные из устного обычного права. Содержание договоров свидетельствует о том, что они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Например, договор 911 г. содержит статьи, регулирующие порядок наследования имущества руссов, находившихся на службе в Византии, именно русскими потомками. Статьи данного договора содержат нормы уголовного права, трактующие ответственность за убийство. Договоры содержат также другие нормы, которые устанавливают ответственность за кражу, телесные повреждения, разбой, грабежи и т.п. Некоторые из них позже были воспроизведены в Русской Правде.
В отдельных случаях нормы русско-византийских договоров опережают тогдашнее международное право. Скажем, договор 911 г. устанавливал взаимные обязанности руссов и византийцев, связанные с сохранением имущества разбитого о берег чужеземного корабля, пока не появится законный обладатель. К нормам международного права принадлежит также обязанность сторон по выдаче преступников.
Княжеское законодательство.
Данный источник права приобретает особое значение с начала Хв.. Полными письменными источниками, которые сохранились, являются уставы Владимира Великого и Ярослава Мудрого, они ввели важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Церковные уставы были призваны установить правовые основы отношений государства и церкви, светской и духовной власти, определить правовой статус духовенства и юрисдикцию церкви.
Устав Владимира Великого появился в 995—996 гг. в виде грамоты, которая признавала право церкви на применение норм церковного законодательства. Позже документ был дополнен рядом статей. В частности здесь фиксируется факт крещения Руси, отражаются договорные отношения между княжеской и церковной властью; определяется место церковной организации в государстве; обеспечивается право «десятины», то есть отчислений десятой части доходов от поступлений: княжеских, торговых, таможенных, судебных.
Устав князя Ярослава Мудрого составил следующий этап письменного оформления правового положения древнерусской церкви. Его князь сложил с митрополитом Илларионом в 1051—1054 гг. Этот памятник правовой культуры Киевской Руси содержит систему правовых норм, регулирующих порядок заключения брака и брачных отношений; касались отношений церковной и светской власти; определяли правовой статус служителей церкви, закрепляли их привилегии.
Каноническое право.
С введением христианства в Киевской Руси усиливается влияние норм канонического права. В этой сфере распространение приобретает византийское право и его источники:
· закон судный людям (переработка некоторых византийских и еврейских законов);
· номоканоны (на Руси их называли Кормчей книгой — юридические сборники, содержавшие как церковные правила, так и установки римских и византийских императоров о церкви);
· эклога (официальное законодательное сведения византийского права VIII в.);
· прохирон (своеобразное пособие для изучения законодательства Византии); книги законные (перевод византийских законов).
Русская Правда.
Самой выдающейся достопримечательностью права периода Киевской Руси является Русская Правда - свод законов, известный памятник древнерусского княжеского законодательства, регламентировавшая внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси. Русская правда — основной источник познания общественного строя, государства и права Древнерусского государства. Сборник базируется на нормах обычного права, и содержит в себе нормы различных отраслей права, в первую очередь гражданского, уголовного и процессуального.