Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права.

Контрольная работа

Дисциплина: «История отечественного государства и права».

Вариант № 2

Выполнила: студентка 114-юз группы

Блехут А.А.

Проверил: Минжуренко А.В.

Омск, 2015г.

Содержание:

1. Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права. 3

2. Русская Правда – важнейший памятник раннефеодального права. Три редакции Русской правды. Общая характеристика. 6

3. Уголовное право и процесс по Русской правде. 10

Источники русского права. Русско-византийские договоры. Княжеские уставы. Основные черты древнерусского права.

Основными источниками права в Киевской Руси были: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство и каноническое право, Русская правда.

Обычное право.

Древнейшим источником права было обычное право. Оно регулировало порядок совершения кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий (присяга, ордалии, оценка показаний свидетелей и др.). С возникновением государства господствующие слои начали приспосабливать обычаи со своими интересами, санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Правовые обычаи прочно укоренились в общественных отношениях и продолжали их регулировать даже после появления письменных источников. Примером этого является регулирование на основании обычаев уголовного и гражданского судопроизводства в общинных судах.

Русско-византийские договоры.

Другим источником права были русско-византийские договоры 911, 944 и 971 гг. Это международно-правовые акты, в которых отражены нормы византийского и древнерусского права, регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Здесь зафиксированы нормы уголовного, гражданского права, определены права и привилегии феодалов. В договорах также содержатся нормы, заимствованные из устного обычного права. Содержание договоров свидетельствует о том, что они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Например, договор 911 г. содержит статьи, регулирующие порядок наследования имущества руссов, находившихся на службе в Византии, именно русскими потомками. Статьи данного договора содержат нормы уголовного права, трактующие ответственность за убийство. Договоры содержат также другие нормы, которые устанавливают ответственность за кражу, телесные повреждения, разбой, грабежи и т.п. Некоторые из них позже были воспроизведены в Русской Правде.

В отдельных случаях нормы русско-византийских договоров опережают тогдашнее международное право. Скажем, договор 911 г. устанавливал взаимные обязанности руссов и византийцев, связанные с сохранением имущества разбитого о берег чужеземного корабля, пока не появится законный обладатель. К нормам международного права принадлежит также обязанность сторон по выдаче преступников.

Княжеское законодательство.

Данный источник права приобретает особое значение с начала Хв.. Полными письменными источниками, которые сохранились, являются уставы Владимира Великого и Ярослава Мудрого, они ввели важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Церковные уставы были призваны установить правовые основы отношений государства и церкви, светской и духовной власти, определить правовой статус духовенства и юрисдикцию церкви.

Устав Владимира Великого появился в 995—996 гг. в виде грамоты, которая признавала право церкви на применение норм церковного законодательства. Позже документ был дополнен рядом статей. В частности здесь фиксируется факт крещения Руси, отражаются договорные отношения между княжеской и церковной властью; определяется место церковной организации в государстве; обеспечивается право «десятины», то есть отчислений десятой части доходов от поступлений: княжеских, торговых, таможенных, судебных.

Устав князя Ярослава Мудрого составил следующий этап письменного оформления правового положения древнерусской церкви. Его князь сложил с митрополитом Илларионом в 1051—1054 гг. Этот памятник правовой культуры Киевской Руси содержит систему правовых норм, регулирующих порядок заключения брака и брачных отношений; касались отношений церковной и светской власти; определяли правовой статус служителей церкви, закрепляли их привилегии.

Каноническое право.

С введением христианства в Киевской Руси усиливается влияние норм канонического права. В этой сфере распространение приобретает византийское право и его источники:

· закон судный людям (переработка некоторых византийских и еврейских законов);

· номоканоны (на Руси их называли Кормчей книгой — юридические сборники, содержавшие как церковные правила, так и установки римских и византийских императоров о церкви);

· эклога (официальное законодательное сведения византийского права VIII в.);

· прохирон (своеобразное пособие для изучения законодательства Византии); книги законные (перевод византийских законов).

Русская Правда.

Самой выдающейся достопримечательностью права периода Киевской Руси является Русская Правда - свод законов, известный памятник древнерусского княжеского законодательства, регламентировавшая внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси. Русская правда — основной источник познания общественного строя, государства и права Древнерусского государства. Сборник базируется на нормах обычного права, и содержит в себе нормы различных отраслей права, в первую очередь гражданского, уголовного и процессуального.

Наши рекомендации