Разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
В соответствии со ст. 45 ФЗ "Об объектах культурного наследия" работы по сохранению памятника архитектуры (перечень работ был приведен ранее) проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ. Аналогичная позиция отражена в п. 71 постановления СМ СССР от 16.09.1982 г. N 865, действующего до настоящего времени. Согласно нему реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем.
Получение указанных документов - определенная процедура, она выполняется с соблюдением требований, предусмотренных Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции "Выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ", утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 26.10.2007 г. N 329:
- заявителем подается обращение с приложением необходимых документов на выдачу задания (1 этап), а затем на выдачу разрешения на проведение работ, которые будут осуществляться в соответствии с уже согласованной документацией (2 этап) в территориальное управление Россвязьохранкультуры или в центральный аппарат Россвязьохранкультуры посредством личного обращения или по почте. Почтовый адрес и адрес общего отдела Россвязьохранкультуры: 109074, г. Москва, Китайгородский пр., 7, стр. 2. Затем указанное заявление и приложенные к нему документы могут быть рассмотрены в центральном аппарате или будут направлены на рассмотрение в соответствующее территориальное управление;
- если в результате рассмотрения документации на каждом этапе ответственным исполнителем устанавливается соответствие документации требованиям законодательства РФ, с заявителем сначала согласовывается задание, а затем выдается оформленное разрешение.
Рассмотрим порядок действий заявителя на каждом этапе подробнее.
1) В зависимости от принадлежности памятника архитектуры обращаться с заявлением на выдачу задания необходимо:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - в орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в ст. 9 и ст. 9.1 ФЗ "Об объектах культурного наследия";
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.
За согласованием задания и/или получением разрешения на проведение работ по сохранению памятника архитектуры вправе обратиться:
- заказчик работ (физическое лицо, юридическое лицо), орган государственной власти субъекта РФ и подведомственные им организации (учреждения), органы местного самоуправления и подведомственные им организации (учреждения);
- уполномоченный представитель заказчика при наличии доверенности.
Задание на проведение работ по сохранению данной категории объектов культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо его пользователя.
Одновременно с заявлением о согласовании задания на проведение работ по сохранению памятника архитектуры заявитель обязан представить задание, оформленное заявителем и согласованное с балансодержателем (собственником) и пользователем (арендатором) объекта культурного наследия.
2) Перечень документов, предоставляемых заявителем для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта архитектуры, более обширен. Заявитель обязан представить одновременно с заявлением о выдаче разрешения:
- копию лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, выданной лицензирующим органом организации-подрядчику, с которой заключен договор на выполнение работ и предусматривающей возможность выполнения тех видов работ по реставрации объектов культурного наследия, на которые запрашивается разрешение;
- копию титульного листа проектной документации по сохранению объекта культурного наследия со штампом о ее согласовании уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия или копию письма (распоряжения) о согласовании документации Россвязьохранкультурой;
- копии договоров с ответственными лицами по авторскому/техническому надзору/научно-методическому руководству;
- акт технического состояния объекта культурного наследия, составленный не ранее, чем за 3 месяца до обращения за разрешением (при подаче заявления о выдаче разрешения на проведение противоаварийных работ).
Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. N 203, устанавливает (дополнительно к рассмотренным ранее требованиям), что проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с государственными органами охраны памятников на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономических обоснований нового строительства. Организации-заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить государственные органы охраны памятников союзных республик о наличии памятников, историко-культурной и градостроительной ценности территории в местах намечаемых работ (п. 53).
При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся:
- выявление в зонах работ неучтенных объектов;
- обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным;
- работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства;
- другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников.
Эти работы осуществляются соответствующими научными, реставрационными и другими организациями по поручению государственных органов охраны памятников, которые координируют и контролируют выполнение намеченных работ в установленные сроки. Финансирование указанных мероприятий, согласование проектной документации для установленных государственными органами охраны памятников мероприятий, ответственность за соблюдение предусмотренных ими условий возлагается на организации, осуществляющие строительные и другие работы по договору субподряда.
Снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Перемещение или изменение недвижимого памятника истории и культуры может быть произведено предприятием, учреждением, организацией, получившей разрешение на проведение этих работ, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается соответствующим государственным органом охраны памятников.
Отдельно необходимо остановиться на сроках рассмотрения документов. Выдача заявителю согласованного задания осуществляется в срок, не превышающий 15 дней со дня получения всех необходимых документов.
Срок, в течение которого заявителю необходимо выдать разрешение на проведение работ по сохранению памятника архитектуры, составляет не более 30 дней. Он начинает течь также со дня получения уполномоченным органом всех необходимых документов.
Россвязьохранкультура оставляет за собой право осуществить возврат представленных документов без рассмотрения или отказать в выдаче задания или разрешения.
Заявление о согласовании задания или выдаче разрешения, а также продлении действия разрешения, возобновлении действия разрешения, а также прилагаемые документы возвращаются заявителю без рассмотрения с указанием основания возврата в случае, если:
- в заявлении содержится неполный объем сведений;
- заявление от имени заказчика работ подано лицом, не имеющим на то полномочий;
- представлен неполный комплект документов, необходимых для выдачи задания, разрешения или продления действия разрешения.
Отказ в согласовании задания, выдаче разрешения, или продлении действия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможен в случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства по сохранению объектов культурного наследия, а именно:
- в представленной документации предусматривается изменение особенностей памятника архитектуры, послуживших основаниями для его включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и подлежащих обязательному сохранению;
- заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и/или зон охраны объектов культурного наследия;
- намечаемые работы не направлены на сохранение данного объекта культурного наследия.
Получение рассмотренной ранее документации (задание и разрешение) является существенным фактом, определяющим возможность и момент начала работ по сохранению памятников архитектуры. Но законом предусмотрено еще одно условие, определяющее возможность проведения указанных работ Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ "Об объектах культурного наследия" они могут проводиться только при условии осуществления Россвязьохранкультурой контроля за проведением работ.
Для того чтобы понять, насколько значительны объемы ремонтно-реставрационных работ, осуществленных с соблюдением приведенных требований законодательства, обратимся к сведениям, приведенным в докладе председателя Комитета по культурному наследию города Москвы на заседании хозяйственно-экономического актива (от 3 марта 2009 г.).
По его словам, "в 2008 г. под контролем и научно-методическим руководством Москомнаследия проводились ремонтно-реставрационные работы более чем на 350 объектах культурного наследия, в том числе на 140 культовых и 40 объектах монументальной живописи.
Более чем на 45 объектах выполнен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ, в том числе:
- "Петровский путевой дворец";
- "Ансамбль Марфо-Мариинской обители", архитектор Щусев;
- "Гостиница Ленинградская", архитекторы Поляков, Борецкий;
- Дом-музей Тропинина и многие другие.
В 2008 году Москомнаследие реализовало программу проведения реставрационных и реставрационно-профилактических работ по 59 объектам монументального искусства, в том числе реставрационно-профилактические работы на памятниках Н.В. Гоголю на Никитском и Гоголевском бульварах, комплекс реставрационно-профилактических работ на мемориальном ансамбле Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище, включающий реставрацию ограды надгробия на могиле. Осуществлены реставрационные работы по памятнику В.В. Воровскому. Под непосредственным контролем специалистов Москомнаследия завершены крупномасштабные реставрационные работы на памятнике Покорителям космоса.
В 2008 году продолжено совершенствование системы спасательной археологии в городе, в том числе при проведении спасательных археологических работ, связанных с реконструкцией Теплых торговых Рядов на ул. Ильинка 3/8, на территории Марфо-Мариинской обители и бывшего села Спас; на Сухаревской площади, где было расчищено и сохранено для последующей музеефикации белокаменное основание Сухаревой башни XVII века; на Хохловской площади расчищено белокаменное основание стены Белого города XVI в. - памятника Федерального значения. Разработан проект, ведутся работы по музеефикации памятника для последующего экспонирования"*(10).
В настоящее время продолжаются археологические исследования, связанные с реконструкцией и воссозданием музеев-заповедников "Царицыно" и "Коломенское", дворцово-паркового ансамбля "Лефортово".
Следует отметить, что в 2008 году Выставочный Археологический комплекс "Старый Гостиный Двор" и представленную на нем экспозицию находок древней Москвы посетило более 300 экскурсионных групп школьников, что почти на 100 групп больше, чем в 2007 году.