Катехизация в Иерусалимской церкви
В IV веке в Иерусалимской Церкви, как и в других Церквях, была введена практика разделения катехизиса на две части: догматическую и мистагогическую. Ярким представителем этой церкви данного периода является свт. Кирилл Иерусалимский, который в отличие от своих предшественников строит свою систему оглашения исключительно на Символе веры и подробном его толковании.
В предогласительном поучении первой части его катехизиса «Поучения огласительные и тайноводственные» мы можем почерпнуть некоторую интересующую нас информацию о состоянии катехизации в Иерусалимской церкви.
В своем предисловии к «Поучениям огласительным и тайноводственным» святитель Кирилл Иерусалимский подчеркивает некоторые моменты, которые должен знать каждый кто желает стать на путь научения в истине. Так он говорит о важности нелицемерного и искреннего желания познать учение христиан: «Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то cиe бесполезно»[67], «Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложить пластырь; кто пал, да восстанет, Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства о сем деле»[68]; о необходимости серьезного отношения к обучению азам христианской веры: «Ноги твои да поспешают на поучения огласительные. Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия сии для себя спасением»[69], «Не уклоняйся от огласительных поучений: сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда»[70], «Советую же тебе и cиe: выучи сказанное тебе, и храни оное; не почитай сих поучений обыкновенными беседами»[71] и смысле и важности самого Крещения: «Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»[72].
Догматическая часть катехизиса Кирилла Иерусалимского состоит из восемнадцати огласительных поучений, среди которых есть и три отдельных поучения (1, 2, 5) на нравственную тематику, которые главным образом посвящены рассмотрению таких добродетелей как: покаяние, дарующее отпущение грехов: «Если кто здесь раб греха, тот да приготовится верою к свободе и возрождению усыновления и, сложив с себя позорнейшее рабство греховное, вступив же в блаженнейшее служение Господне, да удостоится наследовать Царство Небесное чрез исповедание; совлецытеся ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4, 22; 4, 24), чтобы облещися в новаго, обновляемаго в разум по образу создавшаго его (Кол. 3, 10)»[73]; «Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся, и спасенных, поспешите и сами покаяться пред Господом, чтобы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе. Слава Ему во веки веков. Аминь»[74], и вера, как начало всякой добродетели: «К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из послания к Евреям: есть же вера, уповаемых извещение и проч. (Евр. 11, 1)»[75].
Третье поучение предваряет тайноводственное разъяснение о Святом Крещении. Оно являет собой своего рода призыв к покаянию, которое является необходимым условием принятия таинства Крещения, предуготовляет и знакомит желающих просвещения с символическим смыслом таинства: «Велико поистине дело это, братья, и потому с размышлением приступите к нему. Каждому из вас надлежит предстать Богу пред мириадами воинства Ангельского. Дух Святой будет запечатлевать ваши души. Вы будете избираемы в воинство великого Царя. Итак, расположите и приготовьте себя, облекшись не в драгоценные одежды, но в благочестие души, открывающееся в доброй совести»[76], «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное»[77]. Учение об основных догматах Церкви сначала вкратце преподается им в четвертом огласительном поучении. Далее следуют поучения, в которых в более широком аспекте раскрываются истины, закрепленные церковным разумом в Символе веры. Так в шестом огласительном поучении раскрывается учение о единстве Бога: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1, 3), благословен и Единородный Сын Его. Ибо тогда, когда мы представляем в уме Бога, должны представлять и Отца, чтобы не отдельно совершаемо было славословие Отца и Сына со Святым Духом. Ибо не иную славу имеет Отец, не иную и Сын, но одну и ту же, равно как и Святой Дух»[78]; о Боге Отце и его свойствах говорится в 7-9 поучениях; о том, что Иисус Христос есть Сын Божий в одиннадцатом: «Теперь, когда ты слышишь, Сына, не разумей Сына усыновленного, но естественного, Сына Единородного, Который не имеет у Себя другого брата. Единородным Он называется потому, что по Божественному достоинству и рождению от Отца не имеет брата, а Сыном Божиим называем Его мы не от себя, но потому, что Сам Отец наименовал Иисуса Христа Сыном Божиим»[79]; что Он родился от Девы Марии – в двенадцатом: «Ты же вспомни то, что вчера сказано было о Божестве Его. Веруй, что сей самый Единородный Сын Божий и родился впоследствии от Девы»[80]; пострадал и был погребен – в тринадцатом; «Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление»[81]; воскрес и вознесся на небо – в четырнадцатом: «Верю, что и Христос воскрес из мертвых. Ибо о сем я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего»[82]. В пятнадцатом поучении говорится о том, что Он опять придет судить живых и мертвых: «Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпениe, а во второе явится в венце Бога Царя»[83]. Далее в 16 и 17 поучении изложено учение о Духе Святом. Заключительное восемнадцатое огласительное поучение представляет учение о Церкви, о воскресении плоти и жизни вечной.
Во второй части своего катехизиса он ограничивается лишь пятью тайноводственными поучениями. В первом из них св. Кирилл Иерусалимский говорит о Моисее как прообразе Христа, сравнивает фараона с сатаной, указывая на его озлобленность при выходе богоизбранного народа из египетского рабства, призывает к верности и трезвению, дабы не постигла их участь жены Лота. Напоминает о словах, сказанных перед Крещением: «Отрицаюся тебе сатано и всех дел твоих, и всея гордыни твоея, и всего служения твоего» и дает разъяснение в чем именно заключается это отречение, каковы есть дела сатаны, в чем проявляется его гордыня и виды его служения[84]. Второе тайноводственное поучение говорит о таинстве Крещения. Комментируя слова из послания апостола Павла к Римлянам «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3), он указывает на то, что мы приняли подобие Его смерти (по благодати), а спасение обретаем истинное, что в Крещении не только оставляются грехи, но и получаем благодать усыновления. В третьем тайноводственном поучении второй части, в котором говорится о миропомазании, продолжается тема подобия. Так как в Крещении мы соделались образом Христа, стали Его причастниками – христианами, то подобно тому как на Христа явно снизошел Дух святой во время Крещения на Иордане, так и мы явно принимаем помазание Духом Святым. Также в этом поучении говорится о ветхозаветных прообразах таинства миропомазания и призывается соблюдать его непорочно и неукоризненно. Четвертым тайноводством он научает таинству Евхаристии: должно веровать, что Тому, Который на браке в Кане Галилейской воду претворил в вино (2 Ин. 1:10) по силам сынам брачным дать тело и кровь Свою в образе хлеба и вина. Тело и кровь Его сообщается нашим членам, и мы становимся общниками Его Божества (2 Пет. 1:4). Как и в предыдущих поучениях, свт.Кирилл указывает на прообразы этого таинства содержащиеся в Ветхом Завете (Еккл. 9:7; Пс. 22:5). Завершительным пятым тайноводственным поучением святитель Кирилл Иерусалимский открывает завесу и приводит краткое описание содержания евхаристического канона, дает комментарии на Молитву Господню, объясняет и дает руководство к тому как нужно подходить к таинству Тела и Крови Господней. В заключении он завещает держаться всех этих преданий и не отлучаться от Причастия.
Первую часть катехизиса свт.Кирилла Иерусалимского в основном преподавали во время святой Четыредесятницы. Вторую часть (учение о таинствах) для неофитов (νεοφώτιστοι) преподавали во время Светлой седмицы, сразу же после Пасхи. Все это было связано с мыслью церковных учителей, которые считали невозможным знакомить некрещенных с таинством Евхаристии. Катехизацию на этом этапе проводил епископ, так как это был ответственный момент в деле просвещения.
Также особенностью Иерусалимской Церкви было то, что экзорцизмы совершались перед проповедями для «готовящихся к просвещению» (занятиями). Следует отметить, что в других церквях этот процесс проходил диаметрально противоположно.
На шестой неделе Великого поста готовящиеся принимали символ от епископа. Затем в Великий понедельник (в Эфесской Церкви это происходило в Чистый Четверг) провозглашали его на память в присутствии крестных родителей перед епископом. Человек, произнося отречение от сатаны, переставал быть рабом «врага рода человеческого» и пороков. Кроме этого, крещаемый принимал на себя определенные обязательства, так как расторгая древний завет с сатаной, он заключал новый завет со Христом. Кирилл Иерусалимский утверждал, что отречение от «дел сатаны» имеет силу клятвы, которая записывается в «божественные книги»[85].
Таким образом Церковь сохранила в этот период определенные требования к принимающим Крещение. Она требовала отказа от привычек прошлой жизни и настаивала на аскетическом направлении жизни христианина. Это приводило к тому, что христианину приходилось нарушать социальные нормы, которые были в языческом обществе. Но на практике, к сожалению, не все христиане выполняли данные требования.