Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса
Часть 1 (Математика, УУД)
Комплексное задание «День рождения»
В семье Воробьевых приближался день рождения дочери Ирины. Ирина училась в 5 классе. Она планировала пригласить на день рождения своих подружек. Об этом Ира рассказала маме. Вместе они стали решать вопрос о праздничном угощении. Мама предложила испечь торт. Для этого надо было точно знать, сколько планируется пригласить гостей. Угостить кусочком торта нужно было каждого гостя. Ира должна была составить список подружек. Дочь в свою очередь предложила маме купить уже готовый торт в магазине. Но мама не согласилась с ее предложением, так как посчитала, что такой вариант будет менее выгодным для семейного бюджета. Действительно, что же выгоднее купить торт в магазине или испечь самим? Кроме торта мама планировала купить на праздничный стол фрукты и конфеты. Сколько денег придется потратить из семейного бюджета, чтобы накрыть стол для праздничного чаепития?
Выполни задания. Пользуйся информацией, представленной в таблице:
Цена торта в магазине (500 г) | Цена продуктов для приготовления торта весом в 1 кг | Количество ингредиентов для приготовления торта и крема для украшения торта | Цена шоколадных конфет (1 кг) | Цена фруктов (1 кг) | Запланированные покупки |
98 рублей (500 г) | пачка масла (200 г) – 35 рублей | 200 г сливочного масла | 1 сорт – 150 рублей (1 кг) | яблоки – 56 рублей (1 кг) | Продукты для приготовления домашнего торта |
1 десяток яиц – 38 рублей | 2 яйца | 2 сорт – 210 рублей (1 кг) | бананы – 46 рублей (1 кг) | Шоколадные конфеты по 500 г каждого сорта | |
1 литр молока – 35 рублей | 200 мл молока | 3 сорт – 256 рублей (1 кг) | апельсины – 60 рублей (1 кг) | Фрукты: яблоки, бананы, апельсины по 500 г виноград – 1 кг | |
1 кг муки – 56 рублей | 1 ч. л. гашеной соды | виноград – 98 рублей (1 кг) | |||
1 банка сгущенки – 35 рублей | 500 г муки | ||||
1 банка вареного сгущенного молока | |||||
200 г сливочного масла |
1 задание:
a) Для решения проблемы мама сделала расчеты, определяющие стоимость продуктов необходимых для приготовления торта весом в 1 кг в домашних условиях. Воспользуйся ее расчетами и определи стоимость каждого продукта в отдельности. Запиши стоимость продуктов в таблицу.
Название продукта | Стоимость |
сливочное масло | |
яйца | |
молоко | |
мука | |
сгущенное молоко | |
Итого: |
Расчеты:
1) 35•2 = 70 руб.
2) 38 руб. = 3800 коп.
3800 : 10 • 2 = 760 коп. = 7 руб. 60 коп.
3) 1л = 1000 мл
1000 : 200 = 5 частей
35 : 5 = 7 руб.
4) 56 : 2 = 28 руб.
5) 35 руб.
б) Высчитай общую стоимость всех продуктов для приготовления домашнего торта. Запиши итог в таблицу.
2 задание:
Сравни стоимость покупного торта и приготовленного дома и сделай вывод о том, кто прав мама или дочка. Что обойдется дешевле: покупной торт или домашний?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 задание:
Воспользуйся информационной таблицей и определи, хватит ли семье Воробьевых 1000 рублей, чтобы оплатить запланированные покупки на праздничный стол. Свои расчеты выполни здесь:
Ответ: ………………………………………………………………….
4 задание:
Сколько сдачи получит мама после покупки всех запланированных продуктов от 1000 рублей? Правильный ответ отметь V.
o 365 руб.
o 365 руб. 40 коп.
o 355 руб.
o 265 руб.
o 400 руб. 40 коп.
5 задание:
Ира должна составить список приглашенных гостей, чтобы мама знала, как лучше накрыть на стол и всех рассадить. Определи, что должна сделать Ира, чтобы все приглашенные гости пришли к ней на день рождения. Выбери из предложенных действий те, которые для этого необходимы. Отметь их V.
o Сообщить день, в который будет отмечаться день рождения.
o Сообщить о том, какие подарки она ждет.
o Сообщить точное время праздничного чаепития.
o Сообщить о том, кто будет приглашен на праздник.
o Сообщить о том, что будет приготовлено на праздничный стол.
o Сообщить о том, когда гости должны разойтись.
o Попросить придти в одежде определенного цвета.
o Сообщить свой точный адрес.
o Предупредить о том, что гости должны соблюдать чистоту и не нарушать порядок в квартире.
Часть 2 (Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, УУД)
Комплексное задание «Цветок кактуса»
Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.
ЦВЕТОК КАКТУСА
Мария Скребцова
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребёнком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.
Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слёзы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!”
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождём, а ночами — с далёкими звёздами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: весёлые и печальные, тревожные и даже страшные.
“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.
“Ха-ха-ха”, — смеялись звёзды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда”, — так говорили звёзды.
“Пески рассказывают, что люди знают всё на свете. Они не молчат, как мы...”, — размышлял кактус.
“Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звёзды.
“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...”
Кактус понял, что говорят о нём. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нём действительно выступили капли слёз, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звёздами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звёздном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звёзды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив”.
Ответь на вопросы и выполни задания.
1 задание:
а) К какому жанру ты отнесёшь это произведение? Выбери ответ. Отметь его V.
o рассказ
o сказка
o быль
б) Докажи свой ответ. Запиши свое доказательство.
_____________
_____________
2 задание:
Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Отметь один верный ответ V.
o С кактусом в пустыне никто не разговаривал.
o Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других…
o Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел, что люди уходят из пустыни.
o Все кактусы в пустыне были с мягкими нежными иглами.
3 задание:
В сказке главный герой – Кактус. Автор называет его разными словами. Попробуй продолжить этот ряд. Найди в тексте еще 2 слова.
Кактус, _____
4 задание:
Выпиши из текста предложение, которое подтверждает, что кактусы воспитывались в строгости.
__________________________
5 задание:
Какими были люди в представлении песков, звёзд, кактуса? Соедини части высказывания, чтобы они соответствовали тексту.
Люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении. |
люди в представлении песков
Люди знают все на свете. Они не молчат, как мы… |
люди в представлении звёзд
Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно… |
люди в представлении кактуса
6 задание:
«Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми… (кактусами)».
Такими словами встретили люди пустыню и ее жителей. Попробуй и ты вспомнить признаки этих природных сообществ: пустыни и луга. Прочитай каждое высказывание и запиши его номер под нужной иллюстрацией.
1. Растения имеют толстые, мясистые стебли и колючки вместо настоящих листьев.
2. Способность всех без исключения животных, долгое время обходиться без воды.
3. Обилие растительной пищи и насекомых.
4. Обильные осадки.
5. Температура на солнце достигает + 60 С .
6. Ярко выражены времена года.
7. На карте она обозначается оранжевым цветом.
8. Животные ведут ночной образ жизни.
9. Прекрасное место для выпаса скота.
10. Осадки редки.
7 задание:
Кактус вел разговоры со звёздами, песками и ветрами. С кем ещё бы мог поговорить кактус в пустыне? Запиши названия двух растений и двух животных, проживающих в этой местности. Определить собеседников тебе помогут иллюстрации. Рассмотри их, выбери представителей пустыни.
сайгак |
тушканчик |
саксаул |
круглоголовая ящерица |
ромашка |
верблюд |
бабочка |
верблюжья колючка |
кузнечик |
божья коровка |
колокольчик |
клевер |
Растения: ____
Животные: __________________________________________________________________
8 задание:
«А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?» О чем идет речь в этих строках? Запиши свое предположение.
__________________________
9 задание:
а) Рассмотри иллюстрации. Узнал ли ты эти растения?
1 растение |
3 растение |
2 растение |
Впиши их названия.
1 растение _________________________________________________________________
2 растение _________________________________________________________________
3 растение_________________________________________________________________
б) Вспомни основные части растения. Представленные на фото растения очень похожи друг на друга одной из своих частей. Чем они похожи? Выбери ответ, отметь его V.
o корень;
o стебель;
o листья;
o цветы;
o плоды;
o семена.
10 задание:
Восстанови правильный порядок событий сказки. Расставь цифры в плане.
Разговоры кактуса с обитателями пустыни.
Душа кактуса.
Кактус и люди.
Семья кактуса.
11 задание:
Автор говорит: «Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей». Замени выделенные слова, словом, подходящим по смыслу. Свой ответ отметь V.
o обрадовался
o испугался
o побледнел
o развеселился
12 задание:
Перед тобой слова, взятые из текста произведения. Распредели эти слова в предложенные группы. Попробуй дополнить каждую группу своими примерами. Допиши в каждую группу по 2 слова.