Качество и ценность услуги. Формирование системы обеспечения и управления качеством услуг на предприятиях социально- культурного сервиса и туризма
Услуга – это рез-тат непосредст-го взаимод-вия исполнителя и потреб-ля, а также собств-ной деят-сти исп-теля по удовлетв-нию матер-но-бытовых потреб-тей потреб-ля. (ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и опред-ния»).
Соц-но-культ-ная услуга – услуга по удовлетв-нию духов-х, интеллек-ных потреб-тей и поддерж-е норм-ной жизнедеят-ти потреб-ля. Она обеспеч. поддерж-е и восстан-ние здоровья, дух-ное и физич. развитие лич-ти, повыш-е профес-ного мастерства. Соц-но-культ-ные услуги: мед. услуги, услуги культуры, тур-ма, образ-ния и др. Осн-ные треб-ния к сис-мам обеспеч-я кач-ва услуг СКСиТ формир-ся в соотв-вии с междунар-ми станд-ми (ИнформационныеСО), а также ГОСТ Р 50691-94 «Сис-ма кач-ва. Модель обеспеч-я кач-ва» и направлены на обеспеч-е достиж-я необх-мого кач-ва предост-мых потреб-лю услуг. В соотв-вии с этими докум-ми:
Кач-во услуги – совокуп-ть хар-тик услуги, опр-щих ее способ-ть удовлетв-ть установ-ные или предполаг-е потреб-ти потреб-ля. Для оценки кач-ва услуги исп-ся такие показатели, как св-ва услуги, отображ-щие ее назначение и соц-ные ф-ции; показ-ли ее безоп-сти, экологич-сти, скорость выпол-ния услуги, а также этические хар-ки процесса обслуж-ния (профес-ная этика персонала, вежлив-ть, тактич-ть).
Качество услуги – это совокупность характеристик услуги, которые предают ей способность удовлетворять предполагаемые потребности клиентов. (Гост Р50691-94)
Качество обслуживания – совокупность характеристик процесса и условия обслуживания, обеспечивающие удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей клиента. (имс исо 8402-94)
Критерии качества:
1. показатели: производственные хар-ки, которые в сумме б/т характеризовать качество продукта
2. особенности дополнительной продукции, черты, сопровождающие основной продукт
3. надежность: вероятность того, что продукт прослужит долго
4. соответствие: степень соответствия замыслу
5. продолжительность срока службы: объем пользования продуктом до его физической порчи
6. удобство ремонта
7. эстетика: субъективные свойства, внешний вид продукта, запах
8. воспринимаемое кач-во: восприятие, кот. сложилось в результате опыта в сознании клиента
Параметры качества (Парасуроман, Зейтамль, Берри)
1. Доступность- место, время, форма оказания услуги удобна потребителю. (экономия времени клиента, легкость установления контакта)
2. Коммуникабельноть- описание услуги выполнино на языке клиента и явл. Точным (инф точнаяи вовремя и без доп. запросов )
3. Компетенстность персонала (обладание знаниеми, умениями,навыками)
4. Обходительность-персонал приветлив, уважителен
5. Доверительность – на компанию и служащих можно положится
6. Надежность –аккуратно. На стабильном уровне качество услуги терражируется во времени, персонал способен вточности предоставлять услуги.
7. Отзывчивость –творчески подходят к решению проблем и удов. Запросов клиентов
8. Безопастность –не дают возможность сомневатся
9. Осязаемость услуги- должны верно отражать ее качество –осязаемые компоненты
10. Понимание знание клиента- служащие стараются понять нужды клиента.
Виды качества: По содер. Процесса сервиса:
Твердое качество- матер. Тех. Оснащение
Мягкое кач.- атмосфера, отношение персонала
Виды кач-ва в гостевом восприятии продукта:
Базовое- совокуп. Тех. Св-в услуги наличие которых потреб. Считает обязат-м.
Требуемое- совок. Тех. И функц. Хар-к услуги, тех-е и фун-е кач-ва.(кач-во процесса матер база)
Желаемое- неожид. Ценность (комплем. сюрприз)
Виды кач-ва в зависим-ти от этапов взаимод. Участ. Сервиса:
Уров. Заявленного кач-ва (реклама)
Ожидаемое кач-во
Получаемое кач-во
Требуемое(зависит от цены, опыта потреб., )
Реальное
Потенциальное –оптимальное испол. Рес-ов предпр.
Потреб ценность услуги + качество+ надежность+ удобство / цену
Ценность услуги– способность товара или услуги удовлетворять потребности клиента, предоставлять ему выгоду.
Модель ценности услуг (зейтамль, хаксель)
В центре ценность услуги и от нее отходят:
Воспринимаемое кач-во- способность предост. Благо клиенту.
Внешние признаки услуги- напрямую не связанные с содерж. Услуги
Внутренние признаки- присущие задаются горизонт. Струк. Котлера. Основная , доп, вспомогат. Расширеннос толковании
Денежная цена- сумма затрат которую несет потребитель за оказание услуги.
Неденежная цена- вкл. Риски, неудовл. Ожидания, гибкость, способность быстро риагировать
Время- ценность сейчас на короткий промежуток времени, ценность сейчас на не опред. пер. времени(образов, почта), ценность в буд. На короткий период времени, ценность в буд. На не опред. пер. времени (пластика)
Маркетинговая структура услуги: *Твердая компонента (предметно-смысловой уровень): Клиентом оценивается товарное сопровождение услуги, материальный компонент, количество, качество, цена продукта. *Мягкая компонента (Ур-нь отношений.) Гораздо важнее твердой! Клиентом оценивается вежливость, внимание, забота, понимание, терпение и т.п., т.е. все, что называется клиенториентацией.
Стратегия обеспечения качества услуги. Выстраивается в соответствии с треб-ми нормативной документации (стандарты) и треб-ми потребителя по различным показателям. Потребительские требования: 1) функциональная потребительская эффективность; 2) состав и структура услуги; 3) эстетические показатели качества (гармоничность и рациональность состава продукта, выразительность и целостность услуги, совершенство производственного использования); 4) показатели комфортности; 5) показатели технологичности (трудоемкость. Емкость исходных комплектующих, себестоимость); 6)показатели надежности на всех этапах жизненного цикла услуги (взаимозаменяемость услуги, гибкость услуг).
Проблемы кач-ва: природные: услуга дискретна по своему производству и целостна по потреб-ю , не стабильность кач-ва, неотделима источника от объекта, неосязаемость. Модель разрывов кач-ва (парасуроман, берри , котлер)-
6) Между потреб. Ожидан. И их восприятием руковод. Компанни
7) Между воспр. Руководства потреб-х ожиданий и трансформац этого воспр. В специфике кач-ва услуги
8) Между спецификациями кач-ва услуги и кач-вом предост. Услуг
9) Между предос. Услугами и внешней инф.
10) Между ожид. Потреб. И их восприят. Полученных услуг
Политика предприятия в области обеспечения качества. Стандарты ИСО – обеспечение стандарта качества и контроль за соблюдением.
Жизненный цикл товара – ключевое понятие концепции, которая описывает сбыт, прибыль и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок до момента снятия его с рынка. Жизненный цикл товара = петля качества (ИСО-9004). Петля качества – деятельность, которая сменяется на разных этапах. Петля качества – концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукта на всех этапах, начиная от определения потребностей и заканчивая оценкой степени их удовлетворения.
Содержание этапов: М.И; разработка новой услуги; технологическая подготовка производства; производство услуги; контроль за производством; продвижение и продажи; обслуживание.
Основные направления системы качества: 1) обеспечение качества – совокупность планируемых и проводимых мероприятий создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества так, чтоб продукт удовлетворял требованиям рыночного сегмента. 2) управление качества – методы и деятельность оперативного характера, подразумевает управление процессами, выявление несоответствий качества. 3) улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение уровня качества продукта, качество его изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Цели улучшения качества: улучшение параметров продукции, повышение стабильности качества сервиса, снижение издержек.
Группы контроля качества( ГКК)
Решение проблем за счет их непррирывной профилактики. (негативное впечат. Клиентов, слабая мотивация сотруд. Репутация ).