Европа в Х веке. Гибель Святослава
С уничтожением Хазарского каганата война не закончилась. Наступило время начать борьбу за возвращение выхода Руси к Чёрному морю.
По пути домой войска Святослава завоевали греческие владения в Приазовье и в Северном Крыму.
Никифор Фока, вернувшись из Сирии, получил сюрприз: узнал о разгроме своего союзника – Хазарии.
Болгария после «дружбы» с Византией стала разваливаться. Никифор Фока решил, что Болгария достаточно разложилась и теперь наступило время выгонять болгар с их территории,- «этот бедный гнусный народ скифский», как он называл болгар. Чтобы найти предлог для нападения на Болгарию, Никифор потребовал, чтобы болгары прекратили через свою территорию пропускать венгров, совершавших набеги на Византию. Болгары отказались это выполнить, так как у них был подписан с венграми - мадьярами союзный договор. Тогда Никифор решил больше не платить дань болгарам, которую Византия обязалась выплачивать ей по договору 927 года. Он вторгся в Болгарию, занял пункты, потом неожиданно повернул назад, получив отпор, и решил обратиться к Святославу за помощью, чтобы чужими руками уничтожить болгар - столкнуть славян лбами, отвлечь Русь от византийских владений в Северном Причерноморье, освободить силы свои для войны в Сирии (Иране).
Император вызвал в Константинополь полководца из Херсонеса Калокира, знавшего русский язык, дал ему 36 кг золота и поручил в Руси нанять 10 тысяч бойцов, чтобы бросить их на болгар, принудив их к уступчивости. В Киеве это предложение было принято с восторгом. Святославу Калокир понравился, и между ними завязалась личная дружба. Святослав только что вернулся из похода. И опять появилась возможность сплавить его на время. Правительство в Киеве было в восторге. Был доволен от такого предложения и Святослав, так как у власти в Киеве находились христиане, ему несимпатичные. В походе Святослав чувствовал себя лучше, чем в Киеве.
Святослав выступил со своей дружиной на юг. Болгары готовились встретить Святослава на Днепре вместе с хазарами, ясами, касогами, которые бежали в Болгарию. Святослав, заметив их, пока не стал вступать с ними в бой, а повернул в верховье реки, где встретил союзников - венгров, потом вернулся и нанёс поражение болгарам, захватив город Переяславец. Царь Болгарии Пётр, получив отказ в помощи от Византии, капитулировал, и 80 городов Болгарии принесли Святославу вассальную присягу. Но болгары при этом сохранили политическую самостоятельность. Святослав взял только приморскую Добруджу, резиденцию свою разместил в Малом Переяславце, в устье Дуная. Тут Святослав напомнил императору Византии, что они обязаны заплатить ему дань.
Византия получила вместо наёмной армии - соседство с сильной Русью. Болгарское государство стало вассалом, получив покровительство Святослава.
Победа Святослава над Хазарией, появление русских в Крыму создали конфликтную ситуацию, которая к 969 году приняла характер войны русских и болгар с Византией.
В 60-х годах Х века самой сильной державой была Византия и население её состояло из 20-24 миллионов человек. Но обилие врагов лишало Византию взять инициативу: всё время нужно было обороняться или возвращать утраченное. На востоке Византия вернула Малую Азию, Северную Месопотамию, Сирию, Крит, Кипр, на Севере отразила натиск болгар, на западе, утратив Сицилию, удержала Южную Италию, где столкнулась с германцами.
Военный конфликт начался с берега Чёрного моря, где помещался «остров русов» в излучине, образованной морем, дельтой Дуная и огромным «Траяновым валом». В 943 году здесь Игорь Киевский принимал откупную дань Византии. На эту территорию могла претендовать и Киевская Русь, так как владела здесь несколькими гаванями. Но греческое население приморских городов и обилие в этом районе римско - византийских крепостей также давали основание на претензии Византии на эту стратегическую область. Стотысячное русское население «острова» могло стремиться к независимости. Но оно постоянно колебалось между Киевской Русью и Болгарией. Меньше всего оно хотело идти под власть Византии. Обстановка внутри Болгарии осложнялась ещё тем, что там были сторонники и противники Византии. Власти Переяславца на Дунае - столицы «острова русов» - не раз проявляли враждебность Святославу...
Хитрый Никифор Фока решил столкнуть славян лбами, избавиться от них и начал войну против русских и болгар. Украдкой от русских он решил склонить болгар на свою сторону, устроив смотрины болгарских невест для принцев - сыновей императора. Они заполучили в Константинополь знатных болгарских девушек. В результате, часть болгарских феодалов оказалась в руках Никифора. Болгарский царь Пётр заперся в своей крепости Доростол. В августе русы овладели городом Малая Преслава и заняли всю прилегающую к ней область.
Между тем Пётр снёсся с императором Византии и заключил с ним союз против русских. В это время Киев, по наущению Византии, осадили печенеги. Летом 968 года Святослав примчался в Киев со своей дружиной и освободил Киев от степняков. Похоронив мать и поставив вместо себя в Киеве на престол старшего сына Ярополка, другого сына Олега - в Древлянской земле, Владимира - в Новгороде, ушёл с дружиной в Болгарию, где в это время царь Пётр умер. Царём стал Борис. Западная часть Болгарии отпала. Борис с братом Романом поехали в Константинополь, чтобы заключить мир и союз.
За зиму 968-969 годов всё изменилось. Калокир (сын начальника херсонского гарнизона) уговорил Святослава, поселившегося в Переяславце или в Малой Преславе, на берегу реки Враны, посадить его на престол Византии. Шансы для этого были. Никифора II Фоку не любили, а Святослав думал о бессмысленности своего возвращения в Киев, где его христианские недруги отправят его ещё куда-нибудь. Присоединение к Руси части Восточной Болгарии - «русского острова», давало языческому князю территорию, где он мог быть независимым от своей матери и её советников и мог обезопасить торговые пути.
Столкновение с Византией не входило в планы Святослава. Он не покушался на греческие земли. Но Никифор Фока не дремал. Он получил сведения о заговоре Калокира против него и срочно принял меры. Осенью 968 года на стенах Константинополя были установлены машины для метания стрел, а вход в гавань перегородили цепью.
Около 971 года ситуация резко изменилась. Императрица Феофано влюбилась в красавца Иоанна Цимисхия - двоюродного брата своего мужа - императора Византии Никифора. В ночь с 10 на 11 декабря заговорщики с помощью слуг императрицы проникли во дворец и зверски убили императора Никифора Фоку. Цимисхий, придя к власти, сослал Феофано и убийц Никифора, сместил со всех постов приверженцев Фоки, раздал огромное состояние окрестным землевладельцам.
В это время Болгария начала войну против русских, которая подготовлена Цимисхием. Болгары осадили Переяславец, где находился лишь корпус во главе с воеводой Волком. Ратники во главе с Волком оборонялись. Но у них кончилось продовольствие. Внутри города действовала «пятая колонна», тогда Волк вывел войско из Переяславца и стал отступать на Русь. В низовьях Днестра он встретил Святослава, который шёл с подмогой. Святослав взял командование на себя и направился в Переяславец, возле которого состоялось жестокое сражение. Сначала одолевали болгары, потом Святослав. Святослав взял город, казнил изменников. После этого царь Борис оробел. При его дворе вновь ожила прорусская партия. И Восточная Болгария повернулась на 180 градусов в сторону Святослава. От пленных Святослав узнал, что бучу подняли греки. Тогда Святослав решил идти на греков, объявив войну ромеям: «Хочу на вы идти и взять град ваш..., яки и сей» (Переяславец). Призвал союзных угров, поляков, уговорил печенегов, направил гонцов в Киев, чтобы прислали ещё войско, и болгар поднял.
Последовало вторжение в пределы Византии, был взят ряд городов. Цимисхия вторжение обеспокоило. Он направил русским посольство. Святослав в это же время послал к императору своих послов. В ходе переговоров Святослав требовал контрибуции, выкупа за захваченные города, иначе выгонит греков из Европы, «им не принадлежащей», в Азию. Переговоры кончились ничем. Византия специально тянула время. Цимисхий ждал лучшие свои войска с востока, они двигались к столице и перебрасывались во Фракию. Силы Цимисхия превосходили войска Святослава в несколько раз. А из Киева помощь не пришла. Это смутило воинов Святослава. Святослав им сказал: «Нам некуда уже деться, хотим мы или нет, должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые сраму не имут. Если мы побежим - срам нам будет. Так не побежим, н станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Дружина ответила: «Иде же глава твоя, ту и свои главы сложим». «И бысть сеча велика, и одоле Святослав, и бежаша греци».[135]
Святослав перебросил во Фракию отряд союзников - венгров и болгар и стал воевать с Византией по всей северной границе Византийской империи. Войска Святослава перешли Балканы, пересекли византийскую границу и оказались в бассейне Марицы, взяли Филиппополь (современный Пловдив), дошли до Аркадиополя. До Царьграда оставалось 4 дня пути по равнине. Но в сражении под Аркадиополем печенеги и венгры, входившие в русско-болгарское войско, дрогнули, и битва была проиграна. Иоанн Цимисхий в 971 году, отозвав свои войска из Сирии и, тренируясь всю зиму, начал готовить наступление против русов и болгар.
«Поражение авангарда под Аркадиополем охладило Святослава. Он согласился на возобновление переговоров, и был заключён мир. Греки дали большую контрибуцию на войско, в том числе и на погибших - «род его возьмёт», выплатили задолженность по ежегодной дани. Святослав удалился в Болгарию, а Цимисхий смог перебросить армию Скляра в Азию и раздавить мятеж Варды Фоки.
Почти год не было военных действий. Святослав был доволен условиями мира. Греки признали поражение. Между тем Цимисхий готовился к бою с русскими, сформировал особую гвардию «бессмертных». Потрудились и дипломаты, перекупив печенегов и перенацелив их против русских».[136]
Весной 971 г. Цимисхий неожиданно нанёс удар по войскам Святослава, подкупив болгарских бояр, которые сняли пограничные гарнизоны праздновать Пасху - Светлое Воскресение. Византийское войско неожиданно нагрянуло на столицу Восточной Болгарии - на Великую Преславу. Святослав не успел предупредить войска, и сам не подошёл. В городе стоял русский гарнизон воеводы Свенельда, да и болгары геройски защищали Преславу. Ромеи - греки одолели, ворвались в город, взяли царя Бориса в царской одежде. Свенельд с остатками дружины сумел вырваться из города и ушёл в горы. Греки забрали в Преславе казну, ходили по городу и убивали мирных жителей. Цимисхий сразу переименовал Преславу в честь себя - в Иоаннополь. Оставив здесь часть своего войска, двинулся на Святослава, по дороге разорив города Динею и Плиску. Нигде не было русских гарнизонов, никакой оккупации Болгарии не было. В древней Плиске, увидев памятник Симеона из 16 колонн, греки раздробили его на мелкие кусочки.
Святослав повёл свою рать навстречу Цимисхию, к Преславе не успел и занял оборону в г. Доростоле на Дунае. Произошло несколько сражений. Вначале русские смяли и обратили в бегство оба фланга византийской армии. Но вмешательство «бессмертных» спасло положение византийцев.
Ещё зимой 970-971 гг. Святослав направил отряд в Македонию, чтобы обрести плацдарм для сторонников Калокира... Святославу вновь пришлось брать город Переяславец и укрепить город Доростол, что на границе Болгарии с землёй уличей, и сделать его своим опорным пунктом.
Если бы Болгария восстановила свою самостоятельность, то устье Дуная с островом, гле проживали русы - «русский остров» - остались бы за языческой Русью, для чего Святослав вёл переговоры с Цимисхием. Но Иоанн Цимисхий был опытным и хитрым дипломатом. Он усыпил бдительность русского князя, а весной 971 года неожиданно для Святослава он начал военную кампанию против него. 300 греческих кораблей с огнемётными машинами вошли в Дунай, а сухопутная армия - 15 тысяч пехоты и 13 тысяч всадников - прошли через неохраняемые русами теснины на Балканах и осадили Переяславец. На третий день штурма крепость пала. Небольшая часть русов пробилась и ушла на соединение с главными силами. С ними ушёл и Калокир - главный козырь Святослава. Царевич Борис сдался грекам. Цимисхий (Циминский) отпраздновал Пасху в завоёванном городе.
Святославу, за неимением конницы, осталось запереться в Доростоле. Греки окружили русов с суши и с Дуная, безуспешно ожидая сдачи. Но русы сражались так отчаянно, что Цимисхия от поражения спасла атака латной конницы.
Во многих древних исторических и литературных источниках описана исключительная храбрость русских воинов. Храбрость русских имеет генетическую природу и своими корнями уходит в далёкое прошлое. Один византийский историк писал, что русские никогда не сдаются врагам, даже побеждённые. Когда нет спасения, они пронзают себя мечами.
...Когда Святослав прибыл в Болгарию, его дружина состояла из десяти тысяч воинов. Но после многочисленных боёв у него осталось несколько тысяч воинов. В Дорогостоле его окружило стотысячное византийское войско.
«Святослав не давал врагу приблизиться и поставить осадные машины. 2тыс. русских совершили рейд по Дунаю, вышли ночью, собрали продовольствие и сумели вернуться обратно, разгромив вражеские посты. Силы русских иссякали в боях. Цимисхий окружил крепость своими войсками. По Дунаю подошёл его флот с огненосными судами.
«В течение трёх месяцев сидел Святослав со своей дружиной в крепости Доростола в осаде, терпя со своими воинами голод, болезни и лишения. В ночь с 20 на 21 июня русские отпраздновали праздник Перуна. Утром следующего дня Перуну были совершены жертвоприношения. После этого русские воины все вышли из города и закрыли за собой ворота. Они знали, что возвращаться в город не будут. Убегать от врага они также не собирались. Началась яростная схватка, в которой один русский воин сражался против 20 византийских воинов, которым специальные курьеры перед этим разносили вино. Византийцы дрогнули и начали отступать! Положение исправил сам император. Он со своей отборной гвардией бросился в битву и принял на себя главный удар. Но ему не удалось одолеть русских воинов. Более того, русы продолжали теснить врага. Византийцы отходили. Спасла их от позора внезапно начавшаяся песчаная буря. Она забила всем глаза. Сеча прервалась. Противники прекратили битву и разошлись. Русские остались непобеждёнными... Потери византийцев были огромными.
После этой битвы Святослав созвал «комент» из старших воинов. Летопись приводит его речь: «А Руска земля далече,а печенеги с нами ратни, а кто нам поможет?» «...Поступило предложение заключить мир с императором. «Ведь они обязались уже платить дань, того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдём на Царьград».
«Цимисхий предложение о мире принял с радостью. Его рать несла тяжёлые потери... Переговоры вели с русской стороны Свенельд, с византийской - синкел Феофил. Греки требовали от Святослава уйти в свои пределы... Он выдвигал ответные условия.
Сошлись на том, что русичи оставляют Доростол, отпускают пленных, обязуются не нападать на Византию, Херсонес и Болгарию. Император пропускает их на родину....
Напоследок, по просьбе князя состоялась его личная встреча с Цимисхием.
Византийцы прибыли пышной, разнаряженной свитой. Святослав - на лодке, где грёб наряду со своими воинами. О чём они говорили с императором, остаётся неизвестным. Калокир, приглашавший Святослава в Болгарию, бежал»...[137]
Византийский император Иоанн Циминский заключил со Святославом почётный мир... «Это было при численном превосходстве византийцев в 20 раз! У русских было превосходство в силе духа в 100 раз!» (стр. 146, Ю. и Ю. Мизун, «Русь Ведическая»).
По договору в августе 971 года русы покинули Болгарию. По всей вероятности, Цимисхий, отпустив русов из Доростола, договорился с печенегами за золото о последующем истреблении русских. Цимисхий, стремясь к миру, предложил печенегам союз с Византией, если они обещают не переходить Истр (Дунай), не разорять Болгарию, ставшую Византийской провинцией, и позволить русам пройти через их территорию в своё отечество. Когда Святослав с остатками войска двинулся к Днепру, там его ждали печенеги. Им пришлось вернуться и зазимовать на «Белобережье» - в Кинбурнской косе. Святослав ждал помощи из Киева, куда он послал Свенельда. Но помощь так и не пришла. В Киеве знали, что Святослав возвращается, но подмогу не прислали. Весной 972 года русичи пошли на прорыв. Произошла последняя сеча. Святослав и его соратники все сложили головы. Хан печенегов Кури велел изготовить кубок из черепа киевского князя и оправить его серебром.
С уходом Святослава из Болгарии Болгария была оккупирована Византией. Когда Цимисхий взял в плен в Преславе законного болгарского царя Бориса - союзника Святослава, то он лицемерно «воздал ему почести», назвал «владыкой булгар». Но как только Святослав со своим войском покинул Дунай, Цимисхий показал своё истинное лицо. Он вошёл в храм Софии Цареградской и посвятил богу свою первую добычу - болгарскую корону. Затем в императорском дворце он приказал болгарскому царю Борису сложить с себя знаки царского достоинства и возвёл Бориса в сан магистра. Цимисхий столицу Болгарии переименовал в честь себя - в Иоаннополь, древний Доростол - в Феодорополь. Придунайская Болгария стала византийской провинцией - Паристрионом. Поражение Святослава было концом суверенной Болгарии.
Византийский писатель того времени Лев Диакон дал в своей «Истории» красочный портрет Святослава Игоревича, прибывшего на встречу с Иоанном Цимисхием: «...умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло - синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова его была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода, крепкий затылок, широкая грудь, и все другие части тела вполне соразмерны, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой». (« Славянская энциклопедия», второй том, стр .332 – 334).
Святослав с юношеского возраста участвовал в военных действиях. Между сражениями спал на земле вместе с дружинниками. Он обладал полководческим талантом, предпочитая в военных действиях неожиданность, стремительность, чётко спланированную операцию. Действия Святослава, прозванного «Воителем», носили наступательный характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. Действия Святослава на Дунае и за Балканами были проявлением солидарности с народом Болгарии в борьбе от посягательств Византии. Первую задачу, которая состояла в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, он решил. Вторую задачу - создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Чёрного) моря в содружестве с Болгарией он не решил, так как здесь Руси противостояли две крупные силы - Византия и Печенегия.
Святослав был женат на венгерской княжне Преславе, от брака с которой имел Ярополка и Олега, от ключницы - Владимира - незаконнорожденного сына.
Глава 37
Владимир I
В 977-980 годы на Руси не было мира. Тупиком оказался конфликт с Византией. Появилась поляризация православия, язычества, вытесняемого католицизмом из Швеции и Дании на восток. Русские земли от Ладоги до Киева не знали покоя. Ярополк - сын Святослава - со своими сторонниками был за мир с Византией. Эту партию поддерживали киевляне. Против них выступали новгородцы, используя для этого Владимира - сына Святослава и Малуши - ключницы княгини Ольги, дочери некоего Малко Любечанина, сын которого Дабран - Добрыня, очевидно, служил князю. В былине о Добрыне сохранилась память о том, что он при княжеском дворе был «конюхом да приворотничком», но потом стал придворным - «он стольничал - чашничал девять лет». Денег в Новгороде было много, и можно было нанять варягов. Владимир убил с помощью наёмных убийц - варягов в Киеве брата Ярополка, предал варягов, не уплатив им за службу, выгнав их в греческую землю. Был убит и Олег Древлянский. Добрыня и Владимир с нанятым войском, состоящим из варягов, двинулись походом из Новгорода в Киев, покорив по дороге Полоцк, где Владимир силой взял себе в жёны Рогнеду, дочь полоцкого князя. После этого киевляне, ненавидевшие варягов, согласились признать князем Владимира и оказали ему помощь в повторном покорении славянских племён: червенских городов - в 981 году, вятичей - 981-982, ятвягов - 983, радимичей - в 984 г. А в 985 году началась большая война с камскими болгарами. С Булгарией был заключен вечный мир, то есть правительство Владимира признало самостоятельность Камской Болгарии. Война с Хазарией закончилась разгромом Хазарии. Тмутаракань в 988 году превратилась в русскую резиденцию князя Мстислава Владимировича.
Реформы Владимира I
Итак, Владимир I захватил золотой Киевский престол грубой силой, убив брата Ярополка, расширил пределы своей державы, приобретя много врагов. Первым государственным делом Владимира было изгнание из Киева варягов - наёмников, затем он решил провести языческую реформу, стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии: установил языческий культ шести Богов (Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши) во главе с Богом войны и грозы Перуном, введя человеческие жертвоприношения. «И осквернилась кровью Земля Русская и холм тот», - говорит летопись.
Культ Перуна, главного Бога дружинной знати, был введён его дядей Дабраном и в Новгороде Великом. Вокруг идола горело восемь негасимых костров. Память об этом вечном огне сохранялась у местного населения до ХVII века. Стрибог, повелевавший ветрами, был Богом неба, Дажьбог был Богом света, тепла, плодородия, Семаргл - Богом почвы, растений плодородия, Мокошь (Макошь) олицетворяла женское начало природы, женскую часть хозяйства.
Но попытка превратить язычество в государственную религию не удовлетворила Владимира. В это время по Европе шествовало христианство, в соседней Болгарии существовала христианская литература. Но Владимир медлил с принятием христианства, боясь впасть в зависимость от Византии. Взяв Херсонес, он решил сам диктовать условия Византии. Женившись на христианской царевне, породнился с Византийским императорским домом. Около 988 года Владимир крестился сам, крестил бояр и под страхом наказаний заставил креститься крестьян. Формально Русь стала христианской. Церковь на Руси была организована так: во главе стоял киевский митрополит, назначенный из Константинополя или позднее - князем. В крупных городах находились епископы, стоявшие во главе епархий. Митрополит и епископы владели землями, сёлами и городами. Князья давали на содержание церкви десятую долю от даней и оброков. Церковь имела свой суд и своё законодательство, при помощи чего властно вмешивалась в семейную жизнь. Служба в церкви велась ежедневно три раза в день: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались торжественные службы. Все средства искусства были использованы церковью для утверждения её взглядов. Художники изображали Страшный суд, расписывая безобразных чертей, бросающих грешников в печь...
Христианство и язычество - две разные идеологии. Но они обе широко использовали первобытную магию.... Христианские миссионеры, шедшие к славянам, не приносили с собой ничего нового. Они несли лишь новые имена для старых Богов, иную обрядность, более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимость покорности её представителям.
Русская церковь играла сложную роль в истории Руси. С одной стороны, она помогала укреплять молодую русскую государственность, познакомила русичей с культурой Византии, с литературными произведениями. Но русский народ заплатил за это дорогой ценой: христианство притупляло классовую борьбу, закрепило в сознании народа на века божественное происхождение властей, что мешало свободному миропониманию.
Удачные походы князя Владимира I на Польшу, на вятичей, Литву, радимичей, болгар, хорватов расширили и упрочили Русь как государство восточных славян. Правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой раннефеодальное государство - Киевскую Русь, внедрить систему слияния государственного начала с личным. На место выборных на вече прежних князей, стоявших во главе племён, он самолично посадил своих сыновей: в Новгороде - Ярослава, в Полоцке - Изяслава, в Турове - Святополка, в Ростове - Бориса, в Муроме - Глеба, в Древлянской земле - Святослава, в Волыни - Всеволода, в Тмутаракани - Мстислава. От Киева к этим городам прокладывались «дороги прямоезжие».
Но нерешённой оставалась главная задача внешней политики Руси - оборона от печенегов, наступавших на русские земли по всему лесостепному пограничью. Каждый набег печенегов приводил к сожжению сёл, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому важным государственным и общенародным делом была оборона от печенегов. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, делом всех народов, входивших в её состав. Владимир весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, на всех реках построил крепости, гарнизоны для южных крепостей набирались по всей Руси. Владимир I сумел организовать общегосударственную оборону от набегов печенегов. После создания оборонительных линий печенегам приходилось преодолевать четыре барьера. «Первым был рубеж на Суле, которая 200 лет служила границей между русскими и кочевниками. В устье Сулы археологи раскопали крепость - гавань, которая называлась Воинь. Далее, по Суле, крепости стояли на расстоянии 15-20 км друг от друга. Если печенеги преодолевали этот рубеж, они встречались с новым заслоном по Трубежу, где стоял город Переяславль. Если это препятствие печенеги преодолевали, то перед ними открывались пути на Чернигов и Киев, перед которыми были расположены оборонительные линии по Осетру и Десне. Для того чтобы попасть с левого берега Днепра к Киеву, печенегам нужно было перейти реку вброд под Витичевом и затем форсировать долину Стугны. Но именно по берегам Стугны Владимир и поставил свои крепости.
Археологические раскопки в Витичеве открыли на высокой горе над бродом мощную крепость конца Х века с дубовыми стенами и сигнальной башней на вершине горы. При первой же опасности на башне зажигали огромный костёр, и так как оттуда простым глазом был виден Киев, то в столице по пламени сразу узнавали о появлении печенегов в Витичевском броде.
Стугнинская линия окаймляла «бор велик», окружавший Киев с юга. Это была уже последняя оборонительная линия, состоявшая из городов Треполя, Тумаша и Василева и соединявших их валов. В глубине её, между Стугной и Киевом, Владимир построил в 991 году огромный город - лагерь, ставший резервом всех киевских сил – Белгород (стр. 170, «Рождение Руси» Б. Рыбакова). Постройка нескольких оборонительных рубежей с системой крепостей, валами, сигнальными вышками сделала невозможным внезапное нападение печенегов.
Князь Владимир испытывал нужду в военных силах, поэтому набирал в свои дружины людей из народа. Победы над печенегами всегда пышно праздновались. Князь с боярами и дружиной пировал на высокой галерее дворца, а на дворе накрывались столы для народа. Эти знаменитые пиры остались в былинах.
Усадьбы состоятельных жителей Киевского государства тоже строились с учётом обороны от незваных гостей, которые окружали Русь со всех сторон и могли напасть в любую минуту. Археологам по крупицам удалось восстановить уклад жизни наших далёких предков. Чаще всего находятся при раскопках оружие и серебряные украшения. Главным отличием была система стройки. Усадьба представляла собой маленькую крепостицу, образованную несколькими срубами, поставленными вплотную друг к другу по кругу. Здесь могло проживать 20-30 человек. Тысячи таких дворов стихийно возникали по всей Руси. Правовые нормы появляются позже. Уже к Х1 веку князья стали заботиться о том, чтобы их усадьбы были ограждены не только военной силой, но и законами, которые и появились в Х-ХI веках и складывались на основе древних славянских обычаев. Первые записи отдельных норм «Русского Закона» появились при Ярославе Мудром.
Центром вотчины в Киевской Руси являлся княжеский двор с хоромами, где проживал князь с семьёй, с помещениями для слуг, с разнообразными хозяйственными постройками. Во главе княжеской вотчины стоял князь - боярин - огнищанин. При нём находился сборщик налогов. Эти лица охранялись 80-гривенной вирой. Далее по служебной лестнице следовали старосты... Их жизнь оценивалась в 12 гривен. Жизнь холопов, смердов оценивалась в 5 гривен. Чтобы иметь большее представление о княжеском дворе опишем данные раскопок археологами замка в Любече примерно IХ-Х веков.
Славянское поселение на месте Любеча существовало уже в первые века нашей эры. Здесь где-то был двор Малка Любечанина - отца Дабрана и деда Владимира I по матери. Раскопки Замковой горы показали, что эти помещения были построены в Х веке. Город и замок кольцом охватывали могучие стены из глины и дубовых срубов. Верхняя площадка Замковой горы занимала лишь 35х100 метров. Строения поставлены близко друг к другу. Замок князя отделялся от города сухим рвом, с подъёмным мостом. Проехав мост и мостовую башню, приезжий оказывался в узком проезде между двумя стенами. Мощённая брёвнами дорога вела к главным воротам крепости с двумя башнями, которые имели глубокий тоннель с тремя заслонами, чтобы преградить путь врагу. Пройдя эти ворота, приезжий оказывался в небольшом дворике, где размещалась стража. Отсюда - ход на стены с помещениями с маленькими очагами для обогрева стражи. Слева от мощёной дороги располагался глухой тын, за которым - склады для вин и продуктов. В глубине «двора стражи» - башня (вежа). Это отдельное сооружение, не связанное с крепостными стенами, которое могло быть последним прибежищем защитников. Путь к княжескому дворцу лежал через эту вежу, которая была четырёхъярусной. И с неё было видно всё на большие расстояния. Без ведома хозяина башни нельзя было попасть в княжеские хоромы. Через вежу - донжон, где в подвалах - хранилища для воды и зерна, можно было попасть на небольшой парадный двор перед огромным княжеским дворцом - теремом, который был трёхъярусным зданием с тремя высокими теремами. Нижний этаж был разделён на множество мелких помещений, где находились печи, жила прислуга, хранились запасы. Парадным, княжеским, был второй этаж, где было место для летних пиров и большая княжеская палата, украшенная майоликом, щитами и рогами оленей и туров. В замке была небольшая церковь со свинцовой крышей. Стены замка состояли из пояса жилых клетей. Внутри двора, вдоль стен, были в землю вкопаны медные котлы для варки кипятка, которым поливали врагов во время штурма. В каждом внутреннем отсеке замка - подземные ходы для выхода из замка. Здесь могло проживать 200-250 человек. Во всех помещениях замка найдены ямы для хранения зерна и для воды. Общая ёмкость всех хранилищ измеряется сотнями тонн. Гарнизон замка мог просуществовать на своих запасах более года. Любечский замок являлся резиденцией черниговского князя.
Археологи изучили и более скромные боярские дворы. Княжеские и боярские хозяйства были организованы по-разному. Русские крестьяне жили в неукреплённых деревнях и сёлах. Древнее название сельского поселения было «весь» До сих пор жива поговорка - «убраться восвояси». Центром деревень был «погост». Крестьянские избы и хаты топились по-чёрному. На севере избы рубили из брёвен и ставили прямо на земле. Деревянного пола не было. На юге Руси хаты глубоко врезались в землю, и в неё нужно было, как в землянку, по ступенькам спускаться вниз. Печи на севере делались большими, на юге - были небольшие глинобитные печи или каменки. Рядом с избами - хатами располагались хозяйственные постройки, овины для сушки снопов, ямы для хранения зерна и овощей. Среди домашней утвари крестьян - ручные жернова для помола зерна, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняными светильниками - каганцом с просаленным фитилём. Интересны находки археологов - каменные пряслицы для веретён. Горожанки, знавшие грамоту, подписывали их своими именами, чтобы не перепутать на посиделках. Неграмотные крестьянки отмечали их рисунками или крестиками. Ткани крестьянки делали сами из льна, шерсти, конопли на деревянных самодельных станках. Женщины носили разные украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, подвешенные к кокошнику, браслеты, монисты, бусы... Пахали крестьяне сохой и простым плугом. Крестьянство Киевской Руси было многообразно по степени зависимости. В глухих местах крестьяне не знали форм подчинения. С рождением земского боярства крестьянская свобода кончилась. Лёгкой формой крестьянских повинностей был оброк, тяжёлой формой была барщина: работа на господской пашне, строительство господину хором, прокладка дорог, строительство городов, постройка оборонительных сооружений... Несвободное население называлось холопами или рабами.
До ХII века в деревнях господствовали старые языческие обряды: над умершими насыпали высокие курганы, в некоторых местах совершали обряд трупосожжения. Ремесленники селились группами по сходству профессий. Их дома были больше, чем у крестьян, так как в домах располагались и их мастерские. Свои инструменты ремесленники часто подписывали. Ремесленники и крестьяне облагались налогом - оброком. Тяжела была зависимость ремесленников от ростовщиков. Проценты по займу иногда превышали половину взятой суммы. В случае невозможности выплачивать долг горожанин попадал в вечную кабалу к ростовщику. Только восстание в Киеве в 1113 году заставило феодалов изменить законодательство. Города (а их было много на Руси: Киев, Чернигов, Переяславль, Новгород, Владимир, Москва, Суздаль, Рязань, Минск, Смоленск, Полоцк и др.) состояли из следующих элементов: крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговых рядов, церквей, административного управления... По количеству населения на первом месте в городах составляли ремесленники, которые селились по сходству профессий. Например, в Новгороде был Гончарный конец, Щитная улица и т.д. Свои изделия ремесленники подписывали и делали изделия на заказ. Дешёвые массовые товары ремесленники реализовали через купцов - корабейников. Изделия ремесленников - ювелиров и кузнецов шли и на продажу за границу. Позднее ремесленники стали объединяться в корпорации, которые помогали им отстаивать свои права.
Кто такие печенеги?
«Славянская энциклопедия» так повествует о печенегах: (второй том, стр. 141): «Печенеги - союз тюркских племён, сложившийся в VIII-IХ веках. Основу его составляли племена, говорившие на языке, близком к огузским языкам. Кроме тюркских племён, в состав союза вошли покорённые племена сарматской, угро - финской и, возможно, кавказских групп. До конца IХ века печенеги перешли Волгу и, вытеснив кочевавших между Доном и Днепром мадьяр (угров), заняли Северное Причерноморье до Дуная. Печенеги в Х веке делились на 8 племён (колен), каждое из которых подразделялось на 5 родов. Во главе племён стояли «великие князья». Основным занятием печенегов было скотоводство. Важным источником обогащения племенной знати являлись набеги на соседние страны (Византию, Венгрию, Русь и др.). «Повесть временных лет «отмечает их появление у границ Руси около 915 г. Печенеги воевали с киевскими князьями, были их союзниками, опустошали Болгарию, в 968 г. осаждали Киев, в 972 г. за византийское золото убили на днепровских порогах князя Святослава Игоревича, несколько раз нападали на Владимира Святославича. Набеги на Русь продолжались до 1036 г., когда великий князь Руси Ярослав Владимирович Мудрый подверг их страшному разгрому, после чего у печенегов начались внутренние раздоры. Кегенес выступил против кагана Тираха, но был разбит, перешёл на сторону византийцев, крестился, стал воевать против своих соплеменников. Тирах был взят в плен, и ему дали место для поселения с ордой в Византии. В 1153 г. оставшиеся на своих кочевьях племена снова вторглись на Русь вместе с половцами и были разбиты. После чего, теснимые с востока торками и половцами, отошли к Карпатам и Дунаю, а их место в Причерноморье заняли половцы. Часть печенегов ушла в Венгрию и в Болгарию, где растворилась среди местного населения, часть подчинилась половцам, а часть, осев на границах Руси, ославянилась. Однако, ещё в ХIII веке некоторые роды пытались снова объединиться, чтобы напасть на Византию. Но эта их попытка окончилась крахом. Византийский полководец Умпертокул истребил тогда около 10 тысяч их воинов. Татарский темник Нагай изгнал остатки печенег с их древних кочевий во второй половине ХIII века, после чего имя их исчезает из исторических хроник и летописей».
Кто такие половцы?
«Половцы (иначе кыпчаки, куманы) - многочисленный средневековой тюрко - язычный кочевой народ. В Х веке они занимали территорию северо-западного Казахстана. Распадаясь на ряд племён (орд), вели кочевой образ жизни. В середине Х века, перейдя вслед за торками - огузами Волгу, хлынули в степи Северного Причерноморья и Кавказа. Огромная территория, занимаемая половцами от западных отрогов Тянь - Шаня до Дуная, называлась в ХI-ХV веках Дешти - Кыпчак (Половецкая земля). У половцев не сложилось единого государства. В ХI-ХIII веках у них имелись отдельные племенные союзы во главе с ханами. Основным занятием половцев было скотоводство, но в ХII веке в Половецкой земле существовали города (Сугров и Шарукань), в состав населения которых, наряду с аланами, булгарами, русскими и др. входила и часть половцев восточных (заволжские). Половцы были тесно связаны со Средней Азией, особенно с Хорезмом. Западные половцы находились в постоянных сношениях с Русью, Византией, Болгарией, Венгрией. Впервые половцы упоминаются в русских летописях 1054 г. Вскоре после этого началась полоса набегов половцев на раздробленную Русь, отдельные князья которой в своих личных интересах заключали союз с половцами и помогали им грабить земли своих противников. В 1103 г., после Долобского съезда князей, Владимир Всеволодич Мономах организовал походы в степь, в результате чего половцы, потерпев поражение, вынуждены были уйти частично в Грузию. Со второй половины ХII века их набеги на русские княжества вновь усилились, в результате чего пограничные русские земли были опустошены и обезлюдели. В 1223 году, во время первого похода монголо - татар в Восточную Европу, половцы, предав своих союзников - алан, были разгромлены татарами сначала на Северном Кавказе, а затем в битве на реке Калка. Восточные половцы влились в состав монголо - татарского войска. Они составили основную часть населения Золотой Орды, ассимилировали небольшую группу пришедших с Бату - ханом монголов и передали им свой язык. Эта часть населения Золотой Орды ещё именовалась кыпчаками и вошла затем в состав следующих народностей: татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др., говоривших на языках кыпчакской группы. Западная группа половцев при нашествии Батыя откочевала сначала в Венгрию, а затем в Болгарию и там растворилась среди местного населения».[138]
Кто такие аланы?
«Аланы (в русских летописях называют «касогами») - скифо - сарматский народ европеоидной расы иранской ветви индоевропейских языков, предки современных осетин. Во втором веке нашей эры они основали огромную империю между Дунаем и Кавказом. Около 350 года нашей эры были разгромлены гуннами. Часть алан ушла в Галлию, Испанию, Португалию, где им в 409 году было отведено место для расселения. Другие группы алан перешли Гибралтарский пролив и осели в Северной Африке. Оставшиеся аланы на Кавказе были христианизированы Византией. Имя их всплыло в девятом веке в связи с образованием Алании». [139]
Глава 38