Вопрос 1. 1.Споры о происхождении и прародине славян.Археологи­ческие, лингвистические, письменные и др. источники о праславянах.

Тема 2. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности.

Лекция 1. Время-2 часа

План

Введение

1.Споры о происхождении и прародине славян. Археологи­ческие, лингвистические, письменные и др. источники о праславянах.

2.Великое переселение народови судьба славян.

3.Распад общеславянской общности на западных, юж­ных и восточных славян.

Заселение славянами Восточной Европы. Распад родовых отношений. Соседская община. Хозяйственная деятельность. Ремесло и торговля. Города.

Литература

1.Н.Г. Георгиева, В.А.Георгиев История России: Учебное пособие для студентов вузов. М., Проспект, 2012

2.В.Г. Вовина-Лебедев История Древней Руси: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования М.: 3.Издательский центр «Академия», 2011. – 256с. – (Сер. Бакалавриат

3.А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Савохина История России:. – 4-е изд., перераб. и доп.М Проспект, 2012.

4.Т.Р. Суздалева, К.В. Федоров Лекции по отечественнойистории (IX – XIX века): учебное пособие М.: .МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

5.А.Н. Сахарова Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVII века М., 2003.

6.ПушкаревС.Г.Обзор русской истории: Учебное пособие для студентов СпБ. 2002.

7.Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.,«Флинта», УрФу 2016.

8.В.О. Ключевский Избранные лекции«Курса русской истории Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 Брандт М.Ю. Введение в историю. - М.,", 1994.

9.Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х11 вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

10.Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

12.Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

13.Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

14.Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Введение. Исторические интерпретации темы

Славяне - крупнейшая до сих пор в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения (но не верой). Обратимся к историографии.

Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I - III вв. н.э. Первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе (использование этнонима «славяне») содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия Кейсарийского.

В VI в. о славянах упоминает византийский историк Прокопий Кесарийский, который после 562 г. являлся советником полководца Велизария. Он участвовал во многих военных походах и написал несколько трудов. Во всех из них упоминается этноним «славяне».

Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов. В части работ история России рассматривалась исключительно как история русского народа. Такой подход был свойствен даже грандам исторической науки - Н. М. Карамзину, С. М. Соловьеву, В. О. Ключевскому. Школа государственников упоминала другие народы, в основном, в связи с внешней политикой Русского государства, хотя ею признавался факт вливания в состав русского этноса некоторых финно-угорских племен.

Лишь в конце XIX - начале XX веков стали появляться работы, рассматривавшие историю России как историю многонационального государства. Часть этих работ была написана с рационалистических, европоцентристских позиций.

Публиковались и книги православных авторов. Один из них - А. Нечволодов - в своем объемном издании «Сказания о земле Русской» трактовал нашу историю как историю народа, наделенного Божественным призванием, видя ее корни в далеких библейских временах и включая в нее всю докиевскую древность. При этом к предкам славян причислялись скифы, гунны и другие народы.

В это же время вышли первые труды представителей российской исторической мысли, получившей название евразийства. К русской евразийской школе относились не только историки и работавшие над исторической тематикой публицисты - Г. В. Вернадский, Н. С. Трубецкой, В. Н. Ильин, Г. В. Флоровский, но и специалисты по географии, философии, востоковедению и другим отраслям знания. Отвергавшие рационализм западного типа евразийцы рассматривали Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой. Они считали, что российские истоки — не только в Европе, но и в Азии, пристально изучали роль Востока в истории России. Евразийцы впервые обратили внимание на Восточно - Европейскую равнину как на некий «котел» для этнических «переплавок», выдвинув тезис «Россия- это соборность наций».

Историк и этнолог Л. Н. Гумилев, написал большое количество работ, посвященных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне- это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно - угров и татар.

Интересные взгляды, перекликавшиеся с теоретическими построениями евразийцев, высказывал русский историк Н. И. Ульянов, работавший в 50-80 годах в университетах Франции и США. Он считал, что «если существуют законы истории, то один из них надо усматривать в географических очертаниях Государства Российского» и отмечал факт образования российского жизненного пространства задолго до появления Руси: «Она велика от рождения, а не в силу завоевания.

Концепции евразийцев активно разрабатывались в 20-30-х годах в условиях эмиграции. В этот период в официальной советской науке монополией владели сторонники формационно-классового подход- марксисты. Они жестко критиковали евразийцев, называя их «националистами и православными мистиками». Критике подвергались также школы государственников и «федералистов» (В. Костомаров, М. Грушевский). Глава марксистской историографии М. Н. Покровский говорил, что «понятие национальности заслонило у них классовую борьбу».

В настоящее время этнографические, археологические, теоретические изыскания продолжаются. Тематика, касающаяся древних народов на территории нашей страны, постоянно обогащается и расширяется. Развивается славистика.

Своим , происхождением славистика обязана политическим обстоятельствам, а именно: ущемлению национального достоинства славянских народов в составе Австро-Венгрии в конце XVIII -первой половины XIX в. Возможность объединения славян воспринималась австрийскими немцами и венграми как самая большая угроза. В среде славянской интеллигенции (чешской, хорватской, сербской) возникает «панславизм», целью которого являлось в первую очередь воссоздание единого славянского языка, а затем - создание единой общеславянской федерации. Только в 1918 г. с распадом Австро-Венгерской империи славянские народы частично получили государственность. Отцом проблемы этногенеза славян считается чешский ученый Павел Шафарик (первая половина XIX в.), а основные методики установления этногенеза - разработаны сравнительным языкознанием и археологией.

Вопрос 1. 1.Споры о происхождении и прародине славян.Археологи­ческие, лингвистические, письменные и др. источники о праславянах.

Наши рекомендации